Профессиональная идентичность и проблемы начинающих журналистов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сопоставлены два подхода к изучению профессиональной идентичности журналиста: институциональный и онтологический. На примере эмпирического исследования психологических проблем начинающих журналистов продемонстрированы теоретические основания и эвристические возможности онтологического подхода. Профессиональная идентичность рассмотрена не как внешне заданный эталон, а как спонтанно складывающаяся в реальной жизни психологическая установка, которая обнаруживается в глубинной структуре переживаний респондентов. С целью выявления наиболее распространённых психологических проблем, с которыми сталкиваются начинающие журналисты, был проведён опрос студентов факультетов журналистки. На основе субъективных оценок респондентов составлен рейтинг наиболее часто возникающих переживаний. Показана ограниченная разрешающая возможность частотной обработки самоотчётов в сравнении с многомерным анализом, позволяющим перейти с уровня осознаваемых переживаний на уровень глубинных детерминант переживания. В ходе факторного анализа выделены основные составляющие профессиональной идентичности как индивидуально-личностной и коллективной установки. Показана взаимосвязь компонентов идентичности и онтологических свойств журналистки. С помощью непараметрических критериев сравнения выборок продемонстрировано влияние места обучения на интенсивность переживания тревоги. Сделаны выводы о необходимости учитывать психологическую структуру профессиональной идентичности в ходе подготовки будущих специалистов. 

Об авторах

Е. Е. Пронина

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Автор, ответственный за переписку.
Email: pronina.elena@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8715-830X

доктор филологических наук, кандидат психологических наук, профессор, профессор кафедры цифровой журналистики факультета журналистики

119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1

Список литературы

  1. Журналистика XXI века. Возвращаясь к профессиональной идеологии: материалы Междунар. науч.- практ. конф. / отв. ред. С.Г. Корконосенко. СПб.: Медиапапир, 2022. 214 с. https://elibrary.ru/elbspy
  2. Young S., Carson A. What is a Journalist? The view from employers as revealed by their job vacancy advertisements // Journalism Studies. 2018. Vol. 19. № 3. P. 452-472. https://doi.org/10.1080/1461670X.2016.1190665
  3. Пронина Е.Е. Профессиональная идентичность журналиста в условиях трансформации СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016. № 1. С. 46-74. https://elibrary.ru/vqszft
  4. Корконосенко С.Г. Дискурс профессиональной идеологии и идентичности журналиста // Журналистика XXI века. Возвращаясь к профессиональной идеологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Г. Корконосенко. СПб.: Медиапапир, 2022. С. 13-16. https://elibrary.ru/kbpwfw
  5. Дерябина А.С. Правдивость, объективность и гуманизм в восприятии журналистов различных СМИ // Медиаскоп. 2016. № 3. https://elibrary.ru/uvvcxw
  6. Hanitzsch Th., Vos T.P. Journalistic roles and the struggle over institutional identity: the discursive constitution of journalism // Communication Theory. 2017. Vol. 27. № 2. P. 115-135. https://doi.org/10.1111/comt.12112
  7. Лай Л. Журналистский профессионализм в эпоху «интеллектуальных медиа» // Журналистика XXI века. Возвращаясь к профессиональной идеологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Г.С. Корконосенко. СПб.: Медиапапир, 2022. С. 133-136. https://elibrary.ru/tbpglf
  8. Пуля В. Будущее российской журналистики // Медиатренды. 2017. 19 янв. Спецвыпуск. 2017 год: прогнозы медиаэкспертов. URL: https://www.journ.msu.ru/about/mediatrends/21595/ (дата обращения: 26.05.2023).
  9. Fenster M. The Implausibility of Secrecy // Hastings Law Journal. 2014. Vol. 65. № 2. P. 309-363.
  10. Hermida A., Thurman N.A. Clash of cultures. The integration of user-generated content within professional journalistic frameworks at British newspaper websites // Journalism Practice. 2008. Vol. 2. № 3. P. 343-356. https://doi.org/10.1080/17512780802054538
  11. Broersma M., B. den Herder, Schohaus B. A question of power. The changing dynamics between journalists and sources // Journalism Practice. 2013. Vol. 7. № 4. P. 388-395. http://dx.doi.org/10.1080/17512786.2013.802474
  12. Jönsson A.M., Örnebring H. User-generated content and the news. Empowerment of citizens or interactive illusion? // Journalism Practice. 2011. Vol. 5. № 2. P. 127-144. https://doi.org/10.1080/17512786.2010.501155
  13. Королёва М.Н., Пронина Е.Е. Пользовательский контент в текстах российских онлайн-СМИ о травмогенных событиях // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2022. № 4. С. 21-46. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.4.2022.2146, https://elibrary.ru/pytjps
  14. Блохин И.Н. Параметры идентификации и оценки профессиональной идеологии журналистики // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12. № 2. С. 183-198. https://doi.org/10.17150/23086203.2023.12(2).183-198, https://elibrary.ru/kvecaf
  15. Хубецова З.Ф. Политическая журналистика современной России: эволюция профессиональной идеологии vs. модернизация квалификационных требований // Век информации. 2017. № 1. С. 292-299. https://elibrary.ru/yhedvz
  16. Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Денисова Г.В. Психологическая модель личности журналиста: конфликт с реальностью // Меди@льманах. 2021. № 4 (105). С. 38-48. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.4.2021.3848, https://elibrary.ru/yttmdp
  17. Ленин В.И. С чего начать? // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. М.: Изд-во полит. литературы, 1967. Т. 5. С. 1-13.
  18. Баранова Е.А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М.: РУДН, 2019. 30 с.
  19. Pronina E.E. Media psychology: Modern man and nonlocality of psyche // Psychology in Russia: State of the Art. 2014. Vol. 7. № 4. P. 75-87. http://dx.doi.org/10.11621/pir.2014.0407
  20. Астапов В.М., Еле П., Маслов О.Р., Пронина Е.Е. Профессиональные страхи учителей. Сравнительное социально-психологическое исследование в России и Германии // Народное образование. 2000. № 1. С. 131-142. URL: https://narodnoe.org/downloads/states/21407
  21. Трубицына Л.В. Качественное слабоструктурированное интервью: метод, возможности, перспективы. М.: Русайнс, 2023. 282 с. https://elibrary.ru/rjkpsq
  22. Пронина Е.Е., Кириченко А.С. Журналистика и СМИ: разрешение антиномии // Журналистика XXI века. Возвращаясь к профессиональной идеологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Г. Корконосенко. СПб.: Медиапапир, 2022. С. 108-110. https://elibrary.ru/pvieqy
  23. Тулупов В.В. Профессиональная деформация в современной журналистике // Журналист. Социальные коммуникации. 2015. № 1-2 (17-18). С. 6-11. https://elibrary.ru/tzvjeb

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».