Определение номинальных значений размеров и допускаемых отклонений ответственных деталей агрегатов зарубежной техники
- Авторы: Ионов П.А.1, Сенин П.В.1, Пьянзов С.В.1, Раков Н.В.1, Земсков А.М.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
- Выпуск: Том 32, № 4 (2022)
- Страницы: 520-538
- Раздел: Технологии, машины и оборудование
- Статья получена: 19.06.2025
- Статья одобрена: 19.06.2025
- Статья опубликована: 23.06.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4123/article/view/297141
- DOI: https://doi.org/10.15507/2658-4123.032.202204.520-538
- ID: 297141
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Без технической (конструкторской) документации разработка и адаптация отечественных технологий, направленных на техническое обслуживание и ремонт зарубежной техники, не представляется возможной. В качестве объекта исследований выбран наиболее распространенный зарубежный объемный гидропривод Sauer-Danfoss серии 90, состоящий из гидронасоса 90R100 и гидромотора 90M100.
Цель исследования – определить номинальные значения размеров и допускаемые отклонения деталей в ресурсолимитирующих соединениях объемного гидропривода зарубежного производства.
Материалы и методы. Первая серия стендовых испытаний посвящена поиску диапазонов изменения значимых факторов, оказывающих влияние на объемный КПД. Вторая серия – получению регрессионных моделей и определению методом крутого восхождения значений износа деталей и зазоров в ресурсолимитирующих соединениях объемного гидропривода Sauer-Danfoss, соответствующих величине объемного КПД нового агрегата. Номинальные значения размеров и допускаемые отклонения деталей в соединениях гидропривода определяли методом размерного анализа.
Результаты исследования. Стендовые испытания позволили определить диапазоны изменения износов деталей и зазоров в соединениях объемных гидроприводов, влияющих на объемный КПД. Предложен и реализован комплексный подход к определению номинальных размеров и допускаемых отклонений ответственных деталей агрегатов зарубежной техники, включающий комбинацию экспериментальных исследований (стендовые испытания) и метода размерного анализа. Для нового объемного гидропривода Sauer-Danfoss серии 90 получены следующие значения: диаметр отверстия в блоке цилиндров под поршень 22,7+0,006 мм; диаметр поршня 22,7–0,004 мм; диаметр отверстия в задней крышке под золотник 9,5+0,004 мм; диаметр золотника 9,5–0,0025 мм.Обсуждение и заключение. Определены номинальные значения размеров и допускаемые отклонения деталей, а также величины технологических зазоров в ресурсоли-митирующих соединениях нового объемного гидропривода Sauer-Danfoss серии 90. Полученные результаты являются основой для разработки технологии восстановления работоспособности и повышения долговечности агрегатов объемного гидропривода зарубежного производства.
Полный текст
Введение
В период 2005–2015 гг. Российская Федерация активно закупала энергонасыщенную и высокопроизводительную технику зарубежного производства. В гарантийный период эксплуатации, в среднем 3–5 лет, проблемы с техническим обслуживанием и ремонтом вышедшей из строя техники решали дилерские центры производителей. По истечении гарантийного периода с техническим обслуживанием и ремонтом возникали сложности. Дилерские центры частично решают обозначенную проблему: осуществляют замену (продажу) новых агрегатов или необходимых запасных частей за большую стоимость. Однако в большинстве случаев, не имея достаточных финансовых средств, проблему технического обслуживания и ремонта в постгарантийный период решали собственными силами и средствами эксплуатирующих организаций.
Введение в 2014–2022 гг. санкций привело к существенному сокращению импорта новых агрегатов и запасных частей для технического обслуживания и ремонта. Из-за этого большинство дилерских центров закрылось. Это серьезно обострило ситуацию с техническим обслуживанием и ремонтом зарубежной техники. Выход видится в разработке новых технологий технического обслуживания и ремонта зарубежной техники или адаптации существующих отечественных технологий. Однако без технической (конструкторской) документации, являющейся коммерческой тайной заводов-изготовителей, решить данную задачу невозможно. Поэтому актуальным является исследование, направленное на определение номинальных значений размеров и допускаемых отклонений ответственных деталей агрегатов зарубежной техники.
Одной из наиболее сложных и дорогостоящих систем в современной энергонасыщенной зарубежной технике является привод ходовой части, включающий в свое конструктивное исполнение сложные аксиально-поршневые гидроагрегаты: гидронасос и гидромотор. Данные гидроагрегаты образуют единую замкнутую систему – объемный гидропривод, от технического состояния которого во многом зависят надежность и эксплуатационные показатели техники.
По результатам проведенных ранее исследований установлены наиболее распространенные в РФ модели объемных гидроприводов: ОАО «Пневмостроймашина», Россия, и Hydrosila, Украина, (модели ГСТ-90, ГСТ-112 и PVH/MFH-112) – 65,7 %; Sauer-Danfoss, Германия, – 24,5 % (90R100 и 90M100); Eaton, США, – 3,4 % (6423-618 и 6433-113); Linde, Германия, – 5,4 % (BMV 70R и BMF75); Bosch Rexroth, Германия, – 0,99 % (AA4VG90 и A2FM90)1.
