«Смерть в Москве» Ю. Алешковского: мортальные образы, повествовательная стратегия, жанрово-тематические особенности
- Авторы: Максиняев Р.И.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
- Выпуск: Том 10, № 4 (2024)
- Страницы: 920-931
- Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/295631
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-920-931
- ID: 295631
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Исследование посвящено изучению жанрово-тематического и нарративного своеобразия повести Юза Алешковского «Смерть в Москве». Целью исследования является выявление специфики танатологического дискурса и дискурса политического и этнического анекдота, оформляющих своеобразную поэтику и эстетику фантастического и мистического повествования.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования явилась малоизученная повесть Юза Алешковского «Смерть в Москве» (1985). Ключевым методом стал метод целостного анализа художественного произведения, а также использован мотивный и нарративный подходы. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что центральные сюжетные эпизоды повести выполняют карнавальную функцию, тогда как художественные приёмы определяют авторскую стратегию. На повествовательном уровне она воплощена во взаимозаменяемости и тождественности повествования от третьего и первого лица как минус-приём и якобы «снятие» авторской маски в использовании техники потока сознания. На сюжетном уровне – это вставные анекдоты и новеллы, сатирически изображающие образы советской власти, мотивы смерти, антипочвенничества, космополитизма.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Приём снижения образов советской власти в область материально-телесного низа становится в повести Юза Алешковского не только ведущим приёмом, но и приобретает ритуальную сакральность: так писатель, с одной стороны, восстанавливает баланс мифологического и бытового, государственного и частного, близкого и далёкого. С другой стороны, в противовес официальной он создаёт свою мифологию – мифологию народного анекдота, романанекдот, посвящённый смеховому осмыслению смерти умирающего и умерщвляющего советского государства.
Об авторах
Р. И. Максиняев
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Автор, ответственный за переписку.
Email: maksinyaev.rischat@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0005-8304-7764
аспирант, кафедра русской и зарубежной литературы
430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, 68Список литературы
- Кублановский Ю. Казнь Льва Мехлиса // Континент. 1986. № 49. С. 393-396.
- Коппер Дж. Мифо-поэтическое мышление в романе Ю. Алешковского «Смерть в Москве» // ЮЗ! Чтения по случаю 75-летия Юза Алешковского / под ред. П. Майер, А. Свиридовой. М.: Три квадрата, 2005. 192 с.
- Рубцов Ю.В. Alterego Сталина. Страницы политической биографии Л.З. Мехлиса. М.: Звонница-МГ, 1999. 304 с.
- Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществознания. М.: Просвещение, 1978. 319 с.
- Осьмухина О.Ю. Русская литература сквозь призму идентичности. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. 288 с. https://elibrary.ru/qxglwv
- Лотман Ю.М. Смерть как проблема сюжета // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 417-430.
- Бахтин М.М. Проблемы творчества / поэтики Достоевского. Киев: Next, 1994. 511 с.
- Лев Гумилёв: энциклопедия / сост. Т.К. Шанбай. М.: Художественная лит., 2013. 701 с.
- Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
Дополнительные файлы
