Том 9, № 1 (2024)

Обложка

Весь выпуск

«Национальный женский вопрос»: введение

Муртазина Л.Р., Ханипова И.И.

Аннотация

Статья открывает специальный номер журнала «Историческая этнология», посвященный татарской женщине. Ее авторы, выступившие составителями и научными редакторами номера, обосновывают исследовательский фокус, хронологию и источниковую базу публикуемых материалов. Акцент на женщинах-татарках, как объекте специального изучения, объясняется их активной общественной и профессиональной позицией в период российской империи и СССР. Охват этих двух исторических периодов позволил обозначить этноспецифическую логику встраивания татарских женщин в масштабные политико-социальные явления. Основная часть включенных в номер статей сопровождается публикацией недоступных для большинства исследователей материалов из государственных архивов, эго-документов, литературных произведений, статей татарских газет и журналов дореволюционного периода. Их введение в научный оборот, по мнению авторов вступительной статьи, усиливает возможности диахронного подхода к анализу этносоциального поля в исторической перспективе.

Давая краткий обзор статей номера, авторы введения приходят к заключению о том, что в эпоху буржуазных реформ, наряду с традиционной для женщины заботой о семье и детях, происходит усиление ее роли в социуме, активизируется ее стремление к образованию, просветительской деятельности. С приходом советского строя, провозгласившего равенство полов, нагрузка на женщину возрастает и в личной жизни, и в общественной сфере. Вместе с тем женщины-татарки сохраняют свое важнейшее предназначение – образование и воспитание подрастающего поколения.

Историческая этнология. 2024;9(1):10-16
pages 10-16 views

Проблема национальной идентичности татар в начале XX в. через призму женского взгляда

Салахова Э.К.

Аннотация

Рубеж XIX–XX вв. в татарском обществе характеризуется временем осмысления прошлого и определением задач на перспективное развитие татарской идентичности. В это время на страницах периодической печати разворачивается дискуссия о самоназвании народа, татарские интеллектуалы делятся своим видением понятия «нация» и «национальное». Наряду с мужской частью татарского общества к обсуждению важных вопросов присоединяются татарские женщины.

Автор статьи ставит следующую цель – проанализировать позицию женщин-татарок в отношении национальных вопросов и их деятельность по отстаиванию собственных взглядов. Новизна исследования в том, что вопрос национальной идентичности татар и перспективы развития татарской нации впервые рассматривается через призму женского взгляда. Он является важным, так как женщины напрямую связаны с воспитанием подрастающего поколения, которое определяет характер развития национального сообщества.

В исследовании выяснилось, что татарские женщины начала XX в. активно вступали в полемику о названии татарского народа и выступали защитником татарского этнонима. Они участвовали в формировании стратегии развития национальной идентичности татар. В числе приоритетной, по их мнению, задачи, стоящей перед татарами, является сохранение физического здоровья народа. После нее можно вести речь о духовном развитии. Женщины-татарки основой нации называют религию и татарский язык. Стратегия развития нации, по видению татарских женщин, должна опираться на воспитание и просвещение. Татарские женщины начала XX в. взяли на себя ответственную деятельность по воспитанию молодого поколения, писали об этом книги, занимались активной деятельностью по организации женского образования.

Автор приводит источники из татарской периодической печати начала XX в., в которых отражается точка зрения татарских женщин на проблему идентичности татарского народа.

Историческая этнология. 2024;9(1):17-29
pages 17-29 views

Рукия Мухаммадиш о роли татарских женщин в жизни народа

Муртазина Л.Р.

Аннотация

В статье анализируются суждения видной представительницы татарской эмиграции, педагога, журналиста и общественного деятеля Рукии Мухаммадиш о татарской женщине и ее роли в судьбе татарского народа. К работе прилагается публикация Рукии Мухаммадиш, взятая из газеты «Милли Байрак», издававшейся в Маньчжурии в городе Мукден в 1935–1945 годах. Издание внесло большой вклад в просвещение и укрепление национального самосознания татар Дальнего Востока. Представленный источник посвящен теме роли женщины в национальном воспитании, жизни и истории народа.

