Кудашевы: смена политической и этнической идентичностей в эмиграции
- Авторы: Бабич И.Л.1, Шнелле Й.2
-
Учреждения:
- Институт этнологии и антропологии РАН
- Германский исторический институт в Москве
- Выпуск: № 3 (2022)
- Страницы: 137-150
- Раздел: Новейшая история
- Статья получена: 15.05.2025
- Статья опубликована: 15.12.2022
- URL: https://ogarev-online.ru/2542-212X/article/view/291785
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2022-3-137-150
- EDN: https://elibrary.ru/CSWYAA
- ID: 291785
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена жизни и общественно-политической деятельности трех поколений кабардинцев Кудашевых: Владимира Николаевича (1865-1945), сына Владимира Владимировича (1905-1979) и внука Александра Владимировича (1951). После Октябрьской революции 1917 г. и событий 1918-1919 гг. в Кабарде Кудашевы были вынуждены эмигрировать в Европу. Обосновались во Франции. Исследование основано на новых архивных материалах, полученных во Франции и Германии, а также на интервью, проведенные одним из авторов статьи, с А.В. Кудашевым в Берлине (2020-2022 гг.), которые уточняют данные монографии Дзагалова и Шапаровой (2010 г.). В процессе эмигрантской жизни взгляды Владимира Николаевича Кудашева, который всесторонне поддерживал российскую монархию и включение Кабарды в состав Российской империи, претерпели коренные изменения. Его сын пошел дальше: во время Второй мировой войны служил в немецкой армии. Кроме смены политической идентичности в эмиграции произошло изменение и этнической идентичности. Кабардинский язык, традиции ушли из семьи постепенно. Появились русские и немецкие корни. Внуки и правнуки Владимира Николаевича имеют немецкую идентичность. В статье рассмотрены особенности процессов смены политической и этнической идентичностей в семье Кудашевых.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
После событий в Российской империи 1917–1919 гг. во Франции среди эмигрантов первой волны оказались представители двух линий Кудашевых из одного аула Кабарды – Докшоково: это Владимир Николаевич (Эльбаздуко Канаметович) и Магомет Мурзабекович (Мухаммат, Туша). Если о первом написана целая книга, то о втором практически ничего неизвестно, тогда как он был племянником Владимира Николаевича. М.М. Кудашев родился в 1900 г., был военным, служил корнетом 18-го драгунского Северного полка. Эвакуировался вместе со своим полком в 1920 г. в Галлиполи (Османская империя), откуда он перебрался во Францию, чтобы быть ближе к родственникам. По нашим материалам, известно, что в 1932 г. Магомет жил в Париже и вступил в Ассоциацию беженцев-горцев Северного Кавказа во Франции. Впоследствии он переехал в Югославию, жил в Панчево, где и умер 1 сентября 1940 г. [АМТ].
Судьбе семьи Владимира Николаевича Кудашева посвящены, безусловно, интересные и глубокие исследования А.С. Дзагалова и А.К. Шапаровой [Дзагалов, Шапарова 2010]. Монография этих авторов базируется на уникальных архивах. Результатом деятельности А.К. Шапаровой стало приобретение возглавляемым ею архивохранилищем Института гуманитарных исследований – филиала Кабардино-Балкарского научного центра ценнейших документов из личного архивного фонда семьи сына В.Н. Кудашева – Владимира.
В предлагаемой статье, опираясь на новые, впервые вводимые источники, извлеченные из архивов Франции и Германии, а также собранные в ходе интервью с потомками Владимира Николаевича, мы рассмотрим те стороны жизни семьи Кудашевых, которые остались вне внимания исследователей, а именно: политические взгляды и этническую идентичность в эмиграции.
Жизнь Кудашевых в России
Фото 1. Из личного архива Заура Тобиевича Кудашева. Семья Эльбаздуко Канаметовича Кудашева (Владимира Николаевича). г. Нальчик 1906 г. Сидят (слева – направо): Кудашева Хута Канаметовна (Астемирова) – сестра Эльбаздуко, Кудашев Эльбаздуко Канаметович с племянником Кудашевым Мухамматом Мурзабековичем, Кудашева Жан (Даутокова) – мать Эльбаздуко, Кудашева Нафо Канаметовна (Шипшева) – сестра Эльбаздуко. Стоят (слева – направо): горничная, Кудашев Лялю Канаметович – брат Эльбаздуко. Даутоков – племянник Жан Кудашевой, Коченовская Анна Елисеевна – (первая супруга Эльбаздуко Кудашева) с сыном Али Кудашевым, Кожоков Нану Мурзабекович (брат жены Лялю) [Дзагалов, Шапарова 2010].
