Проблема кибербуллинга в зеркале видеоблогинга
- Авторы: Шестерина А.М.1, Богуславская В.В.2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
- ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»
- Выпуск: Том 11, № 1 (2025)
- Страницы: 139-147
- Раздел: СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ И ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/295481
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-139-147
- ID: 295481
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Психологическая тематика сегодня востребована в видеоблогинге. Цель исследования – выявить подходы видеоблогеров русскоязычного сектора Интернета к информированию о кибербуллинге, конкретизировать доминирующие в этой тематической нише риторики.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал исследования – видеоролики, размещённые на платформе «Рутьюб» и выдаваемые алгоритмами приоритезации первыми по запросу «кибербуллинг». На основе мультимодального дискурс-анализа этих видеороликов мы конкретизируем доминирующие риторики в описании кибербуллинга, а также фиксируем доминирующие подтемы в рамках ключевой темы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Видеоблогеры активно разрабатывают тему кибербуллинга. В аспекте доминирующих риторик нельзя говорить о преобладании объективной или субъективной формы подачи информации – они присутствуют в анализируемом контенте в равной степени. Наряду с этим, можно отметить, что риторики оптимизма и рациональности доминируют над риторикой фрустрации. Обращено внимание на такие аспекты явления, как виды, причины и средства предотвращения кибербуллинга. При этом определение кибербуллинга даётся не всегда, что свидетельствует о том, что термин постепенно становится общепринятым. Вместе с тем его трактовка чрезвычайно вариабельна у разных авторов, широк круг явлений, объединяемых понятием «кибербуллинг». Также вариабельны описание причин и способов борьбы с этим явлением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В анализируемом секторе медиа распространено такое явление, как пересказ однотипной информации в разных вариантах, а также рецептурная манера повествования. Однако большинство публикаций имеет конструктивных характер и направлено на борьбу с негативными последствиями кибербуллинга.
Ключевые слова
Об авторах
А. М. Шестерина
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Email: shesterina8@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7270-2376
доктор филологических наук, профессор, профессор Высшей школы (факультета) телевидения
Россия, 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские Горы, 1В. В. Богуславская
ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: VVBoguslavskaya@pushkin.institute
ORCID iD: 0000-0003-4118-382X
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации
Россия, 117485, Российская Федерация, г. Москва, ул. Академика Волгина, 6Список литературы
- Vartanova E.L. Media and the city: about current mutual influences. Medi@l’manakh = Medi@lmanah, 2020, no. 1 (96), pp. 8-19. (In Russ.) https://elibrary.ru/rksksg
- Amzin A.A. Features of media consumption. In: How New Media Have Changed Journalism. 2012–2016. Eka-terinburg, Humanitarian University Publ., 2016, 304 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/xqepzz
- Vartanova E.L. Towards the implications of digital transformation of the media environment. Medi@l’manakh = Medi@lmanah, 2022, no. 2 (109), pp. 8-14. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.2.2022.814, https://elibrary.ru/yrzxdz
- Zvereva E.A, Khvorova V.A. Transformation of value orientations of young people in a modern information and communication environment. Kommunikativnye issledovaniya = Communication Studies, 2022, vol. 9, no. 1, pp. 7-28. (In Russ.) https://doi.org/10.24147/2413-6182.2021.9(1).7-28, https://elibrary.ru/adfvbn
- Fatyanov V.M., Kartavtsev D.A. Features of influence of network Internet communities on value orientations of student youth. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = The Surgut State Pedagogical University Bulletin, 2018, no. 5 (56), pp. 58-67. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.56.5.007, https://elibrary.ru/vvmrhg
- Simakova S.I. Collision of thinking in the youth as a consequence of development of visual communications in the media. Znak. Problemnoe pole mediaobrazovaniya = Sign: Problematic Field in Mediaeducation, 2017, no. 2 (24), pp. 107-118. (In Russ.) https://elibrary.ru/yrgief
- Vartanova E L., Vyrkovskii A.V., Zagidullina M.V. Media text in the era of digital platforms: opportunities and threats. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Lomonosov Journalism Journal, 2024, no. 3 (49), pp. 3-13. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2024.313, https://elibrary.ru/uujmhi
- Kopylova O.Yu., Fedorchenko K.E. Current practice in the application of digital asceticism. Materialy Vseros-siiskoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii «Sovremennye tekhnologii v obrazovanii: aktual’nye problemy i tendentsii» = Proceedings of the All-Russian Scientific and Theoretical Conference “Modern Technologies in Education: Current Problems and Tendencies”. Izhevsk, East-Europe Institute Publ., 2021, pp. 205-210. (In Russ.) https://elibrary.ru/evuuym
- Shiller A., Vege A. Cyberbulling. In: How to Read Media. Moscow, GetEInstitut Publ., 2020, pp. 24-25. (In Russ.)