Объемный гидропривод PVH/MFH-112 компании Hydrosila является отечественным аналогом объемного гидропривода ГСТ-90, -112 производства ОАО «Пневмостроймашина». Данные гидроприводы детально изучены, есть конструкторская документация, известны технологические зазоры в ответственных соединениях, определены причины потери их работоспособности, разработаны технологические рекомендации по их диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту2.
В настоящее время интерес для исследования представляют зарубежные объемные гидроприводы. Мало данных о причинах потери их работоспособности, они существенно отличаются в конструктивном исполнении отдельных деталей и соединений. Наиболее распространенным зарубежным производителем в РФ является компания Sauer-Danfoss с объемным гидроприводом серии 90 (гидронасос марки 90R100 и гидромотор 90M100)3. Этот гидропривод выбран в качестве объекта исследований.
Цель исследования – определить номинальные значения размеров и допускаемые отклонения деталей в ресурсолимитирующих соединениях объемного гидропривода зарубежного производства.
Обзор литературы
Объемный гидропривод компании Sauer-Danfoss серии 90 нашел широкое применение в конструкциях отечественной и зарубежной техники сельскохозяйственного (Acros 530, 580; Torum 740; RSM-161; RSM-1401)4 [1], дорожно-строительного (Volvo Construction G-900; Ammann AV 70X; Case 885 B AWD; Doosan DX255NLC-5) [2–6] и коммунального (JCB 4CX ECO; МКСМ-800; Nilfisk City Ranger 3500; ПУМ-5021) назначения [7–13].
Критерием предельного состояния (критерием оценки работоспособности) объемного гидропривода является снижение величины объемного КПД (ηоб) гидронасоса/гидромотора на номинальных режимах работы более чем на 20 % от нормативного (паспортного) значения5 [1–4].
В исследованиях отмечено, что ресурсолимитирующими соединениями, вносящими значительный вклад в снижение величины объемного КПД гидроприводов ГСТ Hydrosila, являются «поршень – втулка»; «золотник – корпус», «распределитель 1 – распределитель 2» гидронасоса/гидромотора объемного гидропривода. Для восстановления работоспособности данных гидроприводов существует технология ремонта6. Восстановить изношенные детали аналогичных соединений зарубежных объемных гидроприводов, например Sauer-Danfoss, не представляется возможным, прежде всего, из-за отсутствия данных о номинальных конструкторских размерах и допускаемых отклонениях деталей и значениях технологических зазоров в соединениях.
В настоящее время для определения размеров ответственных деталей в машиностроении используют два подхода: статистический и расчетно-аналитический.
Статистический подход позволяет определить среднее значение размеров деталей и допускаемых отклонений в исследуемых соединениях агрегата на основании сбора, обработки и анализа большой выборки новых деталей. Определение количества деталей для проведения исследований осуществляют с доверительной вероятностью 0,80–0,957. Достоинство данного метода заключается в высокой точности получаемых результатов [14; 15]. Недостаток метода – в сложности его реализации, связанной с необходимостью большого количества новых исследуемых деталей [16–19].
Расчетно-аналитический подход основан на методе размерного анализа деталей путем построения и решения размерных цепей соединения. В качестве достоинства авторы отмечают простоту, наглядность и доступность данного метода без применения сложного математического аппарата и 100-процентную вероятность попадания допусков исследуемых деталей в заданные пределы [20–22].
Недостаток метода обусловлен необходимостью наличия некоторого количества исходных данных для расчета. Например, при отсутствии величин зазоров в соединениях объемного гидропривода определить номинальные размеры и допускаемые отклонения исследуемых деталей данным методом невозможно.
Таким образом, можно сделать вывод, что ни один из существующих методов не позволяет достигнуть заявленную цель. Поэтому предлагается применить комплексный подход – комбинацию экспериментальных исследований (стендовые испытания) и метода размерного анализа. Стендовые испытания нового объемного гидропривода Sauer-Danfoss позволят установить величины зазоров в соединениях, а размерный анализ достоверно определить значения номинальных размеров и допускаемых отклонений деталей ресурсолимитирующих соединений.
Материалы и методы
Контроль технического состояния объемного гидропривода Sauer-Danfoss проводят по наиболее важным параметрам диагностирования: подача/расход рабочей жидкости, рабочее давление, крутящий момент, температура рабочей жидкости и КПД (полный, гидромеханический и объемный). При этом величина объемного КПД является критерием оценки работоспособности диагностируемого объекта.
Объемные КПД отдельных гидроагрегатов (гидронасоса ηноб.пр. / гидромотора ηмоб.пр.) объемного гидропривода определяются исходя из следующих выражений:
ηноб.пр. = (ηноб.нов. – 0,2 · ηноб.нов.) = (0,95 – 0,2 · 0,95) = 0,76, (1)
ηмоб.пр. = (ηмоб.нов. – 0,2 · ηмоб.нов.) = (0,95 – 0,2 · 0,95) = 0,76, (2)
где ηноб.нов. = 0,95 – объемный КПД нового гидронасоса; ηмоб.нов. = 0,95 – объемный КПД нового гидромотора.