В статье «Женщина в жизни нашей нации» Р.Мухаммадиш стремится показать роль и место женщины в семье, в жизни народа и государства. Основываясь на различные исторические источники, она описывает правовое положение женщин в тюркском обществе. Просветительница подчеркивает, что женщины отличались смелостью, решительностью, участвовали в решении не только семейных, но и государственных вопросов. Женщины Золотой Орды участвовали в делах государства, а в Казанском ханстве – правили страной. Воспитание, которым занимались матери, абыстаи, помогало сохранить ислам, родной язык, народные традиции. Таким образом, женщины выполняли обязанности не только перед семьей, но и перед народом, страной. Эта национальная особенность татарских женщин, по мнению Р.Мухаммадиш, должна быть сохранена. Целью публикации просветительницы является поднятие национального самосознания (милли барлык) татарских эмигрантов и распространение среди них исторических знаний. Актуальность документов газетного характера заключается в том, что они являются ценными источниками для изучения жизни и особенностей развития общественно-педагогической мысли татар-мухаджиров.

Историческая этнология. 2024;9(1):30-37
pages 30-37 views

Роль и место женщины в творчестве Наки Исанбета

Хабутдинова М.М.

Аннотация

В статье предпринята попытка системного изучения типологии женских образов в творчестве татарского ученого-энциклопедиста, фольклориста, критика, классика татарской литературы Наки Исанбета (1899–1992). Материалом исследования послужили опубликованные и неопубликованные источники. Художественные, публицистические, научные тексты Н. Исанбета проанализированы с помощью метода смыслового анализа, историко-культурного, сравнительно-сопоставительного методов. Доказано, что в наследии ученого, классика татарской литературы господствует просветительский идеал женщины – «матери нации». В произведениях встречаются образы преданной супруги, мудрой матери, «матери нации». В художественных произведениях, написанных в разных жанрах и на протяжении ХХ в., писатель отстаивает идеи равноправия женщин и мужчин, активного их участия в общественной жизни. Поэтика женских образов зависит от требований жанра. Писатель при разработке образов опирается на традиции татарского фольклора, восточной поэзии. В своем творческом наследии ученый-энциклопедист увековечил десятки имен современниц, внесших огромный вклад в историю и культуру татарского народа.

Историческая этнология. 2024;9(1):38-48
pages 38-48 views

Татарские девушки в высших учебных заведениях Российской империи (конец ХIХ – начало ХХ в.)

Биктимирова Т.А.

Аннотация

В статье приводятся архивные сведения о татарских девушках, обучавшихся в российских университетах на рубеже XIX–XX веков, об учебных заведениях, которые они посещали, о поступлении в них и условиях обучения. Сделан вывод о том, что в этот период женщины получали образование преимущественно в Петербурге. Разия Кутлуярова стала первой среди татарских девушек, обучавшихся на высших медицинских курсах. Известно, что в этой школе училась Амина Батыршина, которая впоследствии стала в Баку известным врачом и общественным деятелем. Татарские девушки изучали специальности, связанные с разными отраслями народного хозяйства, изучали политехнические, торговые, литературно-исторические, естественные науки. Высшие курсы, открытые для женщин, финансировались за счет частных пожертвований и финансовых средств студентов. Поэтому учиться в них могли не все. В 1906–1918 годах на историко-филологическом факультете Казанских высших курсов обучалось 12 девушек-татарок. В статье затрагивается вопрос об общественной деятельности татарских девушек, получивших высшее образование. Среди тех, кто окончил курсы, были те, кто продолжал обучение в высших учебных заведениях и стал заниматься наукой. Одна из них – Марьям Губайдуллина – училась в Казанском Северо-Восточном институте археологии и этнографии, читала лекции по теме «Этнография казанских татар».

В приложении к статье размещены сведения о татарских девушках, обучавшихся на женских высших курсах до Октябрьской революции.

Историческая этнология. 2024;9(1):49-60
pages 49-60 views

Багбустан Мукминова и ее школа для девочек в Оренбурге (по материалам вторичного анализа)

Зиннатуллина А.А.

Аннотация

Исследование приурочено к 140-летнему юбилею со дня рождения выдающейся представительницы татарского народа Багбустан Вильдановны Мукминовой (1884–1963). Она известная просветительница, педагог и автор многочисленных статей, посвященных женскому вопросу. Благодаря ей, в 1908 г. в Оренбурге открывается первая новометодная школа «Школа Багбустан», которая функционирует до 1918 г. Багбустан ханум возобновляет летние педагогические курсы, созданные на рубеже XIX–XX вв. по инициативе Габдулгани Хусаинова в д. Кабаново Бурзян-Кипчакской волости Оренбургской губернии. Она одна из первых татарских женщин, получивших официальное свидетельство от Оренбургского Мусульманского Духовного Собрания, разрешающее педагогическую деятельность. Для изучения педагогического опыта и повышения образования Б.Мукминова в 1914 г. отправляется в Турцию. Здесь она добивается разрешения попасть в парламент и выступает перед местными депутатами. Это было неслыханное для Турции событие. Его осветила турецкая пресса.

