Особенности образовательного и просветительского сетевого видеоконтента в России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Активное развитие аудиовизуального сектора новых медиа и его интеграция в систему образовательных и просветительских практик делает актуальным вопрос о конкретизации ключевых особенностей современного сетевого образовательного и просветительского видеоконтента. Цель исследования заключается в попытке дать системное описание такого рода контенту.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Объектом исследования является образовательный и просветительский видеоконтент, представленный в русскоязычном секторе Интернета. Хронологические рамки исследования – 2022–2023 гг. Ключевые методы исследования – сравнительно-типологический, историко-функциональный, текстологический.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Несмотря на значительные пересечения в сфере реализуемых функций, образовательный и просветительский контент не является тождественным. Первый, как правило, предлагается образовательными организациями в структурированной форме с чётко обозначенной целью формирования конкретных знаний, умений и навыков. Второй – это контент, направленный на удовлетворение интереса или любопытства пользователя в какой-либо сфере, предлагающий интересующие пользователя сведения с целью саморазвития и не направленный на формирование конкретных знаний, умений и навыков. Эти типы контента имеют существенные различия по таким типологическим признакам, как целеполагание, аудиторная направленность, жанрово-тематическое наполнение.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В ходе исследования удалось обнаружить существенные различия между образовательным и просветительским сетевым видеоконтентом, которые в целом заключаются в том, что образовательный контент в большей степени копирует учебные жанры и форматы, а также тяготеет к классическим видеоформатам, тогда как просветительский контент в большей степени ориентирован на подходы, выработанные в видеоблогинге.

Об авторах

Д. А. Стерликов

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»

Автор, ответственный за переписку.
Email: dimok.36@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0005-4915-6844