Таким образом, падение объемного КПД ниже предельного значения (ηоб.пр. = 0,76) говорит о том, что объемный гидропривод непригоден к дальнейшей эксплуатации вследствие больших утечек рабочей жидкости из-за износов деталей и увеличения зазоров в его соединениях.
Для определения влияния на работоспособность (величину объемного КПД) объемного гидропривода значений износов деталей и зазоров в соединениях проводили серию стендовых испытаний на специализированном стенде с гидравлическим нагружающим устройством, разработанным в рамках реализации программы «У.М.Н.И.К.» (Фонд содействия инновациям, проект № 0038566, № гос. рег. 12454ГУ/2017)8. Параметры диагностирования испытуемых объемных гидроприводов контролировали с помощью разработанного специализированного программного обеспечения (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2019614369) в режиме реального времени. Контролируемые параметры сравнивали с регламентированными, установленными заводами-изготовителями.
Стендовые испытания разделили на две группы. Первая группа включала в себя однофакторные (пассивные) эксперименты. Вторая группа – многофакторные (активные) эксперименты.
Однофакторный эксперимент проводили для трех значимых соединений объемных гидроприводов Hydrosila и Sauer-Danfoss. Первый этап посвящен влиянию на объемный КПД зазора в соединении «поршень – втулка». Эксперимент начинали от технологического (минимального по конструкторской документации) зазора z = 25 мкм для нового объемного гидропривода Hydrosila с шагом 10–15 мкм до падения величины КПД ниже предельного значения. Увеличения зазора добивались механической обработкой рабочих поверхностей поршней. Для объемного гидропривода Sauer-Danfoss значение технологических зазоров неизвестно, поэтому принимали минимальные значения, полученные перекомплектовкой новых деталей, z = 10 мкм. Величины зазоров и износы деталей в других соединениях испытуемых объемных гидроприводов принимались постоянными, равными минимальным значениям, полученным перекомплектовкой новых деталей или соответствующим шероховатости их поверхностей.
Второй этап посвящен влиянию на объемный КПД зазора в соединении «золотник – корпус». Эксперимент начинали от минимального технологического зазора z = 8 мкм для нового объемного гидропривода Hydrosila с шагом 4–15 мкм до падения величины КПД ниже предельного значения. Увеличения зазора добивались механической обработкой рабочих поверхностей золотников. Для объемного гидропривода Sauer-Danfoss значение технологических зазоров неизвестно, поэтому принимали минимальные значения, полученные перекомплектовкой новых деталей, z = 4 мкм. При этом износы в соединениях «распределитель 1 – распределитель 2» (Hydrosila) и «блок с напайкой – распределитель» (Sauer-Danfoss) испытуемых объемных гидроприводов принимались постоянными, равными минимальным значениям, соответствующим шероховатости поверхностей новых деталей. Зазоры в соединениях «поршень – втулка» (Hydrosila и Sauer-Danfoss) соответствуют минимальным значениям, полученным перекомплектовкой новых деталей.
Третий этап посвящен влиянию суммарной площади износа в соединении «блок с напайкой – распределитель» (Sauer-Danfoss) и «распределитель 1 – распределитель 2» (Hydrosila) на объемный КПД гидронасоса. Площади износов распределителей определяли по профилограммам, полученным с использованием профилографа-профилометра «Тэйлор Хобсон»9.
Во второй группе стендовых испытаний проводили многофакторный эксперимент по методике, представленной в других работах10. Цель эксперимента заключалась в получении регрессионных моделей влияния значимых факторов на параметр оптимизации – объемный КПД при номинальных значениях рабочего давления. Определение значений износа деталей и зазоров в ресурсолимитирующих соединениях зарубежного объемного гидропривода Sauer-Danfoss, соответствующих величинам объемного КПД нового гидропривода 0,95 и 0,98, проводили оптимизацией регрессионных моделей методом крутого восхождения11.
На основе найденных значений зазоров выполнили расчет номинальных размеров и допускаемых отклонений деталей ресурсолимитирующих соединений методом размерного анализа [16–22].
Схемы ресурсолимитирующих соединений объемного гидропривода Sauer-Danfoss представлены на рисунке 1.
а) соединение «поршень – втулка» гидропривода Sauer-Danfoss;
b) соединение «золотник – корпус» гидропривода Sauer-Danfoss
Fig. 1. Schemes of critical parts connections that affect efficiency of the volumetric hydraulic drive
Sauer-Danfoss: a) connection “piston – sleeve” in the hydraulic drive Sauer-Danfoss;
b) connection “spool – case” in the hydraulic drive Sauer-Danfoss
Данные соединения однотипные, состоят из двух составляющих звеньев и замыкающего звена (см. рис. 2).
Рис. 2. Общая схема размерной цепи соединений:
А1 – диаметр отверстия в корпусной детали (блоках цилиндров, задней крышке); А2 – диаметр вала (поршня или золотника)
Fig. 2. General scheme of the dimensional chain of connections:
А1 – diameter of the hole in the body part (cylinder blocks, back cover); А2 – diameter of the shaft (piston or spool)
В рассматриваемых размерных цепях известны предельные значения замыкающих и номинальные размеры составляющих звеньев, следовательно, решалась прямая задача размерной цепи. При этом использовали метод полной взаимозаменяемости и способ расчета максимума-минимума, чтобы требуемая точность зазоров в соединениях обеспечивалась при самых неблагоприятных сочетаниях составляющих звеньев без каких-либо дополнительных операций в виде подбора или пригонки.
