Ожившая история Казани: кейс «Аудиогид "Околотки на перемотке"»
- Авторы: Мустакимова К.Р., Ротов И.М.1
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 10, № 4 (2025)
- Страницы: 687-696
- Раздел: Научный дебют
- Статья опубликована: 01.12.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2619-1636/article/view/356742
- DOI: https://doi.org/10.22378/he.2025-10-4.687-696
- EDN: https://elibrary.ru/UJALSP
- ID: 356742
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу средств популяризации историко-культурного наследия в городском пространстве. В этом качестве рассматривается аудиогид «Околотки на перемотке». Он был создан в 2024 г. краеведческим медиа «Крот Казанский» и креативным агенством «500na700» из Казани. Непосредственное участие в разработке проекта принимали авторы статьи. Проект рассматривается как синтез научно-исследовательской работы и креативных методов подачи материала, направленных на освещение локальной истории и формирование эмоциональной связи горожан с прошлым. В основе лежит комплексный подход к сбору информации, сочетающий традиционные методы исторического исследования (работа с архивными документами, научной периодикой, адрес-календарями и справочной литературой) с современными цифровыми ресурсами (оцифрованные газеты, базы данных визуальных источников, корпус исторической литературы) и полевыми исследованиями (интервью со старожилами, экспертами и включенное наблюдение). Особое внимание уделяется изучению междисциплинарного статуса проекта, в котором участвуют историки, журналисты, дизайнеры и сценаристы. В статье разбирается опыт создания эпизодов «Сомов» и «Имени Саначина», демонстрирующих, как работа с разнообразными источниками позволяет реконструировать повседневную жизнь городских окраин и «непарадных» пространств, обычно остающихся за рамками популярных туристических маршрутов. Делается вывод о том, что подобные проекты, совмещающие научную достоверность и художественное осмысление, являются эффективным инструментом «оживления» городской истории, способствуют развитию исторического сознания у широкой аудитории.
Ключевые слова
Полный текст
Актуальная задача современной гуманитаристики заключается в поиске эффективных способов популяризации историко-культурного наследия, особенно в тех городских пространствах, которые остаются за пределами популярных туристических маршрутов. Непосредственными проводниками знаний о городе для широкой публики выступали краеведы. Значительный вклад в становление казанской краеведческой традиции внесли основоположники местной исторической науки: Карл Фукс, впервые систематизировавший исторический материал в XIX в. (Фукс, 1844: 131). Важную роль в развитии краеведения в Казани сыграл и один из первых провинциальных историко-литературных журналов «Заволжский муравей» (1832–1834), успешно развивавшийся благодаря усилиям издателей и редакторов в лице профессоров Казанского университета М.С. Рыбушкина и М.В. Полиновского (Егорова, 1991). Изданный под редакцией Н.П. Загоскина провинциальный путеводитель «Спутник по Казани», объединяя обширные сведения о городе, был рассчитан на широкий круг читателей (Загоскин, 1895: 831). На рубеже XIX–XX вв. научный интерес к Казани был дополнен работами, посвященными архитектуре и искусству, среди которых исследования П.М. Дульского. Его очерк «Памятники казанской старины» (1914) значительно усилил интерес общественности к местной истории (Дульский, 1914: 344). Уже в этот период казанские краеведы, такие как Николай Яковлевич Агафонов, писавший под псевдонимом «Я. Посадский», выходили за границы парадных улиц. В очерке «Как добились себе воли казанские суконщики (Из рассказов стариков)» подробно описан быт и обычаи жителей периферийной по тем временам Суконной слободы (Посадский, 1876: 415–242). В первой половине XX в. традицию изучения живущего в ТАССР населения продолжил этнограф Николай Иосифович Воробьев. Его фундаментальный труд «Материальная культура казанских татар (опыт этнографического исследования)» (1930) представляет собой всестороннее исследование хозяйства, быта, жилища и одежды татар, заложившим научную основу для понимания уникального культурного кода этого народа (Воробьёв, 1930: 472). В 1930-е годы, когда многие краеведы были репрессированы, новый подъём краеведческих и научных исследований произошел в 1960-е годы. Основанное в 1965 г. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) стало изучать, реставрировать и популяризировать памятники культуры. В современный период краеведение переживает ренессанс: издаются энциклопедии районов Татарстана, изучаются отдельные населенные пункты, а Национальный музей Республики Татарстан и городские музеи активно проводят краеведческие чтения, издают научные сборники.