преподаватель кафедры управления качеством, гостиничного дела и туризма

394036, Российская Федерация, г. Воронеж, пр-кт Революции, 19

Список литературы

  1. Вартанова Е.Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды // Меди@льманах. 2022. № 2 (109). С. 8-14. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.2.2022.814, https://elibrary.ru/yrzxdz
  2. Грабельников А.А., Гегелова Н.С. Экранная коммуникация и визуализация журналистики. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2019. 334 с. https://elibrary.ru/uiznso
  3. Зверева Е.А., Сапунов В.И., Пинчук О.В., Шестерина А.М. Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа. Воронеж: Кварта, 2018. 256 с.
  4. Качкаева А.Г., Шомова С.А. Мультимедийная журналистика. М.: Высшая школа экономики, 2017. 413 с.
  5. Копылова О.Ю. Педагогический потенциал СМИ в формировании личности // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2010. № 1 (6). С. 50-55. https://elibrary.ru/pjkgfj
  6. Куликов А.А. Медиатизация образования как новый тренд ведения обучения // Научный лидер. 2022. № 3 (48). С. 47-49. https://elibrary.ru/bkutsm
  7. Куликов А.А., Вахидова Л.В. Блог как новый тренд обучения // Теория и практика современной науки. 2022. № 1 (79). С. 224-227. https://elibrary.ru/rwixia
  8. Куликов А.А., Вахидова Л.В. Обучение путём медиафикации образования // Мировая наука. 2022. № 1 (58). С. 203-206. https://elibrary.ru/qtqntl
  9. Шестерина А.М. Потенциал использования сетевых видеоформатов в системе гуманитарного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1365-1375. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1365-1375, https://elibrary.ru/jwecri
  10. Шестерина А.М. Потенциал использования современных видеоформатов в системе современного филологического образования // Филологическое образование в цифровую эпоху: опыт актуализации образовательных программ: сб. тез. Междунар. науч.-практ. конф. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 2022. С. 128-130. https://elibrary.ru/njjzew
  11. Шестерина А.М. Потенциал видеоблогинга в аспекте медиаобразования // MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство: материалы 4 Междунар. науч. конф. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2019. С. 65-68. https://elibrary.ru/krjnae
  12. Пинчук О.В. Ресурсы по созданию видеоблога как объект самостоятельной медиаобразовательной деятельности // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 187-191. https://elibrary.ru/zrcsfr
  13. Абросимова Е.Е. Восприятие студентами университета видеоблогов как цифрового ресурса обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 11-14. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1004-0001, https://elibrary.ru/cxggjx
  14. Соболева Е.И., Купавская А.А. Использование видеоресурсов Интернета в самостоятельной работе студентов неязыковых вузов // Формирование личности будущего на основе психологопедагогического анализа: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Агентство международных исследований, 2018. С. 192-197. https://elibrary.ru/nrzjhd
  15. Корчак А.Э., Хавенсон Т.Е. Понятие «качество» в высшем образовании: от офлайн- к онлайнформату // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 9-27. https://doi.org/10.31992/08693617-2024-33-1-9-27, https://elibrary.ru/hvmrbg
  16. Баранников К.А., Ананин Д.П., Стрикун Н.Г., Алканова О.Н., Байзаров А.Е. Гибридное обучение: российская и зарубежная практика // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 33-69. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-33-69, https://elibrary.ru/sbpthd
  17. Терещенко В.Е., Новиков Д.С., Фокин А.А. Совершенствование учебного процесса в современных условиях: учебник или «Ютуб»-канал? // Актуальные вопросы образования. 2023. № 1. С. 150-160. https://doi.org/10.33764/2618-8031-2023-1-150-160, https://elibrary.ru/amovrq
  18. Измайлова Е.А., Шишкина Т.И. Образовательный потенциал видеоблога как медиаформы во внеурочной деятельности (по итогам конкурса «Творчество в сети») // Шатиловские чтения: сб. науч. тр. СПб.: С.-Петерб. политех. ун-т Петра Великого, 2022. С. 140-144. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/id22216, https://elibrary.ru/yhlsco
  19. Прохоров А.В. Потенциал технологий искусственного интеллекта в языковой подготовке будущих медиаспециалистов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 589-595. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-589-595, https://elibrary.ru/yuvnvd
  20. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588, https://elibrary.ru/jazkme
  21. Филипова А.Г., Малахова В.Р. Образовательные видеоблоги: анализ количественных характеристик // Цифровое общество: социологическое измерение настоящего и будущего: сб. материалов конф. М.: Рос. об-во социологов, 2024. С. 485-490. https://elibrary.ru/fksjeq
  22. Пушкарёва В.В. Жанровые признаки образовательного видеоблога // Наука и молодёжь: проблемы, поиски, решения: тр. Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. Новокузнецк: Сибир. гос. индустриальный ун-т, 2018. Вып. 22. Ч. 1. С. 140-143. https://elibrary.ru/bhrzhq
  23. Щипицина Л.Ю., Чуб А.С. Языковые средства акцентирования информации в образовательных видеоблогах // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2020. № 60. С. 165-181. https://elibrary.ru/kohkey
  24. Филипова А.Г., Скрыпникова Е.М., Абросимова Е.Е. Особенности и типы самопрезентаций в образовательном видеоблогинге // Социодинамика. 2023. № 11. С. 46-62. https://doi.org/10.25136/24097144.2023.11.69015, https://elibrary.ru/hakzve
  25. Абросимова Е.Е., Малахова В.Р., Филипова А.Г. Цифровой профиль и самопрезентация в образовательном видеоблогинге: работа с целевой аудиторией // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023. № 6 (63). С. 4-13. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.6.4-13, https://elibrary.ru/wauamv
  26. Шестерина А.М. К вопросу о типологизации новых медиа // Неофилология. 2023. Т. 9. № 4. С. 931-939. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-931-939, https://elibrary.ru/uzuain
  27. Шестерина А.М. Трансформация информационного поведения современной телевизионной аудитории // Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа. Воронеж, 2018. С. 124-169. https://elibrary.ru/yvmutz

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».