Расчет звеньев проводился на основании РД 50-635-87 в следующей последовательности:
- Определили нижнее А0н и верхнее А0в предельные отклонения замыкающих звеньев.
- Нашли координаты середины А0с полей допусков замыкающих звеньев согласно следующему выражению:
(3)
- Далее определили поля допусков замыкающих звеньев T0:
(4)
- Нашли среднее число единиц допуска составляющих звеньев αс:
(5)
где iз1 и iз2 – единица допуска составляющих звеньев по ГОСТ 25347-8212.
- По полученным значениям αс определяем квалитеты составляющих звеньев, назначаем основные отклонения по ГОСТу13. Далее проводили проверочный расчет.
- Определили допуск замыкающего звена с учетом принятых составляющих звеньев T0пров:
(6)
где Т1 и Т2 – допуски звенев 1 и 2.
- Назначения допусков проверяли исходя из выполнения условия:
Расчет размерных цепей с корректирующими звеньями проводился в следующей последовательности.
- Если проверочные условия не выполняются, то прибегают к решению размерных цепей с корректирующими звеньями, расчет включал в себя следующие шаги:
– в качестве корректирующих звеньев назначались звенья А2кор;
– определяли допуск корректирующего звена T2кор:
T2кор = T0 + T1. (7)
– по полученным значениям допусков назначались квалитеты корректирующих звеньев и величины предельных отклонений (основные отклонения звеньев прежние);
– находили допуск замыкающих звеньев с учетом допусков корректирующих звеньев :
(8)
– проверяли правильность назначения допусков с учетом корректирующих звеньев.
Результаты исследования
Результаты первой группы стендовых испытаний объемных гидроприводов представлены на рисунках 3–5.
На рисунке 3 представлено изменение величины объемного КПД ηоб для зарубежных объемных гидроприводов Sauer-Danfoss и Hydrosila от зазоров в соединении «поршень – втулка».
ηоб.нов. – максимальное значение объемного КПД при минимальном технологическом зазоре
в соединении нового гидропривода Hydrosila; 0,76 – предельное значение объемного КПД;
1 – зазор, соответствующий ηоб.нов. для гидропривода Sauer-Danfoss (zпор.нов.1 = 15 мкм);
2 – зазор, соответствующий ηоб.нов. для гидропривода Hydrosila (zпор.нов.2 = 25 мкм);
1' – зазор, соответствующий ηоб.пред. для гидропривода Sauer-Danfoss (zпор.пред.1' = 97 мкм);
2' – зазор, соответствующий ηоб.пред. для гидропривода Hydrosila (zпор.пред.2' = 140 мкм)
Fig. 3. Change in the volumetric efficiency caused by a clearance in the connection “piston – sleeve”
zпор: ηоб.нов. – maximum value of volumetric efficiency with a minimum technological clearance in the
connection of the new hydraulic drive Hydrosila; 0.76 – limit value of volumetric efficiency;
1 – clearance corresponding to ηоб.нов. for hydraulic drive Sauer-Danfoss (zпор.нов.1 = 15 μm);
2 – clearance corresponding to ηоб.нов. for hydraulic drive Hydrosila (zпор.нов.2 = 25 μm);
1' – clearance corresponding to ηоб.пред. for hydraulic drive Sauer-Danfoss (zпор.пред.1' = 97 μm);
2' – clearance corresponding to ηоб.пред. for hydraulic drive Hydrosila (zпор.пред.2' = 140 μm)
Анализируя рисунок, можно сделать вывод, что при максимальном значении величины объемного КПД ηоб.нов. величина зазора в соединении «поршень – втулка» для объемных гидроприводов Sauer-Danfoss и Hydrosila составляет zпор.нов.1 = 15 мкм и zпор.нов.2 = 25 мкм соответственно. Предельное значение величины объемного КПД объемных гидроприводов Sauer-Danfoss и Hydrosila наблюдается при следующих величинах зазора: zпор.пред.1' = 97 мкм и zпор.пред.2' = 140 мкм соответственно.
На рисунке 4 представлено изменение величины объемного КПД ηоб для зарубежных объемных гидроприводов Sauer-Danfoss и Hydrosila от зазоров в соединении «золотник – корпус».
