Медиаобразовательный потенциал сатиры в цифровой среде: высмеивание достоверности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Новизна исследования обоснована необходимостью уточнения функционала сатиры в сетевых медиа. Представлен медиаобразовательный подход к изучению современных сатирических проектов. Такой подход открывает ещё один путь для исследования формирования у аудитории критического мышления. Предмет исследования медиапроекты, продолжающие миссию сатирических изданий в сетевую эпоху и построенные на намеренных фактических ошибках. Актуальность исследования обусловлена формулированием концепции, объясняющей природу функционирования медиа в современном мире, что позволяет соотнести профессиональные практики с научными теориями. Целью исследования является изучение медиаобразовательного потенциала сатиры в сетевых медиа, поиск адекватных характеристик феномена сетевой сатиры, что связано с расширением современной эмпирической базы. Для достижения цели исследования проанализированы сатирические проекты, высмеивающие собственную достоверность: ИА «Панорама», «Интерсакс», интернет-проект «РЫБИНСКonLine», сетевое издание “Fognews”, “The Onion”. К методам, использованным в ходе исследования, относится системный анализ, включающий сравнительный и текстологический подходы. Сформулированы выводы о том, что новости в указанных проектах представляют собой жанр пародийной сатиры и чаще всего имитируют типичные новостные шаблоны, реже индивидуальную манеру отдельных СМИ. Подобные сатирические публикации создаются по законам новостных текстов и содержат как достоверную, так и фейковую информацию, что создаёт своеобразную игру с читателем, в которой он должен стать фактчекером и самостоятельно провести анализ достоверности.

Об авторах

Е. А. Зверева

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: Katy-9_20-1@ma-l.ru
ORCID iD: 0000-0001-7418-7216

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1975. 230 с.
  2. Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. 93 с.
  3. Юмашев Д.О. Сатира в сетевых аудиовизуальных СМИ: автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2016. 24 с.
  4. Тертычный А.А. Современная сатирическая публицистика в Интернете: функции, содержание, жанры // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 4. С. 156-162. https://elibrary.ru/wxsjlv
  5. Фёдоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 c.
  6. Китаев А.С. Вирусные политики формируют телевизионную культуру // Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства / отв. ред. И.В. Жилавская, Т.Н. Владимирова. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. С. 231-235.
  7. Фотиева И.В. Fake news в современном российском медиапространстве: цели создания, функции, механизмы трансляции // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 428-430. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-428-430
  8. Лотман Ю.М. О динамике культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство СПБ», 2000. С. 647-661.
  9. Шарончикова Л.В. Французская журналистика в 1944 1958 гг. (Временный режим и IV Республика). М.: Факультет журналистики МГУ, 2001. 135 с.
  10. Бахтин M.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Языки славянских культур, 2008. Т. 4 (2). С. 7-516.
  11. Жилавская И.В. Медиаобразование как новая старая функция СМИ // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 8. С. 66-79. https://www.elibrary.ru/zgzkqr
  12. Полонский В. Сатира // Энциклопедия Кругосвет. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/SATIRA.html (дата обращения: 29.05.2022).
  13. Зверева Е.А. Феномен фактчекинга в парадигме синергетики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 1 (39). С. 68-80. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10107
  14. Бейненсон В.А. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности // Журналистика в системе альтернативных источников информации: сб. материалов науч. конф. кафедры журналистики. Н. Новгород: Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 76-85.
  15. Мамяко А. «У нас нет никаких интересов, кроме как поржать вместе с вами». О работе информагентства вымышленных новостей // Журналист. 2020. 28 авг. URL: https://jrnlst.ru/intersucks (дата обращения: 29.06.2022).
  16. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. М.: Норинт, Рипол классик, 2008. 1534 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».