Как справедливо отмечали А.С. Дзагалов и А.К. Шапарова, «Владимир Николаевич Кудашев – первый профессиональный провизор – кабардинец, фармацевт, собиратель сведений о кабардинском народе, крупный землевладелец и коннозаводчик. В своем поместье в селении Докшоково он высадил аллею платанов, разбил уникальный цветник, заложил огромный фруктовый сад» [Дзагалов, Шапарова 2010: 10].
Владимир Николаевич Кудашев родился в 1865 г. Его родители: отец – Николай (Канамет) Кудашев, мать – Жан Даутокова. В 1876 г. по прошению отца Владимир был зачислен в Нальчикскую окружную горскую школу, которую закончил в 1880 г. На средства, полученные им от т.н. Кабардинской общественной суммы, он прошел двухгодичный курс аптекарского ученика в аптеке Енкена (1882–1884 гг.). Ему выдали свидетельство Харьковского университета о присвоении звания аптекарского помощника. С 1885 г. Владимир начал работать в Санкт-Петербурге, в аптеке Нордквиста. Проработав полгода, он продолжил свое образование в Московском университете. В 1890 г. Владимир Кудашев получил степень провизора. Вернулся в Санкт-Петербург, где устроился на службу по ведомству Государственного контроля. В 1894 г. Владимир (Эльбаздуко) женился на русской дворянке – Анне Елисеевне Коченовской. Для того, чтобы совершить обряд венчания, Эльбаздуко принял таинство крещения с именем Владимир. Отметим, что сам Эльбаздуко был из семьи узденей (что неформально приравнивалось в России к дворянству). Получив приданое, он купил дом в Киеве, где и стал жить с супругой. В 1905 г. в семье родился сын Владимир (Али).
Таким образом, еще до Октябрьской революции 1917 г. Владимир Николаевич получил российское образование, сделал карьеру в Российской империи, удачно женился и жил вне Родины, тем самым невольно отдаляясь от своих соотечественников и от своих корней. Хотя Кудашевы периодически приезжали в Кабарду, его сын практически вырос вне кабардинской среды. Поэтому неудивительно, что Владимир Николаевич стал активным сторонником российской монархии и включения Кабарды в состав Российской империи. В то же время он стремился к культурной и духовной общности своего народа, через приобщение кабардинцев к российской государственности. В 1909 г. он присутствовал в Санкт-Петербурге на похоронах почившего Его Императорского величества Великого князя Михаила Николаевича Романова. От имени селений Кабарды и пяти Горских обществ Владимир Кудашев возлагал серебряный венок с бантом стоимостью 300 руб. на гроб умершего. Тем не менее исследователи жизни В.Н. Кудашева считают, что у него сложились своеобразные политические воззрения, позволяющие ему сочетать идеи кабардинского патриотизма и российской имперской государственности [Дзагалов, Шапарова 2010: 130].
Проживая в Киеве, В.Н. Кудашев становится участником «клуба русских националистов» (1909–1913 гг.). Дворянин, коллежский советник В.Н. Кудашев являлся сторонником сохранения классовых привилегий, уравнения прав кабардинского дворянства с русским и большего привлечения горской знати к государственному управлению в крае через введение земских учреждений. В.Н. Кудашев, по мнению Р.Х. Хашхожевой, один из тех просветителей, которые утверждали идею исторической общности адыгов (кабардинцев) и русских, насчитывающую много веков, и которые стремились использовать данный факт в защиту интересов своего народа [Хашхожева 2004: 31]. Клуб русских националистов Киева объединял в своих рядах людей, исповедующих принципы «национально-русской державности», то есть укрепления основ существующего российского государства. В то же время с 1906 г. В.Н. Кудашев активный участник просветительского движения интеллигенции в Нальчикском округе «Общества распространения образования среди кабардинцев и горцев».