Сформированная учеными научная база историко-культурного наследия края обеспечила современные способы его популяризации надежными фактами. Преемственность обеспечивает появление современных медиатехнологий, особое место среди которых занимают аудиогиды, которые, изначально появившись в музейном пространстве, вскоре «вышли» на городские улицы. Как отмечают В.И. Дуров и И.А. Сизова, подавляющее большинство аудиогидов создавалось государственными музеями и это закономерно, поскольку такие учреждения имеют финансирование, штат научных сотрудников и, в целом, бóльшим количеством работников (Дуров, Сизова, 2023: 79–88).
Аудиогиды – это относительно новое направление на рынке мобильных приложений для путешественников, представляющее собой удобный инструмент для самостоятельного знакомства с достопримечательностями. В отличие от бумажных путеводителей, они позволяют прослушивать описание и одновременно осматривать объекты. Это обеспечивает полную свободу передвижения. Сегодня мобильные аудиогиды, такие как izi.TRAVEL, WeGoTrip, Travelry, предлагают пользователям самостоятельное знакомство с городскими маршрутами, объединяя GPS-навигацию, профессиональную аудиозапись и мультимедийный контент1. Этот переход от замкнутого музейного зала к открытому городскому ландшафту позволяет по-новому, в контексте конкретных локаций, оживлять историю там, где она реально происходила.
Проект «Околотки на перемотке», созданный в 2024 г. краеведческим медиа «Крот Казанский» и креативным агентством «500на700» при активном участии авторов статьи, является ярким примером такого подхода. Он синтезирует глубокое историческое исследование с современными цифровыми и креативными технологиями, предлагая нестандартный формат погружения в историю через прогулки по малоизвестным маршрутам Казани. Совершая сознательный поворот от «большой» истории к микроистории и повседневности, проект обращается к тем пластам прошлого, которые обычно остаются «за кадром», но именно за счет них формируется подлинный культурный код территории.
Ключевой новизной является сам продукт – аудиогид, который выступает не просто носителем информации, а законченным художественно-исследовательским произведением. Метафора аудиокассеты и «перемотки» истории создаёт мощный образный ряд, а визуальное сопровождение формирует целостный иммерсивный опыт.
Уникальность проекта подчеркивается тем, что вместо унифицированных карт для каждого маршрута создается собственная нарисованная карта с иллюстрациями. Такие стилизованные карты – это не просто схема движения, а полноценная часть повествования, где оживают исторические персонажи и архитектурные детали. Проект предлагает новую модель диалога между академическим сообществом, креативными специалистами и широкой публикой, демонстрируя, как научная достоверность может быть транслирована через современные и эмоционально заряженные форматы.
Методология сбора информации проекта глубоко укоренена в цифровой гуманитаристике. Систематическая работа с оцифрованными архивными материалами и специализированными базами данных отражает общий «цифровой поворот» в современной исторической науке, позволяя не только оптимизировать поиск, но и выявлять скрытые связи между разрозненными источниками, что особенно важно при реконструкции повседневных практик.
Особая ценность проекта заключается в его глубокой краеведческой проработанности. Каждый эпизод – это результат кропотливого исследования, основанного на архивных документах, старинных газетах, адресных книгах, фотоматериалах и интервью со старожилами. Такой материал позволяет наполнить повествование неочевидными историческими фактами, яркими бытовыми деталями и историями конкретных людей, живших в этих местах десятки и сотни лет назад. Слушатель не просто узнает о зданиях и событиях, а погружается в повседневную жизнь ушедших эпох, слыша рассказы о купцах, студентах, художниках, революционерах и простых горожанах. На данный момент у проекта имеется собственный сайт, и он представлен в аудиосервисах2.