В представленной статье озвучены факты биографии и главные направления педагогической деятельности Б.В. Мукминовой. Исследование основывается на вторичном анализе сведений из книги «Ун еллык гыйльми хезмәт», посвященной 10-летнему юбилею «Школы Багбустан» и педагогической работе ее руководителя. В книге, подготовленной членами Оренбургского мусульманского женского общества, описывается история «Школы Багбустан» с первых дней ее существования, упоминаются лица, оказавшие материальную и моральную поддержку школе, перечисляются преподаваемые предметы, раскрываются доходы и расходы учебного заведения, освещается работа педагогических курсов. В публикации подробно описывается поездка Багбустан ханум в Турцию, содержатся воспоминания учительницы Ак-Мечетской женской школы Хермез Мухаммедовой, которая являлась участницей летних педагогических курсов. Отдельное внимание уделяется заметке о Багбустан ханум из турецкой газеты «Тасфире афкяр».

Историческая этнология. 2024;9(1):61-67
pages 61-67 views

Сара Шакулова: новые штрихи к биографии

Галлямова А.Г., Ханипова И.И.

Аннотация

Имя Сары Касымовны Шакуловой, дочери почетного гражданина г. Касимов, получившей блестящее математическое образование, широко известно. Ее незаурядная карьера, успешная деятельность на ниве просвещения, активная жизненная позиция нашли достойное отражение в исторических трудах. Однако в поле зрение исследователей женской истории до сих пор не попали документы столетней давности, собственноручно заполненные С.К. Шакуловой. Это обнаруженные нами в фондах Государственного архива Российской Федерации карточка-формуляр и анкета, которые в данной статье впервые вводятся в научный оборот. Они представляют собой весомые источники о важных биографических вехах татарской Софьи Ковалевской», ее родственниках. В ответах «от первого лица» зафиксированы трудности, встававшие на пути «иноверки» в профессиональной деятельности на поприще образования. Содержание представленных документов проливает свет на материальную составляющую труда педагога в конце политически неспокойных 1910-х гг. и в начале становления светского образования в молодом советском государстве. Написанные рукой выдающейся женщины, эти документы имеют самоценное значение как важный исторический артефакт для национальной культуры татар. Кроме того, представленные документы дополняют источниковую базу по проблеме изучения процессов эмансипации женщины в начале ХХ в., ее высокой потребности в обретении социетального статуса.

Историческая этнология. 2024;9(1):68-78
pages 68-78 views

«Лично я мечтала стать учительницей»: советские автобиографии татарских женщин

Габдрафикова Л.Р.

Аннотация

В статье анализируются фрагменты автобиографий и воспоминаний 1960-х гг., написанных активистками татарского женского движения революционных лет. Кояш Валитова (1898 г.р.), Зухра Баимбетова (1899 г.р.), Былбыл Ильясова (1898 г.р.), Бибихатыма Алабердина (1901 г.р.) и Зейнаб Баширова (1903 г.р.) до революции 1917 г. работали в школе или мечтали стать учительницами. В советское время они включились в агитационно-партийную работу. Общим моментом в советских автобиографиях татарских женщин является выделение элемента «борьба», столкновения с разными силами в семье, обществе. Внутрисемейные конфликты были характерной особенностью эго-документов татарских учительниц. В советских репрезентациях умалчивались некоторые особенности дореволюционной татарской повседневности, в них делался акцент на культурной отсталости мусульман. Комплексный анализ позволил выявить отдельные детали дореволюционного быта и опровергнуть устоявшиеся стереотипы. Автор делает вывод о том, что использование эго-документов в научных исследованиях возможно лишь как дополнение к менее ангажированным источникам другого типа.

Историческая этнология. 2024;9(1):79-94
pages 79-94 views

Просветительская и образовательная деятельность женщин-татарок в советском Туркменистане

Аннаоразов Д.С.

