Архетипические сюжеты в СМИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Несмотря на всестороннее изучение и исследование текстов СМИ, присутствие архетипических сюжетов в медиа мало изучено, не осмыслено системно и требует типологического структурирования. Цель исследования – рассмотрение существующих классификаций архетипических сюжетов и формулировка собственной классификации, подходящей для медиатекстов.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Безусловно, ряд исследователей, таких как Х.Л. Борхес, В.Я. Пропп, Дж. Кэмпбелл, К. Юнг, обращались к типизации архетипов в художественных произведениях. Однако конкретно в медиа и современных информационных сюжетах их практически никто не изучал, тогда как почва и материал для изучения встречается практически ежедневно и повсеместно. В исследовании применялись сравнительно-исторический и аналитический методы, позволяющие более внимательно рассмотреть существующие классификации архетипов и дать им оценку.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Изучена и систематизирована классификация архетипов, а также дана актуальная классификация архетипических сюжетов для современных медиапродуктов.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выделены архетипические связки, как основные: приключение, подвиг, трансформация, обличение, рок, мудрость. Владея полными знаниями о разновидностях и проявлениях архетипических сюжетов, журналист может легко влиять на аудиторию, улучшая свой материал, делая его интереснее и доступнее, подавая сложные темы просто и структурно чётко.

Об авторах

Н. В. Новичихина

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: gusevanadi955@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-8419-0309

сотрудник лаборатории Новых медиа

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Верба Н.И. Проблематика архетипического в музыкальном искусстве // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2019. № 1 (51). С. 32-40. https://doi.org/10.26086/NK.2019.51.1.019, https://elibrary.ru/zbjepr
  2. Казанцева Л.П. Род как архетип музыкального содержания // Южно-Российский музыкальный альманах. 2005. № 2. С. 78-85. https://elibrary.ru/riolqn
  3. Карчевская К.С. О проявлениях архетипических образов в мифических и кинематографических сюжетах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 101. С. 332-335. https://elibrary.ru/kknlhx
  4. Смирнов В.М. Архетипические жизненные сценарии в современной кинопродукции // Пензенский психологический вестник. 2020. № 1 (14). С. 64-79. https://doi.org/10.17689/psy-2020.1.6, https://elibrary.ru/vblnjp
  5. Малышев В.С., Геращенко Л.Л. Перспективы использования в киноискусстве архетипов коллективного бессознательного // Аналитика культурологии. 2014. № 2 (29). С. 12-20. https://elibrary.ru/tmzkhl
  6. Шелепова Н.В. Особенности использования архетипов в художественном тексте // Наука и современность. 2010. № 1-2. С. 249-254. https://elibrary.ru/rsljzt
  7. Коробейникова А.А., Пыхтина Ю.Г. О пространственных архетипах в литературе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 11 (117). С. 44-50. https://elibrary.ru/mwmmcj
  8. Куан С., Ян Ч. Архетипическая литературная критика и структурализм // Философия и культура. 2023. № 5. С. 87-97. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2023.5.40083, https://elibrary.ru/bimjnu
  9. Беляева И.А., Тышковска-Каспшак Э. Архетипические константы и трансформации русского романа // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 3. С. 78-102. https://doi.org/10.15393/j9.art.2021.9842, https://elibrary.ru/jsudjr
  10. Петрова М.В. Литературные архетипы в повестях Н.В. Гоголя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19. № 3. С. 97-100. https://elibrary.ru/xhylrs
  11. Ерофеева И.В. Архетип как технология современного медиатекста: возможности воспроизведения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 13. С. 81-84. https://elibrary.ru/sbplxb
  12. Кизик А.Г. Архетипы и их отражение в медиакоммуникациях // Высшее гуманитарное образование ХХI века: проблемы и перспектив: материалы 3 Междунар. науч.-практ. конф. Самара: Изд-во Самар. гос. соц.-пед. ун-та, 2008. С. 166-168. https://elibrary.ru/yahvbj
  13. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 300 с.
  14. Найдыш В.М. Происхождение архетипов коллективного бессознательного // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2004. № 1. С. 27-47. https://elibrary.ru/iizfkn
  15. Простотина Ю.В. Гендерные стереотипы: формирование и детерминанты // Социодинамика. 2017. № 3. С. 1-9. https://doi.org/10.7256/2409-7144.2017.3.22364
  16. Кияшко А.В. Борхес и миф о вечном возвращении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-1 (30). C. 108-111. https://elibrary.ru/rkqjnj
  17. Гаганова А.А. Нарратив героического сказа и образ героя производственного романа 1920-х годов (на материале романа Л. Леонова «Cоть») // Филология и культура. 2021. № 1 (63). С. 162-167. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-162-167, https://elibrary.ru/uclacl
  18. Батурин Д.А. Архетип героя: между Дж. Кэмпбеллом и В.Я. Проппом // Ломоносов-2022: материалы Междунар. молодёжного науч. форума. М.: Изд-во ООО «МАКС Пресс», 2022. https://elibrary.ru/lwbcfr
  19. Ковальчук И.М. Типология традиционного сюжета мировой литературы в научном осмыслении // Сборники конференции НИЦ Социосфера. 2016. № 3. С. 31-36. https://elibrary.ru/vlpsjf
  20. Шестерина А.М. Модификация архетипических сюжетов в современных аудиовизуальных медиа // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Т. 39. № 2. С. 169-177. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-169-177, https://elibrary.ru/mtpfgl

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».