Выбор объектов и построение маршрутов определяются комплексом факторов: физическими условиями городской среды, драматургией аудиоспектакля и общей целью проекта – популяризацией малоизвестных исторических сюжетов. Маршруты проектируются как замкнутые петли, начинающиеся и заканчивающиеся в одной точке, с минимизацией пересечения автомобильных дорог и необходимости возвращаться назад, что обеспечивает безопасность и комфорт слушателя во время прогулки в наушниках. В ряде случаев это правило приводит к сознательному отказу от включения в маршрут некоторых интересных объектов, не вписывающихся в логику кругового движения, как это произошло с особняком Васильевых в эпизоде «Сомов».
Процесс сбора информации для каждого эпизода сочетает традиционные академические методы с полевыми краеведческими исследованиями. Важнейшим источником выступают архивные материалы, среди которых основными стали данные Национального архива Республики Татарстан. При подготовке эпизода «Сомов» использовалось «Дело об устройстве студенческой вечеринки 8 февраля 1895 г. в доме профессора Будрина на углу Ново-Горшечной улицы» (ГА РТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 9970). Были изучены советские архивные дела для восполнения пробелов в информации о городском благоустройстве второй половины XX в., например, использовалось «Решение Исполкома Бауманского райсовета № 522 от 1 декабря 1952 г.» (ГА РТ. Ф.1. Оп. 3. Д. 2590).
Другим источником послужили фонды Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского, Национальной электронной библиотеки и Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор»3. В газетах конца XIX – начала XX вв. находятся материалы о повседневной жизни жителей Казани. Например, в газете «Казанский телеграф» обнаружена заметка о негативном отношении горожан к велосипедистам в Лядском саду4. Особую ценность представляют электронные оцифрованные версии адрес-календарей и городских справочников, позволяющих связать локацию с конкретными людьми5. Такие справочные издания содержат ценные сведения о торговле и ремесленной активности 100–150 лет назад, когда мелкие лавки и мастерские исчезали с карт. Исследовательская работа с адрес-календарями и справочниками имеет свою специфику. Ввод исторического названия улицы в оцифрованный текст, предоставляющего возможность поиска, позволяет быстро составлять список жильцов, среди которых нередко встречаются чиновники, медики, профессора или владельцы предприятий. Если текст не распознан, сплошной просмотр списка имен затруднен, однако при наличии информации о знаковом объекте на улице (например, больнице) поиск на соответствующей странице помогает выявить имена сотрудников, которые затем включаются в повествование. Основная методологическая сложность заключается в том, что в Российской империи отсутствовала унифицированная система нумерации домов, а в календарях указывались имена владельцев на конкретный год. Для атрибуции здания требуется привлечение дополнительной краеведческой литературы и источников для корректной привязки исторического имени к современному адресу. Поэтому круг используемых источников, как печатных трудов, так и оцифрованных электронных, в интернет-сети довольно широк.
Для проекта ценными оказались работы по истории повседневности (Вишленкова и др., 2008; Габдрафикова, 2013) и по отдельным направлениям истории Казани (Аристов, 1992; Зорин, 2001; Ерунов, 2014; Бик-Булатов, 2021). При подготовке эпизода «Имени Саначина» привлекались сотрудники Музея изобразительных искусств Республики Татарстан для уточнения фактов по истории искусства советской Татарии. Работа с публикациями краеведческого сообщества Республики Татарстан остаётся одной из опор проекта. Важными являются научно-просветительские статьи Льва Жаржевского (Жаржевский, 2019: 560), Сергея Саначина (Саначин, 2022: 431), Алексея Клочкова (Клочков, 2019: 344) и Анатолия Елдашева (Елдашев, 2004: 307). При подготовке аудиогида «Имени Саначина» проводились консультации с краеведами – Татьяной Преображенской, Яном Гордеевым и Львом Абрамовым.
Интервью с жителями Вахитовского района дало проекту особенно ценные материалы, прежде всего по истории второй половины XX в. Значительная часть материалов для эпизода «Имени Саначина» получена из бесед с Сергеем Павловичем Саначиным – казанским архитектором, краеведом и сыном Павла Саначина, в честь которого назван переулок в Казани. Из его воспоминаний стали ясны особенности жизни в «элитных» советских домах района; он помог избежать ошибок в атрибуции – например, указал на многочисленные неточности на мемориальной доске Павлу Саначину на доме 57Б по улице Большая Красная. Сергей Павлович оказал существенную помощь в атрибуции дома № 4 в Саначинском переулке: документы, подтверждающие, что дом был построен для купца Лаврентия Матвеевского, ныне хранятся в его личной коллекции.
