Решение проблемы соотнесения свободы с предопределенностью в условиях жесткого детерминизма бытия, промысленного Богом
- Авторы: Надеина Д.А.1, Чекрыгин О.В.2
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Исследователь
- Выпуск: Том 9, № 1 (2025)
- Страницы: 78-102
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 31.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2576-9782/article/view/301330
- DOI: https://doi.org/10.12731/2576-9782-2025-9-1-270
- EDN: https://elibrary.ru/XDCJDO
- ID: 301330
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Состояние вопроса. Предметом исследования в данной статье является одна из наиболее фундаментальных мировоззренческих проблем – вопрос о соотношении свободы воли и предопределения в религиозно-философском контексте. В результате скрупулезного анализа как источников, так и состояния современного научного знания, авторами установлена неразрешимость указанной проблемы в рамках бытия, имеющая три причины: жесткий детерминизм исключает свободу; предвидение без предопределенности приводит к абсурду неисчислимости альтернативных миров; условная свобода как осознанная необходимость ведет к обрушению промысла неверными выборами «несознательных» отказников необходимости.
Методы исследования. Авторы опираются на метод аналогий, используя системный и междисциплинарный подходы, концептуальный и феноменологический анализ, а также использование натурфилософских подходов на основе современных открытий естествознания, интуитивный анализ Непостижимого.
Результаты. Авторы приходят к выводу о предпочтительности концепции жесткого детерминизма применительно к наблюдаемой вселенной в сравнении со всеми другими философскими концепциями соотношения свободы и предопределенности в рамках бытия мира. В то же время авторы предлагают собственную концепцию осуществления свободы воли Человека в условиях полной предопределенности через изменение Промысла Богом, понуждаемым к «процессному теизму» в себе и в мире по просьбе к Нему его «рожденных Свыше» детей за тех, кто им дорог в бытии мира.
Выводы. Рожденные свыше дети Божии, пребывая в Сверхбытии Бога, сами повелевают Отцом, изменяющим Промысл по их просьбе: «да будет воля ваша»; в мире бытия Бог присутствует и действует лишь в разуме уверовавших в Него и более нигде и никак – так решается апория трансцендентности. Изменяя Промысл, Бог изменяется сам и совершенствуется в своем совершенстве, научаясь лучшему в Человеке.
Заключение. В предлагаемой концепции Бог, мир и человек создают динамическую систему взаимного влияния, в которой свобода и предопределение сосуществуют, находя свое место в общей онтологической структуре.
Об авторах
Дарья Александровна Надеина
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Bogoslovblog@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-6063-8171
соискатель
Россия, Менделеевская линия, 5, г. Санкт-Петербург, 199034, Российская ФедерацияОлег Всеволодович Чекрыгин
Исследователь
Email: ochek@bk.ru
ORCID iD: 0009-0007-4393-1445
доктор философии (PhD, Латвия)
РоссияСписок литературы
- Аристотель. Метафизика. Перевод с греческого П. Д. Первова и В. В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 232.
- Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Пер. с фр. Мн.: Харвест, 1999. 1408 с.
- Боэций. Утешение Философией и другие трактаты. М: Наука, 1990. 413 с.
- Вальверде Карлос. Философская антропология. М.: Христианская Россия, 2000. 411 с.
- Wentzel van Huyssteen. Theological determinism. Encyclopedia of Science and Religion / J. Wentzel Vrede van Huyssteen, editor in chief. Macmillan Reference, 2003. Vol. 1. P. 217.
- Гоббс Т. Глава XXI. О свободе подданных. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 164.
- Давид Юм. Философское Наследие. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996.
- Св. Иустин-философ и мученик: Творения. Репринт. М.: Паломник: Благовест, 1995. 484 с.
- Лосев А. Ф. Парменид. Диалектика одного и иного как условие возможности существования порождающей модели. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 497-504.
- Чекрыгин О.В., Надеина Д.А., Мезенцев И.В. Проблематика неоплатонического раскрытия гипотез «Парменида» и решение «апории трансцендентности» // Философская мысль. 2024. № 12. С. 161-174. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2024.12.72346
- Чекрыгин О.В., Надеина Д.А., Мезенцев И.В. Опыт процессуальной интерпретации абсолюта на основе учения Иисуса // Философская мысль. 2024. № 12. С. 139-160. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2024.12.72508
- Чекрыгин О.В., Мезенцев И.В., Надеина Д.А. Критика логики гипотез диалога «Парменид» и формирование новой онтологической перспективы // Теология: теория и практика. 2024. Т. 3, № 1. С. 79–95. https://doi.org/10.24412/2949-3951-2024-0050
- Месяц С.В. Неоплатонизм. Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2017. Т. 48. С. 657-672.
- Платон. Государство. М: Академический проект, 2015. 398 с.
- Плотин. Трактаты. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2007. 444 с.
- Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье. Собрание сочинений, 1957. Т. 1. С. 630.
- Хокинг С. Черные дыры и молодые Вселенные. СПб.: Амфора, 2001. 187 с.
- Надеина Д.А., Чекрыгин О.В. Проблема предопределения и свободы в историко-философском контексте // Вестник науки. 2025. №2 (83), том 1. С. 903-925. https://www.вестник-науки.рф/article/21326
- Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Малые философские сочинения. M.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2001. 528 с.
- Эразм Ротердамский. Диатриба или рассуждение о свободе воли. Философские произведения. М.: Наука, 1987. С. 216-290.
- Bonner Geral. Augustine and the Bible. Paris: Notre Dame Press, 1999. 370 p.
- A. Pablo Iannone. Dictionary of World Philosophy. Taylor & Francis, 2001. P. 194.
- Purinton J.S. Epicurus on “Free Volition” and the Atomic Swerve // Phronesis. 1999. Vol. 44, № 4. P. 253–299.
- Sharples R.W. Stoics, Epicureans and Sceptics: An Introduction to Hellenistic Philosophy. Routledge, 1996. 172 p.
- Sorabji R. Necessity, Cause, and Blame: Perspectives on Aristotle’s Theory. London: Duckworth & Co, 1980. P. 243.
Дополнительные файлы