ηоб.нов. – максимальное значение объемного КПД при минимальном технологическом зазоре
в соединении нового гидропривода Hydrosila; 0,76 – предельное значение объемного КПД;
1 – зазор, соответствующий ηоб.нов. для гидропривода Sauer-Danfoss (zз.к.нов.1 = 5 мкм);
2 – зазор, соответствующий ηоб.нов. для гидропривода Hydrosila (zз.к.нов.2 = 8 мкм);
zз.к.пред. – предельное значение зазора в соединениях zз.к.пред. = 250 мкм
Fig. 4. Change in the volumetric efficiency caused by the clearance in the critical parts connections
“spool – housing” zз.к.: ηоб.нов. – maximum value of volumetric efficiency with a minimum technological
gap in the connection of the new hydraulic drive Hydrosila; 0.76 – limit value of volumetric efficiency;
1 – clearance corresponding to ηоб.нов. for hydraulic drive Sauer-Danfoss (zз.к.нов.1 = 5 μm);
2 – clearance corresponding to ηоб.нов. for hydraulic drive Hydrosila (zз.к.нов.2 = 8 μm);
zз.к.пред. – limit value of the clearance in the connections zз.к. пред. = 250 μm
Анализируя рисунок, можно сделать вывод, что при максимальном значении величины объемного КПД ηоб.нов. величина зазора в соединении «золотник – корпус» для объемных гидроприводов Sauer-Danfoss и Hydrosila составляет zз.к.нов.1 = 5 мкм и zз.к. нов.2 = 8 мкм соответственно. Предельное значение величины объемного КПД объемных гидроприводов Sauer-Danfoss, Hydrosila не наблюдается, поэтому для исследуемых объемных гидроприводов принимаем предельное значение величины зазора в соединении zз.к.пред. = 250 мкм.
На рисунке 5 представлено изменение величины объемного КПД ηоб для зарубежных объемных гидроприводов Sauer-Danfoss и Hydrosila от суммарной площади износа в соединениях.
Fig. 5. Change in volumetric efficiency caused by the total area of wear in the connection “block with solder – distributor” and“distributor1 – distributor 2” Sсум: ηоб.нов. – maximum value of volumetric efficiency with a minimum wear area in the connection of the new hydraulic drive Hydrosila; 0.76 – limit value of volumetric efficiency; 1 – total wear area corresponding ηоб.нов. for hydraulic drive Sauer-Danfoss (Sсум = 0.001 mm2); 2 – total wear area corresponding ηоб.нов. for hydraulic drive Hydrosila (Sсум = 0.002 mm2); 1' – total wear area corresponding ηоб.пред. for hydraulic drive Sauer-Danfoss (Sсум.пред.1' = 0.086 mm2); 2' – total wear area corresponding ηоб.пред. for hydraulic drive Hydrosila (Sсум.пред. 2' = 0.128 mm2)
Анализируя рисунок, можно сделать вывод, что то при максимальном значении величины объемного КПД ηоб.нов. величина суммарной площади износа в соединении «блок с напайкой – распределитель» (Sauer-Danfoss) и «распределитель 1 – распределитель 2» (Hydrosila) составляет Sсум1 = 0,001 мм2 и Sсум2 = 0,002 мм2 соответственно. Предельное значение величины объемного КПД объемных гидроприводов Sauer-Danfoss и Hydrosila наблюдается при следующих величинах суммарной площади износа: Sсум.пред.1' = 0,086 мм2 и Sсум.пред.2' = 0,128 мм2 соответственно.
Следует отметить, что с увеличением износов и зазоров в соединениях для всех гидроприводов происходит резкое падение величины объемного КПД. Наибольшее падение объемного КПД наблюдается у объемного гидропривода Sauer-Danfoss. По нашему мнению, это связано с величиной рабочего давления в линиях объемного гидропривода: чем выше давление, тем интенсивнее происходит утечка рабочей жидкости и в результате наблюдается резкое падение объемного КПД гидроагрегата.
Проведенные эксперименты позволили определить диапазоны изменения зазоров для дальнейших исследований.
По результатам многофакторного эксперимента получены регрессионные модели, описывающие связь объемного КПД зарубежных гидроприводов Sauer-Danfoss и Hydrosila с износами деталей и зазорами в соединениях:
– для Hydrosila:
(9)
– для Sauer-Danfoss:
(10)
Адекватность полученных регрессионных моделей проверяли по критерию Фишера. При значимости q = 5 % и степени свободы N1,ad =3 и N2,ad = 16 получено критическое значение Fкр = 3,24 (согласно методике, изложенной в РДМУ 109-77). Расчетное значение критерия Фишера для объемных гидроприводов Hydrosila и Sauer-Danfoss составило: F1 = 3,103 (F1 = 3,103 < Fкр = 3,24) и F2 = 2,931 (F2 = 2,931 < Fкр = 3,24) соответственно. Так как расчетное значение меньше критического, гипотеза об адекватности полученных моделей принимается. Таким образом, полученные регрессионные модели адекватно описывают взаимосвязь факторов с объемным КПД.
Установлено, что наиболее значимыми факторами, влияющими на объемный КПД гидропривода Sauer-Danfoss, являются: суммарная площадь износа Sсум в соединении «блок с напайкой – распределитель»; зазор в соединении «поршень – втулка» zпор; зазор в соединении «золотник – корпус» zз.к. и комбинация факторов: суммарная площадь износа в соединении «блок с напайкой – распределитель» и зазор в соединении «поршень – втулка». Данные соединения объемного гидропривода являются ресурсолимитирующими.
