Проблема кибербуллинга в зеркале видеоблогинга

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Психологическая тематика сегодня востребована в видеоблогинге. Цель исследования – выявить подходы видеоблогеров русскоязычного сектора Интернета к информированию о кибербуллинге, конкретизировать доминирующие в этой тематической нише риторики.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал исследования – видеоролики, размещённые на платформе «Рутьюб» и выдаваемые алгоритмами приоритезации первыми по запросу «кибербуллинг». На основе мультимодального дискурс-анализа этих видеороликов мы конкретизируем доминирующие риторики в описании кибербуллинга, а также фиксируем доминирующие подтемы в рамках ключевой темы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Видеоблогеры активно разрабатывают тему кибербуллинга. В аспекте доминирующих риторик нельзя говорить о преобладании объективной или субъективной формы подачи информации – они присутствуют в анализируемом контенте в равной степени. Наряду с этим, можно отметить, что риторики оптимизма и рациональности доминируют над риторикой фрустрации. Обращено внимание на такие аспекты явления, как виды, причины и средства предотвращения кибербуллинга. При этом определение кибербуллинга даётся не всегда, что свидетельствует о том, что термин постепенно становится общепринятым. Вместе с тем его трактовка чрезвычайно вариабельна у разных авторов, широк круг явлений, объединяемых понятием «кибербуллинг». Также вариабельны описание причин и способов борьбы с этим явлением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В анализируемом секторе медиа распространено такое явление, как пересказ однотипной информации в разных вариантах, а также рецептурная манера повествования. Однако большинство публикаций имеет конструктивных характер и направлено на борьбу с негативными последствиями кибербуллинга.

Об авторах

А. М. Шестерина

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Email: shesterina8@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7270-2376

доктор филологических наук, профессор, профессор Высшей школы (факультета) телевидения

Россия, 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские Горы, 1

В. В. Богуславская

ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: VVBoguslavskaya@pushkin.institute
ORCID iD: 0000-0003-4118-382X