В 1913 г. В.Н. Кудашев издает книгу «Исторические сведения о кабардинском народе», которая посвящена празднованию 300-летия царственного дома Романовых. 3 марта 1915 г. в ставке войск Юго-западного фронта в г. Киеве на аудиенции у русского царя Николая II В.Н. Кудашев преподносит императору эту книгу. Кудашев обратился к императору с просьбой о переводе его на службу по ведомству государственного коннозаводства с назначением корреспондентом главного управления. Он обосновывает свою просьбу тем, что желает посвятить свою службу делу, «которое составляет любимое занятие моё и моих предков, как кабардинцев по происхождению». На прошение была наложена резолюция императора: «Ничего не имею против» [НА: Ф. 36. Инв. № 2794]. После Октябрьской революции 1917 г. и в годы гражданской войны супруги Кудашевы жили в Кабарде. Владимир Николаевич Кудашев вместе со своим сыном Владимиром и племянником Магометом вступили добровольцами в Кабардинскую конную дивизию, сражавшуюся в составе белой армии с большевиками [Дзагалов, Шапарова 2010: 109].
Владимир Николаевич Кудашев в эмиграции
Владимир Кудашев и его сын эмигрировали во Францию, а А. Коченовская, предположительно, – в Швейцарию. Несмотря на то, что архивные материалы о жизни Кудашевых многочисленны, однако до сих пор неизвестно и непонятно, почему супруги оказались в разных странах и почему сын оказался вместе с отцом. Может быть, к этому времени А. Коченовской не было в живых. Однако, как указывает О.Л. Опрышко [Опрышко 1993: 180], в списках лиц, пожертвовавших деньги и вещи в поддержку Добровольческой белой армии А. Деникина и Кабардинской конной дивизии в июле 1919 г. состояла и мадам Кудашева. Владимир Николаевич и его сын в это время находились в этой дивизии. Известно точно, Анна Коченовская умерла до 1934 г. [АП: Reg. 1656. 17-й округ. 1934 г.].
В начале ноября 1920 г. Владимир Николаевич и его сын эвакуировались из Крыма в составе армии Врангеля. Часть беженцев, в том числе предположительно и отец, и сын Кудашевы, прибыли на кораблях русской эскадры в порт Бизерта (Тунис) – протекторат Франции. Некоторое время они находились там (до 1925 гг.). Находясь в Бизерте, сын Владимира Николаевича – Владимир окончил морской кадетский корпус. После этого отец и сын переехали во Францию, жили в Париже. Потом отец переехал в Ниццу [АП: Reg. 1656. 17-й округ. 1934 г.].
В первые годы эмиграции Кудашевы жили благополучно, однако впоследствии Владимир Николаевич – бедно. Свои последние годы он провел в русских старческих домах и был похоронен в могиле для бедных. Его родственник Руслан Муртазов [Шарапова 2008: 138] так писал об этом:
«Мой отец, по воле судьбы, видел Эльбаздуко в Ницце в 1943 г. Как он рассказывал отцу, в 1919 г. родственники убедили его эмигрировать. Младшего брата Эльбаздуко, моего деда по матери Лялю расстреляли в 1937 г. Эльбаздуко (когда эмигрировал) взял с собой сына Али и племянника Тушу, которых отдал в кадетское училище. Коченовская не эмигрировала с ними, так как они к тому времени были разведены, и он был женат на балкарке Урусбиевой, которая была отправлена к своим родителям через 3 месяца после отъезда Эльбаздуко. Они, по рассказам моей тёти Нины Кудашевой, после женитьбы почти не жили вместе. Что случилось с Коченовской, никто не знает. Нищим он (Эльбаздуко Кудашев) стал, как он сказал моему отцу, из-за того, что он перевел весь свой капитал в один, кажется, французский банк. Правительство его капитал конфисковало, объяснив это тем, что они могут сделать революцию» [Дзагалов, Шапарова 2010: 80].
Объяснение Муртазова причин бедности Владимира Николаевича представляется странным. Скорее всего имеющиеся у него средства со временем закончились (в эмиграции в силу возраста он не работал). Такая ситуация была характерна для многих северокавказцев, которые приехали со средствами. Даже Чермоевы, имеющие нефтяные деньги, к 1930-м гг., во многом обеднели. Данная ситуация осложнялась тем, что из-за непростых отношений между отцом и сыном Кудашевыми Владимир Николаевич не хотел быть на содержании у своего сына. Сын работал и, разумеется, был обеспечен.