Для определения соответствия величин объемного КПД значениям износа деталей и зазоров в соединениях зарубежных гидроприводов Hydrosila и Sauer-Danfoss проводили оптимизацию регрессионных моделей (9) и (10) методом крутого восхождения. Результаты оптимизации представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1 Результаты оптимизации регрессионной модели (9) для объемного гидропривода Hydrosila
Table 1 Results of regression model optimization (9) for volumetric hydraulic drive Hydrosila
Параметр / Parameter | Sсум, мм2 / Sсум, µm | zпор, мкм / zпор, µm | zз.к, мкм / zз.к, µm | Объемный КПД ηоб / Volumetric efficiency ηоб |
bi | –1,57420 | –0,001656 | –0,0005 | ‒ |
biЧ | –0,09917 | –0,095220 | –0,0605 | ‒ |
l | 0,00001 | 0,300000 | 0,1400 | ‒ |
Опыты на линии восхождения / Experiments on the line of ascent | ||||
1 | 0,00200 | 25,0 | 8,00 | 0,983787 |
2 | 0,00201 | 25,3 | 8,14 | 0,983200 |
… | … | … | … | … |
57 | 0,00256 | 41,8 | 15,84 | 0,950863 |
58 | 0,00257 | 42,1 | 15,98 | 0,950274 |
59 | 0,00258 | 42,4 | 16,12 | 0,949685 |
Таблица 2 Результаты оптимизации регрессионной модели (10) для объемного гидропривода Sauer-Danfoss
Table 2 Results of regression model optimization (10) for volumetric hydraulic drive Sauer-Danfoss
Параметр / Parameter | Sсум, мм2 / Sсум, µm | zпор, мкм / zпор, µm | zз.к, мкм / zз.к, µm | Объемный КПД ηоб / Volumetric efficiency ηоб |
bi | –2,59480 | –0,002267 | –0,00063 | ‒ |
biЧ | –0,11027 | –0,092947 | –0,07717 | ‒ |
l | 0,00002 | 0,300000 | 0,20000 | ‒ |
Опыты на линии восхождения / Experiments on the line of ascent | ||||
1 | 0,00100 | 15,0 | 5,0 | 0,978726 |
2 | 0,00102 | 15,3 | 5,2 | 0,977864 |
… | … | … | … | … |
33 | 0,00164 | 24,6 | 11,4 | 0,951082 |
34 | 0,00166 | 24,9 | 11,6 | 0,950217 |
35 | 0,00168 | 25,2 | 11,8 | 0,949352 |
Результаты оптимизации регрессионной модели для объемного гидропривода Hydrosila показали, что значения КПД ηоб = 0,95 соответствуют верхним технологическим зазорам в соединениях, а КПД ηоб = 0,98 – нижним технологическим зазорам. Полученные результаты коррелируют с конструкторской документацией и паспортными данными, установленными заводом-изготовителем, что подтверждает достоверность полученных результатов14.
Применив данный подход к объемному гидроприводу Sauer-Danfoss, определим верхние (максимальные при КПД ηоб = 0,95) и нижние (минимальные при КПД ηоб = 0,98) технологические зазоры в ресурсолимитирующих соединениях.
Результаты оптимизации позволили получить номинальные значения минимальных износов и технологических зазоров в соединениях нового объемного гидропривода Sauer-Danfoss (Sсум = 0,001 мм2, zпор = 15 мкм и zз.к. = 5 мкм при ηоб = 0,97) и максимальных износов и технологических зазоров при ηоб = 0,95 (Sсум = 0,00166 мм2, zпор = 24,9 мкм и zз.к. = 11,6 мкм).
Полученные результаты являются исходными данными для расчета номинальных значений размеров и допускаемых отклонений деталей ресурсолимитирующих соединений объемного гидропривода Sauer-Danfoss.
Для суммарной площади износа соединения «блок с напайкой – распределитель» объемного гидропривода Sauer-Danfoss в качестве максимального технологического зазора между плоскими стенками принимается значение, равное суммарному отклонению от плоскостности для рассматриваемых поверхностей деталей. Данное значение соответствует величине суммарной шероховатости зоны уплотнения соединения и составляет 0,2 мкм.
Результаты расчетов по соединениям zпор и zз.к. объемного гидропривода Sauer-Danfoss приведены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты расчета размерных цепей способом максимума-минимума
Table 3 Results of calculation of dimensional chains by the maximum-minimum method
Этапы / Stages | Обозначение параметра / Parameter designation | Лимитирующие соединение / Limiting connections | |
zпор | zз.к. | ||
1 | А0н, мкм / А0н, µm | 15 | 5 |
А0в, мкм / А0в, µm | 25 | 12 | |
2 | А0с, мкм / А0с, µm | 20 | 8,5 |
3 | Т0, мкм / Т0, µm | 10 | 8 |
4 | iз | 1,31 | 0,90 |
αс | 3,82 | 3,89 | |
5 | IT (квалитет) / IT (accuracy degree) | 4 | 4 |
Т1 и Т2, мкм / Т1 and Т2, µm | 6 | 4 | |
Основное отклонение звена А1 / Main deviation links А1 | 22,7Н | 9,5Н | |
Основное отклонение звена А2 / Main deviation links А2 | 22,7h | 9,5h | |
Поле допуска звена А1, мм / Tolerance field links А1, mm | 22,7+0,006 | 9,5+0,004 | |
Поле допуска звена А2, мм / Tolerance field links А2, mm | 22,7–0,006 | 9,5–0,004 | |
Проверочный расчет / Verification calculation | |||
6 | Т0пров, мкм / Т0пров, µm | 12 | 8 |
7 | Проверка условия / Condition testing | 10 < 12 | 7 < 8 |
Не выполняется / The condition is not met | Не выполняется / The condition is not met | ||
Расчет размерных цепей с корректирующими звеньями А2кор / Calculation of dimensional chains with corrective links А2кор | |||
8 | Расчетное значение Т2кор, мкм / Calculated value Т2кор, µm | 4 | 3 |
IT (квалитет) / IT (accuracy degree) | 3 | 3 | |
Принятое значение Т2кор, мкм / Accepted value Т2кор, µm | 4 | 2,5 | |
Поле допуска звена А2кор, мм / Tolerance field links А2кор, mm | 22,7–0,004 | 9,5–0,0025 | |
мкм / µm | 10 | 6,5 | |
Проверка условия / Condition testing | 10 = 10 | 7 > 6,5 | |
Выполняется / The condition is met | Выполняется / The condition is met |
Методом размерного анализа установлены номинальные значения размеров и допускаемые отклонения деталей в ресурсолимитирующих соединениях для нового объемного гидропривода Sauer-Danfoss серии 90:
– диаметр отверстия в блоке цилиндров под поршень 22,7+0,006 мм;
– диаметр поршня 22,7–0,004 мм;
– диаметр отверстия в задней крышке под золотник 9,5+0,004 мм;
– диаметр золотника 9,5–0,0025 мм.
