Семантико-когнитивные особенности вербализации парфюмерных запахов в интернет-отзывах русско- и англоязычного интернет-дискурса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Интернет-дискурс – актуальный объект исследования современной лингвистики. Предметом изучения становятся его коммуникативная, когнитивная и эвокативная составляющие. Цель исследования – анализ семантико-когнитивных особенностей вербализации парфюмов Juliette has a gun, Givenchy и Baccarat Rouge в текстах русскои англоязычной интернет-коммуникации. Отсутствие отечественных публикаций, посвящённых концептуальной структуре указанных парфюмов и анализу разноязычных комментариев сквозь призму их восприятия, обусловливает актуальность данного исследования. Проведённое исследование расширяет представление о когнитивных механизмах вербализации запахов в разных лингвокультурах. Сопоставление англои русскоязычных комментариев восприятия парфюмов проведено на основе нового подхода – эвокационного сопоставления.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования стал процесс восприятия запахов Juliette has a gun, Givenchy и Baccarat Rouge и его отображение на форумах fragrantica.ru и fragrantica.com. В ходе исследования применялся описательный метод, контекстуальный и семантико-когнитивный анализ, метод количественного подсчёта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено, что когнитивные признаки исследуемых парфюмов в англоязычном дискурсе представлены более широким набором характеристик, чем в русском. Так, аромат Juliette has a gun в русскоязычном сегменте комментариев вербализируется эмоционально полярными когнитивными признаками, среди которых преобладают негативные, на основе антропоморфной метафоры. Позитивные характеристики парфюма созданы на основе вкусовых и визуальных предметных качеств. В англоязычных отзывах концептуализация аромата дополнена метафорой музыки, обонятельными эвокациями и тактильными признаками. Разнообразие когнитивных признаков Givenchy (обонятельные, растительные, визуальные, вкусовые анималистические и антропоморфные образы) свидетельствует о популярности аромата в русскоязычном сегменте. В англоязычных комментариях концептуализация парфюма Givenchy дополняется отсылкой к другим парфюмам, эмоциональными субъективными оценками, звуковыми эвокациями. Общими когнитивными признаками для русскои англоязычных рецензий на Baccarat Rouge являются сладость, едкость, удушение запахом с уникальным узнаваемым ДНК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Установлены общие когнитивные черты и основные отличия в восприятии ароматов Juliette has a gun, Givenchy и Baccarat Rouge в текстах русскои англоязычной интернет-отзывов, представлена их полевая структура. Выявлены преобладание метафорического оязыковления запахов и полимодальность метафор при концептуализации указанных парфюмов. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшим изучении языковых особенностей эвокационных текстов.

Об авторах

Т. П. Павлюк

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Email: flutemix@yandex.ru
Павлюк Татьяна Павловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук, SPIN-код: 5782-2758, РИНЦ AuthorID: 911886, Scopus Author ID: 57670431500.295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, 4 Россия

З. А. Дубинец

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Автор, ответственный за переписку.
Email: Zarina46@yandex.ru
Дубинец Зореслава Александровна - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных наук, SPIN-код: 3191-8636, РИНЦ AuthorID: 890314.295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, 4 Россия

Список литературы

  1. Чувакин А.А. Смешанная коммуникация в художественном тексте: Основы эвокационного исследования / под ред. Н.Д. Голева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1995. 125 с. https://elibrary.ru/tytdef
  2. Чувакин А.А. Эвокация в сфере художественно-речевой коммуникации как деятельность (Возвращаясь к старой проблеме) // Методология современной лингвистики: проблемы, поиски, перспективы: сб. ст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. С. 145-150.
  3. Коновалова М.В. Эвокативная репрезентация и эвокативное воздействие в интернет-медиадискурсе: дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2016. 479 с. https://elibrary.ru/zqhfal
  4. Василенко Т.Н., Ожмегова Ю.В., Савочкина Е.А., Сим О.А., Чувакин А.А. Новые возможности лингвоэвокационных исследований // Сибирский филологический журнал. 2007. № 3. С. 83-95. https://elibrary.ru/ibrtwh
  5. Левинсон А.Г. Пять писем о запахе // Социология чувств: запахи. Москва: НЛО, 2000. № 3.
  6. Плужников М.С., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков. Москва: Молодая гвардия, 1991. 270 с.
  7. Арутюнян Л.А. Способы создания одорем в англоязычном и русскоязычном парфюмерном дискурсе // Евразийский гуманитарный журнал. Пермь, 2017. № 2. С. 59-63. https://elibrary.ru/taneax
  8. Басалаева Е.Г. Языковая репрезентация запаха в парфюмерном интернет-дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 16-20. https://elibrary.ru/rfusdb
  9. Басалаева Е.Г. Парфюмерный дискурс: выражение невыразимого // Проблемы интерпретационной лингвистики: типы восприятия и их языковое воплощение: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. И.П. Матханова. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. С. 122-134. https://elibrary.ru/shszvp
  10. Куликова Н.А. Эвокация обонятельных образов в художественном тексте (на примере рассказов А.П. Чехова) // Филология и человек. 2009. № 4. С. 119-125. https://elibrary.ru/lbdqan
  11. Ефремов В.А., Пименова Е.С. Речевая агрессия в гендерно маркированных интернет-сообществах: номинации лиц своего пола // Неофилология. 2025. Т. 11. № 1. С. 10-20. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-10-20, https://elibrary.ru/sstzzu
  12. Колупаева А.А. Когнитивные и языковые механизмы формирования знаний о запахах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 4. С. 182-184. https://elibrary.ru/ipwhxj
  13. Орлова В.И. Полимодальность как когнитивная доминанта в автобиографическом тексте (на материале произведений У.С. Моэма, Э.М. Хемингуэя и В.П. Катаева): дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2024. 184 с.
  14. Forceville Ch. Metaphor in pictures and multimodal representations // The Cambridge Handbook of Metaphor and Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 462-482. https://doi.org/10.1017/CBO9780511816802.028

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».