Владимир Николаевич умер 26 января 1945 г. и был похоронен на кладбище «Валлорис» (возле г. Канны, Франция). По свидетельству протоиерея русского православного прихода г. Ниццы Н. Соболева, В. Кудашев 5 января 1944 г. был помещен в госпиталь «Пастер», где находился до 15 июня того же года. С 15 июня по 19 октября 1944 г. он был в «Азиль Сент Мари», откуда был переведён в старческий дом «Валлорис» (около Канн). Здесь он скончался 26 января 1945 г., а на следующий день, т.е. 27 января был погребен в могиле для бедных на кладбище Валлорис [ПЭМБ 2019]. Владимир Николаевич до конца жизни оставался православным. Поскольку есть сведения о нем в русской православной церкви Ниццы, значит, был совершен чин отпевания Кудашева.
В эмиграции Владимир Николаевич жил незаметно. По собранным нами материалам, свидетельствующими об участии северокавказцев в различных общественно-политических организаций во Франции в 1920–1930-е гг. [Бабич, Гладкова, Мнухин 2020], Кудашев не был замечен ни в одной из них. Поэтому, как нам представляется, не совсем понятна публикация им в 1936 г. в эмигрантском журнале «Кавказ» статьи под названием «Заметки кабардинца», в которой он описал свое отношение к России [Кудашев 1936: 28-31]. Эта статья оказалась очень важным свидетельством того, насколько кардинально поменялись общественно-политические взгляды Владимира Николаевича – до революции, как указывалось выше, активного сторонника российской монархии и нахождения Кабарды в рамках этой монархии.
Кудашев писал следующее:
«Дружественные сношения Кабарды с Москвою восходят ко временам российского царя Ивана Грозного… И с тех пор, до самого падения императорской власти мы были честно верны единению с Россией, выступая на защиту неприкосновенности и достоинства русского государства во всех войнах, которые только Россия вела. Но когда многовековые государственные устои рухнули, и страна стала быстро разваливаться и катиться в пропасть, мы, естественно, задали себе вопрос – как нам быть – следовать за Россией или нет? Явилась более ясная критическая оценка всего прошлого, и национальная наша независимость была подсказана самым ходом событий…. Мы со своей стороны были верны государственному единению с Россией, но что нам дала русская власть?
Говоря общим образом, можно считать, что Кавказ находился под владычеством России 75 лет. Давайте оглянемся немножко назад и дадим свой отчет, – что же сделала Россия хорошего на три четверти столетия для нашего края? Над этим вопросом я очень много думал и пришел к заключению, что ровным счетом ничего.
1) Народное просвещение было в полнейшем застое, 2) пути сообщения в первобытном состоянии, 3) торговля и промышленность почти не развивались, даже добыча нефти и та главным образом была в руках иностранцев.
Зато Россия может похвастаться тем, то насадила в нашем крае военно-народное полицейское управление, куда приглашались на службу господа офицеры, исключенные за порочное поведение их своих полков. Эти офицеры назначались на должности уездных и окружных начальников, и являясь низшими агентами власти, ближе всего соприкасались с народной массой, применяя сравнительно гуманные русские государственные законы вкривь и вкось, по собственному усмотрению, подрывая этим самым доверие к государственной власти и к монарху. Так как они были люди сомнительных нравственных качеств, то обирали темный народ без зазрения совести, брали во всех видах, не брезгуя ни чем. Приходили к нам беднякам «на кривых каблуках» и уходили от нас помещиками.
Эти незакономерные действия властей не ускользали от населения. Оно видело все это прекрасно – люди терпели со скрежетом зубовным и все это намотали себе на ус.
Теперь, когда уже нет более былых исторических основ нашей связи с Россией, мы можем сказать: отныне Кавказ для кавказцев – довольно с нас 75-летнего опыта. Мы хотим жить свободной независимой жизнью от России и свободно дышать полной грудью своим чудным горным воздухом. Опека ваша, гг. русские, нам не нужна, – вы слишком оказались плохими опекунами. Мы дошли до полной нищеты в этом благословенном крае, в котором, где ни копнешь лопатой, то нефть, руда или целебные минеральные воды. Всем этим богатством Россия сама не умела и не умеет пользоваться и нас ничему не научила. Довольно. Нам осталось ждать меньше, чем ждали. Всем существом своим мы чувствуем, что близок час, когда наша дорогая родина освободиться от большевизма, и все мы дружно примемся за работу по объединению народностей Кавказа и формированию Кавказского федеративного государства» [Кудашев 1936: 28-31].