Таким образом, в работе предложен и реализован комплексный подход к определению номинальных размеров и допускаемых отклонений ответственных деталей агрегатов зарубежной техники, включающий комбинацию экспериментальных исследований (стендовые испытания) и метода размерного анализа.
Обсуждение и заключение
Поставленная цель достигнута. Проведенные исследования позволили определить номинальные значения размеров и допускаемые отклонения деталей, а также величины технологических зазоров в ресурсолимитирующих соединениях нового зарубежного объемного гидропривода Sauer-Danfoss серии 90. Полученные результаты являются основой для разработки технологии восстановления работоспособности и повышения долговечности агрегатов объемного гидропривода зарубежного производства.
1 Пьянзов С. В. Совершенствование стенда и методики для контроля технического состояния объемных гидроприводов сельскохозяйственной техники : дис. ... канд. тех. наук. Саранск, 2021. 318 с.
2 Там же ; Галин Д. А. Оценка работоспособности и повышение долговечности объемного гидропривода ГСТ-90 : дис. ... канд. тех. наук. Саранск, 2007. 224 с. ; Земсков А. М. Технология повышения долговечности объемного гидропривода (на примере ГСТ-112) : дис. ... канд. тех. наук. Саранск, 2014. 295 с.
3 Пьянзов С. В. Совершенствование стенда и методики...
4 Там же ; Галин Д. А. Оценка работоспособности и повышение долговечности... ; Земсков А. М. Технология повышения долговечности..
5 Там же.
6 Там же.
7 Пьянзов С. В. Совершенствование стенда и методики...
8 Там же.
9 Земсков А. М. Технология повышения долговечности...
10 Там же ; Пьянзов С. В. Совершенствование стенда и методики...
11 Земсков А. М. Технология повышения долговечности...
12 ГОСТ 25347-82. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки. М. : ИПК Издательство стандартов, 1982. 54 с.
13 Там же.
14 Пьянзов С. В. Совершенствование стенда и методики...
Об авторах
Павел Александрович Ионов
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Email: resurs-ime@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9794-0071
ResearcherId: S-7146-2018
заведующий кафедрой технического сервиса машин, кандидат технических наук
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Петр Васильевич Сенин
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Email: senin53@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3400-7780
ResearcherId: H-1219-2016
первый проректор, доктор технических наук, профессор
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Сергей Владимирович Пьянзов
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: serega.pyanzov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5845-1635
ResearcherId: B-1548-2019
старший преподаватель кафедры технического сервиса машин, кандидат технических наук
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Николай Викторович Раков
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Email: nikolaymgu@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3687-9371
ResearcherId: ABF-2838-2020
доцент кафедры технического сервиса машин, кандидат технических наук
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Александр Михайлович Земсков
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Email: zam503@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1489-6077
ResearcherId: S-7748-2018
кандидат технических наук, доцент кафедры технического сервиса машин
Россия, 430005,г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Ding H., Liu Y., Zhao Ya. A New Hydraulic Synchronous Scheme in Open-Loop Control: Load-Sensing Synchronous Control // Measurement and Control. 2020. Vol. 53, Issue 1–2. P. 119–125. doi:https://doi.org/10.1177/0020294019896000
- Method for Determining the Optimal Operating Time before Replacement of High-Pressure Hoses of Hydraulic Drives of Transport and Technological Machines [Электронный ресурс] / A. I. Pavlov [et al.] //Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1515. doi: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1515/4/042065
- Rylyakin E. G., Semov I. N., Kukharev O. N. The Influence of the Oxidative Polymerization Processes on the Energy Consumption Due to Friction in the Resource Defining Hydraulic Couplings Hydraulic Drive Mate // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2019. Vol. 49, Issue 1. P. 1064–1069. URL: https://www.rjpbcs.com/pdf/2019_10(1)/%5B138%5D.pdf (дата обращения:03.08.2022).