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации

Россия, 117485, Российская Федерация, г. Москва, ул. Академика Волгина, 6

Список литературы

  1. Vartanova E.L. Media and the city: about current mutual influences. Medi@l’manakh = Medi@lmanah, 2020, no. 1 (96), pp. 8-19. (In Russ.) https://elibrary.ru/rksksg
  2. Amzin A.A. Features of media consumption. In: How New Media Have Changed Journalism. 2012–2016. Eka-terinburg, Humanitarian University Publ., 2016, 304 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/xqepzz
  3. Vartanova E.L. Towards the implications of digital transformation of the media environment. Medi@l’manakh = Medi@lmanah, 2022, no. 2 (109), pp. 8-14. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.2.2022.814, https://elibrary.ru/yrzxdz
  4. Zvereva E.A, Khvorova V.A. Transformation of value orientations of young people in a modern information and communication environment. Kommunikativnye issledovaniya = Communication Studies, 2022, vol. 9, no. 1, pp. 7-28. (In Russ.) https://doi.org/10.24147/2413-6182.2021.9(1).7-28, https://elibrary.ru/adfvbn
  5. Fatyanov V.M., Kartavtsev D.A. Features of influence of network Internet communities on value orientations of student youth. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = The Surgut State Pedagogical University Bulletin, 2018, no. 5 (56), pp. 58-67. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.56.5.007, https://elibrary.ru/vvmrhg
  6. Simakova S.I. Collision of thinking in the youth as a consequence of development of visual communications in the media. Znak. Problemnoe pole mediaobrazovaniya = Sign: Problematic Field in Mediaeducation, 2017, no. 2 (24), pp. 107-118. (In Russ.) https://elibrary.ru/yrgief
  7. Vartanova E L., Vyrkovskii A.V., Zagidullina M.V. Media text in the era of digital platforms: opportunities and threats. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Lomonosov Journalism Journal, 2024, no. 3 (49), pp. 3-13. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2024.313, https://elibrary.ru/uujmhi
  8. Kopylova O.Yu., Fedorchenko K.E. Current practice in the application of digital asceticism. Materialy Vseros-siiskoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii «Sovremennye tekhnologii v obrazovanii: aktual’nye problemy i tendentsii» = Proceedings of the All-Russian Scientific and Theoretical Conference “Modern Technologies in Education: Current Problems and Tendencies”. Izhevsk, East-Europe Institute Publ., 2021, pp. 205-210. (In Russ.) https://elibrary.ru/evuuym
  9. Shiller A., Vege A. Cyberbulling. In: How to Read Media. Moscow, GetEInstitut Publ., 2020, pp. 24-25. (In Russ.)
  10. Grabelnikov A.A., Gegelova N.S. Screen Communication and Visualization of Journalism. Tver, Tver State University Publ., 2019, 335 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/uiznso
  11. Zvereva E.A., Sapunov V.I., Pinchuk O.V., Shesterina A.M. Peculiarities of Functioning of Modern Audiovisual Media. Voronezh, Kvarta Publ., 2018, 258 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/vpbnyi
  12. Kachkaeva A.G., Shomova S.A., Lapina-Kratasyuk E.G. et al. Multimedia Journalism. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2017, 413 p. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1189-3, https://elibrary.ru/xymvjj
  13. Shchepilova G.G., Kruglova L.A. Video content on the Internet: features of audience consumption. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 342-354. (In Russ.) https://doi.org/10.17150/2308-6203.2019.8(2).342-354, https://elibrary.ru/scrrce
  14. Gazizyanov T.A., Mansurova Z.R. Psychology of cyberbullying. Types and reasons of cyberbullying. Obsh-chestvo, pravo, gosudarstvennost’: retrospektiva i perspektiva = Society, Law, Statehood: Retrospective and Perspective, 2023, no. 4 (16), pp. 89-92. (In Russ.) https://elibrary.ru/lednpj
  15. Pronina N.A. Cyberbulling as a form of interaction in the modern Internet space. Obshchestvo = Society, 2020, no. 2 (17), pp. 91-93. (In Russ.) https://elibrary.ru/jpvehz
  16. Skvortsov K.V., Vasilishin D.O. Cyberbullying as an underestimated threat in Russian society. Sbornik nauch-nykh materialov Mezhdunarodnoi konferentsii «Sub’ektivnoe psikhologicheskoe blagopoluchie» = Collection of Scientific Materials of the International Conference “Subjective Psychological Well-being”. Yaroslavl, RIO YAGPU Publ., 2024, pp. 292-296. (In Russ.) https://elibrary.ru/cutgot
  17. Shevko N.R., Kondrateva D.R. Cyberbulling. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2024, no. 110-18, pp. 52-54. (In Russ.) https://doi.org/10.18411/trnio-06-2024-976, https://elibrary.ru/fdytnc
  18. Beinenson V.A. Development of journalistic genres and formats in video blogs. Vek informatsii = Information Age, 2019, vol. 7, no. 1, pp. 82-93. (In Russ.) https://elibrary.ru/vyalpa
  19. Demchenkov S.A., Zadnepryanskaya A.S. Video blogs as a kind of new media: typology problem. Materialy 9 Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Ehlektronnye sredstva massovoi informatsii: vchera, segod-nya, zavtra» = Proceedings of the 9th All-Russian Scientific and Practical Conference “Electronic Media: Yesterday, Today, Tomorrow”. St. Petersburg, St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences Publ., 2015, pp. 58-60. (In Russ.) https://elibrary.ru/idlyde
  20. Doronina Yu.G. Video blogs as new media. Al’manakh mirovoi nauki, 2018, no. 6 (26), pp. 97-99. (In Russ.) https://elibrary.ru/yvqepz
  21. Mogilevskaya G.I., Kretsu V.O., Kretsu D.O. Videoblog as a communication channel: peculiarities and prospects for development. Alleya nauki, 2018, vol. 1, no. 10 (26), pp. 362-366. (In Russ.) https://elibrary.ru/ysankh
  22. Nalivaiko Yu.Yu., Kayushova S.R. Ways and techniques to influence the audience through video blogging. Do-netsk Readings 2023: Education, Science, Innovation, Culture and Challenges of Our Time. Donetsk, DonSU Publ., 2023, pp. 368-370. (In Russ.)
  23. Kulikov S.V., Kurbatov V.I., Papa O.M. Virtual identity in the format of self-construction: information resources and information subjectivit. Gumanitarnye, sotsial’no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Social-Economic and Social Sciences, 2022, no. 2, pp. 60-67. (In Russ.) https://doi.org/10.23672/x3780-1235-1427-e, https://elibrary.ru/xlqont
  24. Saiganova E.V., Lepneva A.M., Zholudeva A.A. Video blogging as a new space for self-realization of young people. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i sotsial’no-ehkonomicheskikh nauk, 2020, no. 3 (74), pp. 95-97. (In Russ.) https://elibrary.ru/cpwpap

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».