Использование устойчивых сочетаний в речи современного школьника
- Авторы: Милёшина Л.В.1,2, Пискунова С.В.2
-
Учреждения:
- 1ГБОУ Лицей № 64 Приморского района Санкт-Петербурга
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 6, № 21 (2020)
- Страницы: 21-26
- Раздел: РУССКИЙ ЯЗЫК
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/302781
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-21-21-26
- EDN: https://elibrary.ru/OXDRNV
- ID: 302781
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены вопросы устойчивых сочетаний, связанные с их употреблением, соотношением с системой фразеологизмов и мемов в речи современного школьника. Определена семантика, функция некоторых популярных речевых единиц, сформированных под влиянием интернет-коммуникации, что отражается на состоянии языковой культуры народа. Выявлены самые частотные мемы в устной речи школьников. Определены причины, по которым мемы в устной речи заменили фразеологизмы, став средством выразительности, что роется в постоянном использовании данных устойчивых сочетаний в сети Интернет. Установлено, что школьники, среди которых большинство – активные пользователи Сети, реагируют на повторяемость мемов, их яркость и актуальность для выражения эмоций. Кратковременность, постоянная обновляемость придают данным сочетаниям эффект новизны. Отмечено, что стремление к адекватности общения в школьном социуме, отсутствие ещё достаточного опыта речевого творчества образует собственную систему языкового выражения учащихся, а также формирует продуктивность употребления устойчивых сочетаний. Постоянное употребление устойчивых единиц нового типа вводит их в пределы личностных отношений, приобретает характер системы, поэтому отрицательно отражается не только на культуре речи коммуникантов.
Ключевые слова
Об авторах
Л. В. Милёшина
1ГБОУ Лицей № 64 Приморского района Санкт-Петербурга; ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: lorka8080@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2849-6688
учитель русского языка и литературы; аспирант, кафедра русского языка
197082, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Богатырский пр-т, 61–2А; 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33С. В. Пискунова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: s.piskunowa2012@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6369-3444
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Ларин Б.А. Очерки по фразеологии. История русского языка и общее языкознание. М.: СтатИздат, 2016. 118 с.
- Пискунова С.В. Тайны поэтической речи: грамматическая форма и семантика текста. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 408 с.
- Мамаева С.В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5–7 классов: дис. ... канд. филол. наук. Самара: Самар. гос. ун-т, 2007. 202 с.
- Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. 318 с.
- Кротова А. Интернет-мемы как объект лингвистических исследований // YouTube. 2018. 24 нояб. URL: https://www.youtube.com/watch?v=a0WIb_YFdcU (дата обращения: 15.06.2019).
- Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Спец. лит., 1996. 192 с.
- Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание. М.: Поколение, 2007. 304 с.
- Гуторенко Л.С. Прецедентность в креолизованных текстах комического характера в современной интернет-коммуникации (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы тео-рии и практики. 2017. № 3-3. С. 82-85.
- Ерёмин В.Л. Замена феномена «прецедентных текстов» феноменом «мем» в современной интернет-публицистике // φλσ: Философский клуб / Кафедра социальной философии, религиоведения и теоло-гии РГСУ. URL: http://filos-club.ru/journal/замена-феномена-прецедентных-текстов/ (дата обращения: 15.06.2019).
- Кронгауз М.А., Литвин Е.А., Мерзлякова В.Н. и др. Словарь языка интернета.ru. М.: АСТ-Пресс, 2016. 287 с.
- Шомова С. Мемы как они есть. М.: Аспект пресс, 2019. 136 с.
Дополнительные файлы