Таким образом, Владимир Николаевич Кудашев в конце своей жизни, когда ему было 71 год, полностью разочаровался в российской монархии, в пользе для Кабарды и для кабардинцев от того, что они вошли в состав империи и выступал за идею создания независимого от России федеративного государства на Кавказе.
Проживая во Франции, Владимир Николаевич, несмотря на изменение отношения к России, продолжил пользоваться русскими домами престарелых, русским фондами, которые поддерживали больных и одиноких стариков. Кудашев с годами стал именно таким одиноким стариком. Его сын, о котором речь пойдет далее, женился на немке и в 1938 г. или 1939 г. переехал жить в Германию, а Владимир Николаевич остался на юге Франции. Безусловно, в сложившейся ситуации есть и противоречие, и неясность. Как правило, те эмигранты, которые имели антироссийские взгляды, т.е. стремились к независимости Северного Кавказа от России, предпочитали не обращаться за помощью в русские благотворительные организации, ограничиваясь своим кавказским кругом [Бабич 2020: 126-142].
Владимир Владимирович Кудашев
Как указывалось выше, сын Владимира Николаевича – Владимир (Али) жил в эмиграции вместе с отцом. Имя Владимир он получил во время православного крещения еще в Российской империи. Факт крещения был подтвержден Сертификатом, который был выдан Владимиру в 1947 г. в г. Мюнхене канцлером епископального синода графом Г. Граббе. Документ удостоверял: «Князь Владимир (Али) Кудашев, который является сыном князя Владимира Кудашева и его законной супруги Анны, урождённой Коченовской, принадлежит к Русской ортодоксальной церкви. Он был крещен в соответствии с законами и обрядами церкви преподобным Василием Успенским, при крестном отце мистере Александре Апухтине и крестной матери – миссис Марии Анзоровой» [НА: Ф. 36. Инв. № 2796/16.]. Имя Али, видимо, осталось его вторым именем. Для кабардинской народной культуры ХIХ в. было характерно иметь два имени. В эмиграцию Владимир попал молодым человеком: в возрасте 17 лет. Как мы указывали выше, еще в Бизерте в 1925 г. он окончил Военно-Морской кадетский корпус, получил звание штурмана по каботажу [НА: Ф. 36. Инв. №2796/2]. После переезда во Францию, Владимир работал прорабом в Бордо (1928–1930 гг.) [ПЭМШ 2020]. Переехав в Париж, он продолжил свое образование, окончив высшую школу по специальности строительство и архитектура (1931 г.) [АА: 3.2.1.1 CM/1 Akten aus Deutschland/ 79356637-40/ ITS Digital Archive]. Владимир работал декоратором интерьеров (до 1938 г.), а также в строительной фирме «Томас Харрисон» [НА: Ф. 36. Инв. №2796/4]. Любопытно, что в одном из документов, которые заполнял сам Владимир, он написал, что в 1934 г. указывал, что работал маляром [АП: Reg. 1656. 17-й округ. 1934 г.]. Согласно материалам из немецкого архива Арользена, в 1935–38 гг. он работал прорабом в Париже [АА: 3.2.1.1 CM/1 Akten aus Deutschland/ 79356637-40/ ITS Digital Archive]. Скорее всего, он мог в разное время в течение 1931–1938 гг., до своего переезда в Германию, занимать все вышеуказанные должности. Известно, что Владимир Кудашев в Париже жил в 17 округе по адресу 24 rue Claude Pouillet [АП: Reg. 1656. 17-й округ. 1934 г.].
Фото 2. Владимир Владимирович Кудашев. Фото из немецких архивов.
22 сентября 1934 г. Владимир женился на немке Рут Юлии фон Элерт (Ruth Julia von Elert). Брак был заключен в Париже. Рут Юлия была старше Владимира на девять лет (родилась 10 ноября 1896 г., Грос Носси, Германия.). Это был ее второй брак [НА: Ф. 36. Инв. № 2796/12]. До Кудашева она была замужем за принцем Фредериком Людвигом Константином Кантакузен (Cantacuzene). Отец Юлии Паул фон Элерт (Paul von Elert) умер, а мать проживала в Германии (в г. Stole) [АП: Reg. 1656. 17-й округ. 1934 г.]. На бракосочетании Кудашева присутствовал его русский друг, эмигрант, работавший шофером, Борис Степанов и француз Александр де Бровар [АП: Reg. 1656. 17-й округ. 1934 г.]. Это интересный факт: как правило, у женившихся северокавказцев в 1930-е г. в Париже свидетелями были свои же земляки, а у Владимира – русский и француз. Борис Степанов, как и Владимир Владимирович, был моряком и состоял в парижском Морском собрании. Это свидетельствует о его кругах общения: русском и французском.