В аудиогиде «Сомов» воспоминания старожилов позволили включить в повествование памятник современной казанской архитектуры – бывшее здание клуба «Маяковский. Жёлтая кофта», рассматриваемое как образец «капиталистического романтизма» и центр локальной музыкальной культуры 2000-х годов.
Прогулки по улицам Казани и работа с онлайн-картами завершают сборку маршрута: многократные посещения локаций позволяют объединить разрозненные исторические сюжеты. Часто во время таких прогулок обнаруживаются мотивы, которые включаются в аудиогид. Так, в гид «Имени Саначина» попал подробный рассказ о клинчатых перемычках на доме 59 по улице Большая Красная – малозаметный архитектурный элемент, который даёт возможность обсудить специфику строительства 1930-х годов, прагматичного, но не лишённого эстетики. Важным аспектом методологии является драматургическое единство каждого эпизода, которое задает рамки отбора исторического материала. Сюжет гида выступает не только как организующее начало, но и как фильтр, обеспечивающий целостность восприятия. Например, в эпизоде «Сомов» сквозной темой стала вечерняя прогулка буржуа, интересующегося досугом, бытом и искусством. Это позволило объединить рассказы о ярких персонажах разных эпох, но потребовало опустить военные или сугубо академические темы. Напротив, в эпизоде «Имени Саначина» сюжетный прием – импровизированный диалог двух гидов, сочиняющих маршрут, – позволил свободно комбинировать разнородные сюжеты (советское искусство, история элитного жилья), которые было бы сложно логически связать в линейном повествовании. Таким образом, конечный маршрут представляет собой пересечение двух множеств: физически удобной для прогулки территории и набора объектов, складывающихся в убедительный и увлекательный сюжет. В случаях, когда историческая застройка практически утрачена (как в гиде по Черному озеру), компенсаторную роль играет усиление театрализованной составляющей.
Важным источником являются визуальные базы данных Госкаталога РФ6 и Pastvu7.
Процесс работы над гидом был разделён на этапы. Для каждого эпизода обычно привлекались два-три исследователя: журналист и историк, подходы которых дополняли друг друга. Позже сценарист и арт-директор распределяли сюжеты по карте и формулировали для исследователей уточняющие вопросы.
Особого внимания заслуживает визуальный стиль проекта, играющий важную роль в погружении слушателя в прошлое. Его уникальность заключается в самостоятельной творческой концепции. На стадии разработки формата рассматривались различные варианты подачи, включая, например, через концепцию стилизации игры-бродилки. После анализа задач проекта было принято решение в пользу формата аудиокассеты. Эта идея оказалась наиболее органичной по нескольким причинам. Во-первых, она создает мощный ностальгический эффект для старшего поколения, для которого кассеты были частью повседневной культуры, и одновременно выступает любопытным артефактом-открытием для молодежи. Во-вторых, метафора «перемотки» плёнки напрямую связана с ключевой идеей проекта – «перемоткой» истории городских окраин. Каждый эпизод оформлен как уникальная кассета с индивидуальным дизайном обложки, что не просто является стилизацией, а задает особую, камерную атмосферу путешествия во времени.
Визуальный ряд дополняется стилизованными картами маршрутов с иллюстрациями – рисунками домов и персонажей, связанных с историей места. Этот подход, в котором встречаются летящий парашютист Древницкий, Лев Толстой верхом на свинке или студенты с головами птиц, превращает визуальную коммуникацию в полноценную часть повествования. Такой образный и местами юмористический язык, не нарушая исторической достоверности, оживляет сюжеты, делает их наглядными и способствует лучшему эмоциональному усвоению материала, что и было конечной целью выбранной концепции.
