Культурологический аспект изучения понятия «социальная ситуация развития»
- Авторы: Гарькавая Е.С.1
-
Учреждения:
- Центр искусств и спорта «Арт вижн»
- Выпуск: Том 9, № 1 (2025)
- Страницы: 4-19
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 31.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2576-9782/article/view/301326
- DOI: https://doi.org/10.12731/2576-9782-2025-9-1-272
- EDN: https://elibrary.ru/CZGBJB
- ID: 301326
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена рассмотрению понятия «социальная ситуация развития». Актуальность темы исследования обусловлена имеющимся дефицитом позитивного воздействия социокультурной среды на современных детей и подростков.
Целями и задачами работы выступает анализ культурологического подхода к пониманию термина «социальная ситуация развития».
Метод и методология. В качестве методов использовались генетический, сравнительно-исторический и типологический методы: психологии и педагогики, впоследствии же с расширением подхода: сравнение психолого-педагогического и мультикультурного (в первую очередь культурологического) подходов, их типологизация и т.п.
Результаты. В результате исследования установлено, что сам рассматриваемый термин появился и был широко внедрен в научный оборот в рамках психологической науки, в первую очередь – в исследованиях советской деятельностной школы (Л.С. Выготский). В последнее время данное понятие получило широкое распространение в работах многих зарубежных психологов и педагогов; интереснее, однако, что к нему все чаще обращаются представители иных гуманитарных дисциплин – в частности, культурологии и социальной антропологии. В статье делается вывод о прямом воздействии макросоциальной ситуации на микросоциальную (непосредственно на «социальную ситуацию развития» индивида), в частности, в форме возможности участия в ранее недоступных ему группах и сообществах.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в инклюзивных проектах в культурно-досуговой сфере, при создании новых программ и проектов, посвященных вовлечению детей-инвалидов в культурную жизнь социума.
Об авторах
Евгения Сергеевна Гарькавая
Центр искусств и спорта «Арт вижн»
Автор, ответственный за переписку.
Email: 4eugenia@list.ru
руководитель
Россия, ул. Сосновая, 6, г. Симферополь, Республика Крым, 295023, Российская ФедерацияСписок литературы
- Археладзе Д.М. Основы семейного воспитания. СПб: Рассвет, 2010. 176 с.
- Выготский Л.С. Проблема возраста. // Выготский Л.С. Сoч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.432 c.
- Кемпинский А. Психопатология неврозов. Варшава: Польское медицинское издательство, 1975. 400 с.
- Меренков В.А. Инклюзивное образование детей с отклонениями в развитии как особая социальная ситуация развития // International scientific-practical congress of pedagogues, psychologists and medics “Driven to discover!” Geneva, 2015. Р. 175-178.
- Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Издательство Московского университета, 1987. 168 с.
- Нисская А.К. Социальная ситуация развития в дошкольном учреждении как фактор адаптации первоклассников к школе // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 23. C. 8-12.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. 436 с.
- Спок Б. Ребенок и уход за ним. М.: Попурри, Харвест, 2011. 544 c.
- Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с.
- Хедегаард М., Либерт Н. Разработка методики для диагностики социальной ситуации развития дошкольников: от способностей к деятельности // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 2. С. 25-32. https://doi.org/10.17759/chp.2020160204
- Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
- Cole М., Scribner S. Theorizing about Socialization of Cognition // Ethos. 1975 (Summer). Vol. 3, No 2. P. 249-268. https://doi.org/10.1525/eth.1975.3.2.02a00110
Дополнительные файлы