В 1938-1939 гг. вместе с женой Владимир Кудашев уехал в Германию, в Померанию, где жили родственники первой жены [ПЭМШ 2022]. С 1941 г. Владимир пошел служить в Вермахт. Его сын Александр полагает, что на этот шаг его подвигли в первую очередь политические мотивы и желание вернуться на родину. Но каких именно политических взглядов придерживался Владимир в то время нам не известно. По мнению Александра, его отец, естественно, являлся противником советской системы, но в отличие от собственного отца Владимира Николаевича не выступал за независимое от России кавказское государство, предпочитая идею Российской республики. Получив еще в Бизерте капитанское свидетельство, Владимир сначала служил в частях Кригсмарине, где, возможно, охранял прибрежные районы Финляндии. Затем он перешел во фронтовую разведку, в отдел “Валли I”, в круг обязанностей которого входило приобретение сведений в районе передовой, разбор трофейных документов и опрашивание советских военнопленных. Служил он там в ранге обер-лейтенанта [ПЭМШ 2022, Дзагалов, Шапарова 2010: 110].
В 1945 г. Владимир попал в американский плен в Алльгое. После освобождения c 1946 г. под псевдонимом “Operation Rusty” он стал работать для разведывательной службы, созданной американcкой военной администрации в Германии прежде всего из бывших сотрудников восточной разведки Вермахта. По 1947 г. он возглавлял отделение этой организации во Франкфурте-на-Майне [ПМЭШ 2022, Wolf 2018: 6; Meinl 2014: 174]. В 1948 г. он жил в Мюнхене на улице Richthofenstraße 53 и – по собственным данным – работал переводчиком [АА: 3.2.1.1 CM/1 Akten aus Deutschland/ 79356637-40/ ITS Digital Archive]. Жена Владимира – Рут Юлия перед приходом советских войск, в марте 1945 г., покончила жизнь самоубийством в своем имении, в Будове [НА: Ф. 36. Инв. № 2796/23]. Владимир Николаевич остался один. Детей в этой семье не было. В 1947 г. он женился вторично, в Мюнхене. Его вторая жена – Мария Гизела Рупп (Maria Gisela Rupp) была младше его на 20 лет. Она родилась 3 февраля 1925 г. в Целле (Ганновер) в семье немецкого офицера Эрнст Йоханн Рупп, павшего в 1943 г. на южном участке восточного фронта в ранге генерал-лейтенанта Вермахта. Видимо, состоялось два венчания: по православному и по протестантскому обряду. Это ясно из Свидетельства о заключении брака: князь В. Кудашев, 42 лет, проживающий в Оберменцинге (район Мюнхена – прим. И.Б.), греко-ортодоксального вероисповедания, не имеющий гражданства, сочетался законным браком (во второй раз) с незамужней Марией Гизелой Рупп, немецкой подданной, евангельского вероисповедания [НА: Ф. 36. Инв. № 2796/3]. Бракосочетание совершил священник православной церкви святого Николая в Мюнхене епископ Александр 18 июля 1947 г. Затем они были обвенчаны и по евангельскому протестантскому обряду священником Д. Дорманном в церкви св. Луки в Мюнхене [НА: Ф. 36. Инв. № 2796/25; ПЭМШ 2020]. Его жена имела медицинское образование (1945–1947 гг.), увлекалась славистикой. Этот брак помог Владимиру приобрести немецкое подданство (свидетельство было выдано районным управлением г. Констанца 30 мая 1950 г. и подписано собственноручно его владельцем).
Фото 3. Кудашев Владимир Владимирович со второй женой Марией Гизелой Рупп. Предположительно1950 г. [ПМЭШ 2022].
По воспоминаниям внука Владимира Николаевича – Александра, взаимоотношения между Владимиром Николаевичем и его сыном Владимиром были непростыми. Александр практически ничего не знал о своем деде, никогда не был на его могиле, не имел даже фотографию деда. Это свидетельствует об отсутствии у Владимира (Али) желания передать своему сыну память об отце. Александр полагает, что их отношения были сложными уже в 1920-е и 1930-е гг. и окончательно разорвались в связи с решением Владимира младшего покинуть Францию и переехать в Германию [ПМЭШ 2020, 2022]. Однако, как мы считаем, их взаимоотношения были сложными не только, и не столько по политическим мотивам. Видимо, были и другие причины, о которых, к сожалению, мы ничего не знаем.