- Spectral Method for Monitoring the Technical Condition of Hydraulic Drives of Forest Harvester Machines [Электронный ресурс] / A. I. Pavlov [et al.] // Journal of Physics: Conference Series. 2020.Vol. 1515. doi: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1515/4/042086
- Повышение уровня технического обслуживания энергонасыщенной техники / Ю. В. Катаев [и др.] // Техника и оборудование для села. 2022. № 4. С. 27–31. doi: https://doi.org/10.33267/2072-9642-2022-4-27-31
- System for Remote Monitoring of Tractors and Detection of Their Incorrect Operation / M. N. Kostomakhin [et al.] // Russian Engineering Research. 2022. Vol. 42, Issue 4. P. 360–364. doi: https://doi.org/10.3103/S1068798X22040189
- New Method for Monitoring the Residual Life of High Pressure Hoses [Электронный ресурс] / A. I. Pavlov [et al.] // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1515. doi: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1515/4/042082
- Numerical Simulation and Experimental Study on the Comparison of the Hydraulic Characteristics of an Axial-Flow Pump and a Full Tubular Pump / L. Shi [et al.] // Renewable Energy. 2020. Vol. 153.P. 1455–1464. doi: https://doi.org/10.1016/j.renene.2020.02.082
- Разработка программного обеспечения стенда для контроля технического состояния объемных гидроприводов / С. В. Пьянзов [и др.] // Инженерные технологии и системы. 2021. Т. 31, № 4.С. 500–517. doi: https://doi.org/10.15507/2658-4123.031.202104.500-517
- Разработка мобильного контрольно-диагностического устройства / Д. А. Жданко [и др.] // Технический сервис машин. 2021. № 1. С. 34–44. doi: https://doi.org/10.22314/2618-8287-2021-59-1-34-44
- Battarra M., Mucchi E. On the Assessment of Lumped Parameter Models for Gearpump Performance Prediction // Simulation Modelling Practice and Theory. 2019. Vol. 99. P. 34–40. doi: https://doi.org/10.1016/j.simpat.2019.102008
- Модернизация стенда КИ-28097М-03 для оценки качества ремонта регулируемых гидроагрегатов / И. М. Макаркин [и др.] // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2021.№ 9. С. 36–41. doi: https://doi.org/10.33920/sel-10-2109-05
- Analysis of the Technical Condition of Agricultural Machinery Using Neural Networks [Электронный ресурс] / E. V. Pestryakov [et al.] // Advances in Intelligent Systems, Computer Science and Digital Economics III. CSDEIS 2021. Lecture Notes on Data Engineering and Communications Technologies; Hu Z., Gavriushin S., Petoukhov S., He M. (eds). Vol 121. Cham : Springer, 2022. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-97057-4_9
- Оценка технического состояния круглых шестеренных гидронасосов навесных гидросистем тракторов / П. В. Чумаков [и др.] // Инженерные технологии и системы. 2020. Т. 30, № 3.С. 426–447. doi: https://doi.org/10.15507/2658-4123.030.202003.426-447
- Величко С. А., Мартынова Е. Г., Иванов В. И. Оценка предельного состояния тестоделительных машин вакуумно-поршневого типа по критерию расхода масла // Инженерные технологии и системы. 2020. Т. 30, № 3. С. 448–463. doi: https://doi.org/10.15507/2658-4123.030.202003.448-463
- Размерный анализ технологических процессов восстановления деталей машин / Ю. А. Харламов [и др.] // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2021. № 5. С. 37–47. doi:https://doi.org/10.18698/0536-1044-2021-5-37-47
- Польский Е. А., Сорокин С. В. Повышение надежности изделий машиностроения за счет совершенствования точностного анализа размерных цепей // Наукоемкие технологии в машиностроении. 2022. № 6. С. 38–48. doi: https://doi.org/10.30987/2223-4608-2022-6-38-48
- Фролов В. В. Проектный расчет размерных цепей на основе имитационного моделирования // Вестник Витебского государственного технологического университета. 2019. № 2. С. 76–88.doi: https://doi.org/10.24411/2079-7958-2019-13709
- Хващевская Л. Ф., Журавлев Д. А. Анализ точности изделий машиностроения для случая параллельно связанных линейных размерных цепей // Системы. Методы. Технологии. 2022. № 1.С. 48–56. doi: https://doi.org/10.18324/2077-5415-2022-1-48-56
- Бейлин А. Б., Царфин Б. А. Исследование и расчет связанных размерных цепей на примере обеспечения показателей точности поворотно-делительных столов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2020. Т. 22, № 3. С. 5–11. doi: https://doi.org/10.37313/1990-5378-2020-22-3-5-11
- Tamarkin M., Tishchenko E., Murugova E. Design of High Precision Machining Part Processes in Free Abrasives // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2022. Vol. 247. P. 157–167. doi: https://doi.org/10.1007/978-981-16-3844-2_17
- Определение параметров точности механической обработки детали методом графов на основании размерных связей / Э. В. Митин [и др.] // Вестник машиностроения. 2022. № 6. С. 65–71.doi: https://doi.org/10.36652/0042-4633-2022-6-65-71
Дополнительные файлы