- Grabelnikov A.A., Gegelova N.S. Screen Communication and Visualization of Journalism. Tver, Tver State University Publ., 2019, 335 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/uiznso
- Zvereva E.A., Sapunov V.I., Pinchuk O.V., Shesterina A.M. Peculiarities of Functioning of Modern Audiovisual Media. Voronezh, Kvarta Publ., 2018, 258 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/vpbnyi
- Kachkaeva A.G., Shomova S.A., Lapina-Kratasyuk E.G. et al. Multimedia Journalism. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2017, 413 p. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1189-3, https://elibrary.ru/xymvjj
- Shchepilova G.G., Kruglova L.A. Video content on the Internet: features of audience consumption. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 342-354. (In Russ.) https://doi.org/10.17150/2308-6203.2019.8(2).342-354, https://elibrary.ru/scrrce
- Gazizyanov T.A., Mansurova Z.R. Psychology of cyberbullying. Types and reasons of cyberbullying. Obsh-chestvo, pravo, gosudarstvennost’: retrospektiva i perspektiva = Society, Law, Statehood: Retrospective and Perspective, 2023, no. 4 (16), pp. 89-92. (In Russ.) https://elibrary.ru/lednpj
- Pronina N.A. Cyberbulling as a form of interaction in the modern Internet space. Obshchestvo = Society, 2020, no. 2 (17), pp. 91-93. (In Russ.) https://elibrary.ru/jpvehz
- Skvortsov K.V., Vasilishin D.O. Cyberbullying as an underestimated threat in Russian society. Sbornik nauch-nykh materialov Mezhdunarodnoi konferentsii «Sub’ektivnoe psikhologicheskoe blagopoluchie» = Collection of Scientific Materials of the International Conference “Subjective Psychological Well-being”. Yaroslavl, RIO YAGPU Publ., 2024, pp. 292-296. (In Russ.) https://elibrary.ru/cutgot
- Shevko N.R., Kondrateva D.R. Cyberbulling. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2024, no. 110-18, pp. 52-54. (In Russ.) https://doi.org/10.18411/trnio-06-2024-976, https://elibrary.ru/fdytnc
- Beinenson V.A. Development of journalistic genres and formats in video blogs. Vek informatsii = Information Age, 2019, vol. 7, no. 1, pp. 82-93. (In Russ.) https://elibrary.ru/vyalpa
- Demchenkov S.A., Zadnepryanskaya A.S. Video blogs as a kind of new media: typology problem. Materialy 9 Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Ehlektronnye sredstva massovoi informatsii: vchera, segod-nya, zavtra» = Proceedings of the 9th All-Russian Scientific and Practical Conference “Electronic Media: Yesterday, Today, Tomorrow”. St. Petersburg, St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences Publ., 2015, pp. 58-60. (In Russ.) https://elibrary.ru/idlyde
- Doronina Yu.G. Video blogs as new media. Al’manakh mirovoi nauki, 2018, no. 6 (26), pp. 97-99. (In Russ.) https://elibrary.ru/yvqepz
- Mogilevskaya G.I., Kretsu V.O., Kretsu D.O. Videoblog as a communication channel: peculiarities and prospects for development. Alleya nauki, 2018, vol. 1, no. 10 (26), pp. 362-366. (In Russ.) https://elibrary.ru/ysankh
- Nalivaiko Yu.Yu., Kayushova S.R. Ways and techniques to influence the audience through video blogging. Do-netsk Readings 2023: Education, Science, Innovation, Culture and Challenges of Our Time. Donetsk, DonSU Publ., 2023, pp. 368-370. (In Russ.)
- Kulikov S.V., Kurbatov V.I., Papa O.M. Virtual identity in the format of self-construction: information resources and information subjectivit. Gumanitarnye, sotsial’no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Social-Economic and Social Sciences, 2022, no. 2, pp. 60-67. (In Russ.) https://doi.org/10.23672/x3780-1235-1427-e, https://elibrary.ru/xlqont
- Saiganova E.V., Lepneva A.M., Zholudeva A.A. Video blogging as a new space for self-realization of young people. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i sotsial’no-ehkonomicheskikh nauk, 2020, no. 3 (74), pp. 95-97. (In Russ.) https://elibrary.ru/cpwpap
Дополнительные файлы