Их родственник Руслан Муртазов писал:
«Сына своего он (т.е. Владимир Николаевич) проклял, так как Али воевал на стороне немцев. Отец (имеется в виду, отец Руслана – прим. И.Б.) убеждал его простить сына и встретится с ним, а он постарается найти его. После отъезда он начал поиски, но не успел, так как американцы освободили Голландию, и отец выбрал возврат домой, где отсидел в тюрьме до 1955 года. По воле судьбы его не расстреляли, как особо опасного преступника Кабарды из-за моратория на смертную казнь в 1949 году, а присудили 25 лет лагерей и 5 лет поражения в [гражданских] правах» [Дзагалов, Шапарова 2010: 97].
Убедившись в том, что для них будущего в Европе нет, Владимир Кудашев вместе с супругой в конце 1940-х гг. решил уехать в Южную Америку [АА: 3.2.1.1 CM/1 Akten aus Deutschland/ 79356637-40/ ITS Digital Archive; ПМЭШ 2022]. В октябре 1950 г. супругам удалось уехать в Аргентину. Они обосновались в Буэнос-Айрес [НА: Ф. 36. Инв. № 2796/18], где Владимир Владимирович стал работать представителем немецкой компании по продаже строительных машин [ПМЭШ 2020]. 28 мая 1951 г. у супругов родился сын Александр. В 1958 г. из-за разразившегося в Аргентине экономического кризиса Кудашевы возвращаются в Германию, в Мюнхен, где Владимиру удалось устроиться архитектором, а его супруге – сотрудником Министерства иностранных дел [НА: Ф. 36. Инв. № 2796/18]. В Мюнхене семья прожила более 20 лет. 7 декабря 1979 г. Владимир Владимирович Кудашев умер и похоронен на местном «Лесном» кладбище (Waldfriedhof) [ПМЭШ 2020]. Его вдова Мария, которой в это время было 59 лет, уехала в Вену и работала там советником в посольстве Германии в Австрии [НА: Ф. 36. Инв. № 2796/19]. Она умерла 16 февраля 2022 г. и была похоронена на мюнхенском «Лесном» кладбище.
Александр Владимирович Кудашев
Внук Владимира Николаевича – Александр, как указывалось выше, родился 28 мая 1951 г. в Буэнос-Айресе. Во время проживания в Аргентине дома супруги говорили по-русски, и мальчик знал русский язык. В 1958 г. семья переехала в Мюнхен, Александр пошел в немецкую школу, русский язык забыл и его родным языком стал немецкий. Александр изучал философию, историю, политологию, исламоведение в Мюнхене, Гамбурге, Кельне. В 1977 г. он защитил докторскую работу по философии. Александр много лет работал в немецкой международной общественной телерадиокомпании «Немецкая волна», c 2014 г. по 2017 г. являлся ее главным редактором. Александр женился на немке – Корнелии Зудбрак [НА: Ф. 36. Инв. № 2796/21]. В семье в 1983 г. родилась дочь Нина, которая стала психологом. Семья проживает в Берлине. Если оба Владимира сохраняли православную традицию, то Александр уже не исповедует никакую религию [ПМЭШ 2020].
В семье Кудашевых изменилась не только религиозная идентичность, но и этническая. Сын Владимира Николаевича, родившийся в 1905 г. и эмигрировавший в 1922 г., в возрасте 17 лет, помнил, что он – кабардинец, знал кабардинский язык. Он гордился и своим происхождением: его предки были из привилегированного сословия [ПМЭШ 2020; Ferrand 1980: 237]. Однако его сын Александр уже ничего не узнавал ни о кабардинцах, ни о своем уникальном деде из уст отца. В доме родителей Александра кроме православного вероисповедания отца «не было ни кавказской, ни русской». По словам самого Александра, у него, безусловно, немецкая идентичность (его мама – немка). Но иногда он чувствует в себе русскую душу, издали любит Кабарду и кабардинцев. Об изданной дедом книге он узнал, когда вместе со своей матерью Марией он посетил Кабарду в 1992 г. [ПМЭШ 2020]. Отметим, не случайно, Александр смешивает «русскую душу» и кабардинцев. Как правило, нынешнее поколение северокавказских эмигрантов, в семьях которых не было акцента на национальной культуре, не различают русскую и национальную идентичность, например, кабардинскую. Такая ситуация имела место и в семье потомков кабардинца Измаила Шакова [Бабич, Страйхорн 2020: 137-158].