Аннотация

В статье представлен вклад татарских женщин-педагогов в дело просвещения туркменского народа и в подготовку национальных педагогических кадров для Туркменской Советской Социалистической Республики в первые годы советской власти. Отдельное внимание уделено второй половине ХХ столетия. Вклад татарских женщин-педагогов раскрыт на примере Гульнар Джанбековны Карлы – старейшей преподавательницы Туркменского государственного университета имени Махтумкули. Автор анализирует жизненный путь и научно-педагогическую деятельность известной татарской женщины. Показано деятельное, полувековое участие Гульнар Джанбековны в подготовке высококвалифицированных молодых ученых-историков Туркменистана, в разработке учебников для школ республики. Раскрыт вклад представителей педагогической династии Карлы. Она насчитывает не менее пяти поколений просветителей – мулл, преподавателей средней и высшей школы. Все они беззаветно служили народу Туркменистана и профессии ученого-историка.

Историческая этнология. 2024;9(1):95-104
pages 95-104 views

О роли татарских женщин в развитии театрального искусства Туркестана в конце XX – начале XX вв.

Насретдинова Д.М.

Аннотация

В статье анализируется возникновение в Туркестане в конце XX – начале XX вв. театра как одного из видов европейского искусства. Автор раскрывает значение для этого процесса театральных татарских трупп «Сайяр» и «Нур», татарских актрис С. Гиззатуллиной-Волжской, Ф.И. Кудашевой, Ф. Ильской. Показано влияние татарских женщин-драматургов на узбекскую творческую молодежь. Оно проявилось в двух фактах: в публикации первой пьесы узбекской писательницы, ставшей предтечьем для женской литературной школы в Туркестане, и в появлении среди узебекских женщин актрис, снявшихся в первых советских фильмах. Возникновение любительской труппы из числа местного населения, рост числа клубов и театральных кружков, состоявших в основном из женщин, свидетельствовали об увеличении общественной активности туркестанских женщин. Большое внимание в работе уделяется анализу взаимодействий татарских и местных национальных прогрессистов при формировании театрального искусства в Туркестане.

Историческая этнология. 2024;9(1):105-111
pages 105-111 views

Рабига Арат – «самоотверженный доктор с тонкой душой»

Гайнанова М.Р.

Аннотация

В статье анализируется письмо Рабиги Арат, адресованное супругу, известному ученому, тюркологу Рашиту Рахмати Арату. В представленном документе Рабига ханум пишет о семейных новостях, жизни татарского эмигрантского сообщества. Данный документ личного происхождения позволяет воссоздать картину жизни татарских эмигрантов за рубежом. Письмо Рабиги Арат содержит информацию о повседневной жизни, взаимоотношениях в семье и с друзьями. В нем приводятся сведения, показывающие место татарской женщины в социальной жизни Турции. Лейтмотивом текста служат переживания Рабиги ханум о своей профессиональной деятельности в эмиграции. Она получила высшее образование в европейской стране, но ее знания и профессиональный опыт в Турции не были востребованы. Рабига ханум, воспитанная в татаро-мусульманской среде, выбирает семейные ценности.

Цель статьи – показать результат анализа письма Рабиги Арат, в котором представлена ее повседневная жизнь в новой стране и ее отношение к окружающим проблемам, к разным событиям.

В работе приводится оригинал письма Рабиги ханум с переводом на современный татарский язык, где представлены личная жизнь женщины, ее переживания и душевные метания по поводу карьеры, взаимоотношения с татарскими деятелями и ее личное восприятие всего происходящего. Знакомство с архивным материалом позволяет раскрыть неизвестные факты о жизни семьи Рашита Рахмати Арата. Письмо впервые вводится в научный оборот.

Историческая этнология. 2024;9(1):112-121
pages 112-121 views

Рецензия на книгу: Adiloğlu, Adilhan. Ceditçilik Dönemi Kazan Tatar Edebiyatında Kadın Hak ve Hürriyetleri Meselesi (Аnkara: Gece Kitaplığı, 2020. 454 s.)

Хайрутдинов А.Г.

Аннотация

Автор рецензии знакомит с объемной исследовательской работой молодого турецкого ученого Адильхана Адильоглу, посвященной проблеме прав и свобод женщин в татарской литературе и периодической печати эпохи джадидизма (середина XIX – начало XX вв.). Работа ценна тем, что в ней на богатом фактографическом материале исследователь представил историю возникновения национально-культурного возрождения у татар и его выдающихся участников. Ему удалось показать масштаб участия образованной татарской мусульманской женщины в этом процессе.

Историческая этнология. 2024;9(1):122-125
pages 122-125 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».