Аудиогид «Околотки на перемотке» представляет собой успешный пример того, как можно сделать историю города живой, доступной и интересной для самой широкой аудитории. Важно отметить, что проект продолжает развиваться, появляются новые маршруты в сотрудничестве с заказчиками, например, кассета «Черное озеро» была создана совместно с «Дирекцией парков и скверов Казани». Периодически по сюжетам аудиогида организаторы проводят бесплатные экскурсии, которые привлекают большое количество участников. Такие живые прогулки позволяют еще глубже погрузиться в историю Казани и лично пообщаться с создателями проекта.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests
The authors declare no relevant conflict of interest.
источники
ГА РТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 9970.
ГА РТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2590.
Казанский телеграф (1893). 29 августа.
1 Izi.TRAVEL. URL: https://izi.travel (дата обращения: 1.10.2025).
2 «Околотки на перемотке»: проект. URL: https://okolotki.ru (дата обращения: 1.10.2025).
3 Национальная электронная библиотека. URL: https://rusneb.ru (дата обращения: 11.09.2025); Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». URL: https://feb-web.ru (дата обращения: 10.10.2025).
4 Казанский телеграф. 1893. 29 августа.
5 Памятные книжки и адрес-календари Казанской губернии. URL: https://istmat.org/node/55542 (дата обращения: 18.09.2025).
6 Госкаталог РФ. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ (дата обращения: 4.09.2025).
7 Старые фотографии Казани. URL: https://pastvu.com/ps?f=r!622 (дата обращения: 4.09.2025).
Об авторах
Карина Рамилевна Мустакимова
Автор, ответственный за переписку.
Email: kapuham@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-2006-8114
независимый исследователь
Россия, 420111, ул. Кремлёвская, 21, строение 3, КазаньИван Михайлович Ротов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: manneling34@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-5009-3192
аспирант кафедры социальной философии
Россия, 420111, ул. Кремлевская, 35, КазаньСписок литературы
- Аристов В.В. Первое литературное общество Поволжья (к истории Казанского общества любителей отечественной словесности в 1806–1818 гг.). Казань: Изд-во Казанского университета, 1992.
- Бик-Булатов А.Ш. Очерки истории казанской журналистики, 1758–1918. Выпуск 2. Казань: Издательский дом Маковского, 2021.
- Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы (XIX–XX века). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008.
- Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар. Казань: Дом Татарской культуры и Академический центр ТНКП, 1930.
- Габдрафикова Л.Р. Повседневная жизнь городских татар в условиях модернизации. Казань: Институт истории АН РТ, 2013.
- Дульский П.М. Памятники казанской старины и другие очерки об архитектуре Казани. 1914–1927. Казань, ИСБ, 2013.
- Дуров В.И., Сизова И.А. Аудиотуры как новая форма взаимодействия музея с аудиторией (опыт работы московских музеев на платформе izi.Travel) // Информационное общество. 2023. № 2. С. 79–88.
- Егорова Н.А. «Заволжский муравей» (1832–1834): Указатель содержания // Казанская периодическая печать XIX – начала XX века: Библиографический указатель. Казань: Издательство Казанского университета, 1991.
- Елдашев А.М. Монастыри Казанского края: очерки истории. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004.
- Ерунов Б.Г. Казанская летопись: События и нравы каждого дня конца XIX – начала XX веков. Казань: ООО «Новое знание», 2014.
- Жаржевский Л.М. О Казанской старине и не только: сборник статей. Казань: Титул, 2019
- Загоскин Н.П. Спутник по Казани: Ил. указ. Достопримечательной и справ. книжка города. Казань: Типо-литография Имп. Ун-та, 1895–1896, 1895.
- Зорин А.Н. Города и посады дореволюционного Поволжья: историко-этнографическое исследование. Казань: Издательство Казанского университета, 2001.
- Клочков А. И. Казань: логовища мокрых улиц. Казань: Печать-сервис ХХI век, 2019.
- Посадский Я. (Агафонов Н.Я.) Как добились себе воли казанские суконщики: Из рассказов стариков. Казань: Первый шаг, 1876.
- Саначин С.П. Исследования по истории Казанского края, преимущественно Казани. Книга 1. Казань: Изд-во Татарское книжное издательство, 2022.
- Фукс К.Ф. Казанские татары, в статистическом и этнографическом отношении. Казань: Университетская типография, 1844.
Дополнительные файлы