Заключение
Описав историю трех поколений кабардинцев, которые породнились с русскими, немцами, мы видим, что память о кабардинских корнях оказалась в семье Кудашевых во многом утраченной. Потомки осознают себя немцами. Разумеется, политический фактор, повлиявший на эмиграцию Кудашевых из России, в настоящее время перестал иметь значение, тем не менее, отметим, что в эмиграции произошла смена политической парадигмы в случае Владимира Николаевича: от идеи российской монархии до кавказского национализма. Это распространенный путь среди северокавказских горцев-эмигрантов. Его прошли многие. И те, кто сохранил в годы эмиграции свою приверженность российской монархии, скорее исключение, чем правило.
Об авторах
Ирина Леонидовна Бабич
Институт этнологии и антропологии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: babi7chi@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1879-1608
Йоханнес Шнелле
Германский исторический институт в МосквеСписок литературы
- АА – Архив Арользена. Германия. Дело 3.2.1.1 CM/1 Akten aus Deutschland/ 79356637-40/ ITS Digital Archive // Arolsen Archives. Германия.
- АМ – Архив Марии Гизелы Рупп // Архив Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований.
- АМТ – Архив Али Мардана Бека Топчибаши (Топчибашева) // Библиотека Центра по изучению современной России, Кавказа и Центральной Европы // École des Hautes Études en Sciences Sociales (Высшая школа социальных наук). (CERCEC, EHESS). Париж. Франция.
- АП – Архивы Парижа. Браки. (Archives de Paris, marriage).
- Бабич 2020 – Бабич И.Л. Благотворительность в контексте материального обеспечения северокавказских эмигрантов во Франции (1920-1940-е годы) // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – № 2. – С. 126-142. doi: 10.31143/2542-212X-2020-2-126-142.
- Бабич, Гладкова, Мнухин 2020 – Бабич И.Л., Гладкова Т.Л., Мнухин Л.А. Северокавказцы в эмиграции в ХХ веке. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 297 с.
- Бабич, Страйхорн 2020 – Бабич И.Л., Страйхорн К. Двадцатый век в судьбах северокавказской интеллигенции: И.М. Шаков и его потомки // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – № 4. – С. 137-158. doi: 10.31143/2542-212X-2020-4-137-158.
- Дзагалов, Шапарова 2010 – Дзагалов А.С., Шапарова А.К. Эльбаздуко Канаметович (Владимир Николаевич) Кудашев: Неизвестные страницы биографии. – Пятигорск, 2010. – 188 с.
- Кудашев 1936 – Кудашев Э. Заметки кабардинца // Кавказ. 1936. № 28.
- НА – Научный архив Института гуманитарных исследований – филиала Кабардино-Балкарского научного центра РАН .
- Опрышко 1993 – Опрышко О.Л. Бывают странные сближения. Нальчик: Эльбрус, 1993. 224 с.
- ПЭМБ 2019 – Полевые этнографические материалы И. Бабич. Ницца. 2019 г.
- ПЭМШ 2020 – Полевые этнографические материалы Й. Шнелле. Интервью с А. Кудашевым. Берлин, 2020 г.
- ПЭМШ 2022 – Полевые этнографические материалы Й. Шнелле. Интервью с А. Кудашевым. Берлин, 2022 г.
- Хашхожева 2004 – Хашхожева Р.Х. Избранные статьи. Нальчик: «Эльбрус». – 2004. – 167 с.
- Шапарова 2008 – Шапарова А.К. Два века отразилось в них… – Нальчик: Кавказская здравница, 2008. – 148 с.
- Ferrand 1980 – Ferrand J. Les Familles princieres de L’ancien empire de Russie (en e’migration en 1978). – Montreui 1980. – Vol II, 149 р.
- Meinl 2014 – Meinl Susanne Meinl, Bodo Hechelhammer: Geheimobjekt Pullach: von der NS-Mustersiedlung zur Zentrale des BND. – Berlin 2014. – 288 p.
- Wolf 2018 – Thomas Wolf: Die Entstehung des BND: Aufbau, Finanzierung, Kontrolle, – Berlin 2018. – 563 p.
Дополнительные файлы
