Электронный университет как цифровая платформа обучения в сфере закупок
- Авторы: Бижоев Б.М.1
-
Учреждения:
- Электронный университет «Сбер А»
- Выпуск: № 4 (50) (2020)
- Страницы: 24-29
- Раздел: Город XXI века. Ключевая тема: «Цифровая экономика: новые компетенции для управления городом»
- URL: https://ogarev-online.ru/2541-8580/article/view/278030
- ID: 278030
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Сегодня ни одно государственное бюджетное предприятие России не может обойтись без использования современных систем государственных и муниципальных закупок. Для работы с цифровыми инструментами участникам аукционов необходимы специализированные профессиональные навыки. Кроме того, системы постоянно совершенствуются, поэтому работники должны регулярно обновлять свои знания и компетенции. В этом им помогают различные электронные образовательные платформы, позволяющие оперативно и качественно обучать сотрудников и налаживать работу компаний с заказчиками. Особую актуальность такие инструменты приобрели в эпоху цифровизации. Существует ряд требований к профессиональной подготовке специалистов в сфере закупок, и следование им – гарантия профессионализма сотрудника. Примером успешной цифровой образовательной платформы выступает Электронный университет «Сбер А», предлагающий современные образовательные программы и техники обучения. Особое внимание в них уделено инновационной методике погружения слушателей в информационную среду контрактной системы.
Полный текст
Многие российские компании используют электронные платформы для реализации своих бизнес-функций и даже нередко инициируют создание таких платформ для своих нужд. Одно из популярных решений такого рода – электронные университеты, т. е. цифровые образовательные платформы, которые позволяют при необходимости оперативно повышать квалификацию сотрудников и клиентов, применяющих информационные системы в работе.
Методические подходы к созданию образовательных систем многообразны, но нередко основаны на опыте ведущих университетов мира. Информационные базы электронных университетов наполняются материалами в различных форматах – записями вебинаров и лекций, интерактивными заданиями. В некоторых случаях используется дистанционная форма обучения, особо популярная сегодня, в условиях повсеместной цифровизации и на фоне пандемии коронавируса.
Зачастую собственная образовательная платформа повышает конкурентоспособность организации. Компания может в оперативном режиме развивать компетентность своих сотрудников и клиентов, снабжая их новейшими знаниями и передавая актуальную информацию большому количеству пользователей. В свою очередь, слушатели, имеющие доступ к такой форме обучения, могут проходить нужные курсы в любое удобное им время. Еще одно преимущество электронных платформ – возможность добавить функционал, позволяющий оценивать знания сотрудников, формировать список компетенций обучаемого и так называемый цифровой след. Он помогает выявлять связи между студентами, преподавателями и элементами учебного процесса, а на их основе можно строить рекомендации.
Существуют образовательные платформы, специально созданные для повышения квалификации в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Сегодня эти знания весьма востребованы, поскольку все государственные предприятия обязаны приобретать товары и услуги через процедуру, установленную Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о закупках) [1]. Между тем проведение закупки – весьма непростая задача, требующая специальных компетенций. Более того, и обучение и повышение квалификации в сфере государственных закупок должно быть направлено на формирование наиболее современных навыков управления в условиях цифровой экономики [4]. Активная цифровизация бизнес-процессов и широкое использование информационных систем перевели процесс государственных закупок в электронный формат.
В контрактной системе регулярно происходят обновления, называемые некоторыми экспертами «институциональной турбулентностью» [8]. Поэтому необходимо систематически повышать квалификацию менеджеров, занимающихся закупками, и сотрудников договорных отделов организаций. Соответственно, становятся высоко актуальными адаптивные образовательные форматы [5, с. 81].
Анализ статистики обжалования закупок, регистрируемой Федеральной антимонопольной службой, свидетельствует о том, что персонал, работающий с контрактной системой, периодически сталкивается с проблемами. На рисунке 1 показано отношение числа заявок на обжалование закупок к общему количеству проведенных закупок в разрезе уровней власти. На муниципальном уровне можно заметить диспропорцию в соотношении числа закупок и заявок на обжалования. По нашему мнению, муниципальные заказчики не успевают адаптироваться к стремительным изменениям в регламенте процедур государственных закупок. В итоге серьезнейшим образом страдает эффективность их работы.
РИС. 1
Объем закупок и обжалований (в долях от общего количества закупок и жалоб соответственно) в 2019 г. (по данным Министерства финансов Российской Федерации [7])
Необходимо отметить, что хотя 33% подаваемых жалоб приходится на муниципальных заказчиков, сами муниципалитеты инициируют всего 26% от общего количества торгов. В наиболее выигрышной ситуации находятся федеральные и региональные заказчики, у которых оба показателя примерно равны. Можно предположить недостаточную вовлеченность муниципальных заказчиков в образовательные мероприятия и, как следствие, недостаточный уровень их профессиональной квалификации.
Для повышения эффективности закупок на базе электронной торговой площадки «Сбер А» (АО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов») в 2010 г. был создан специальный цифровой образовательный портал – Электронный университет. Портал успешно функционирует, с его помощью реализуются дополнительные профессиональные образовательные программы по организации закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд 1. Программы повышения квалификации и переподготовки университета предназначены для специалистов по управлению и размещению государственных и муниципальных закупок. Занятия проводятся в дистанционной форме, имеют интерактивную составляющую, что позволяет слушателям проходить учебный курс в удобные даты, в комфортном темпе, без отрыва от работы. Благодаря электронному формату обучения возможно оперативно учитывать последние изменения в Федеральном законе о закупках.
В 2020 г. электронный университет стал надежной базой для повышения квалификации заказчиков и поставщиков, и сегодня в нем зарегистрированы 72 993 пользователя. В период самоизоляции и позже, после введения режима повышенной готовности, спрос на такой вид обучения увеличился. Возросло и число новых зарегистрированных пользователей (рис. 2).
РИС. 2
Статистика пользователей Электронного университета «Сбер А» в период самоизоляции на фоне пандемии коронавируса 2020 г.
Электронный университет предлагает обширный перечень образовательных программ – как переподготовки, так и повышения квалификации в сфере закупок. Среди них основные:
- «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг»;
- «Управление корпоративными закупками»;
- «Эффективное продвижение товаров, работ, услуг при участии в торгах».
Программы включают в себя вебинары и видеолекции ведущих специалистов в сфере государственного, муниципального и корпоративного заказа, онлайн-семинары, базы тестовых заданий. Слушатели получают пошаговые инструкции и комментарии к наиболее актуальным вопросам, возникающим на этапе подготовки к размещению заказа, в ходе проведения электронных торгов и на стадии заключения договора. Эти методические материалы помогают научиться безошибочно действовать на практике, решая задачи, стоящие перед государственными и муниципальными учреждениями, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) контрактов.
Интерфейс электронного университета интуитивно понятен. Основные разделы содержания представлены на главной странице (рис. 3). Здесь размещен и вход в личный кабинет – он имеется у каждого пользователя.
РИС. 3
Скриншот главной страницы Электронного университета «Сбер А» (https://univer.sberbank-ast.ru)
Содержание программы состоит из двух блоков – учебного материала и итогового тестирования. Доступ к итоговому тесту открывается только после просмотра всех 12 теоретических блоков (модулей) и прохождения промежуточных тестов в теоретических блоках. В помощь слушателям, желающим изучать курс углубленно, а также для более успешного освоения теоретической части в личном кабинете размещены ссылки на справочные пособия. Промежуточное тестирование (самопроверка и подготовка к итоговому тестированию) включает вопросы из итогового тестирования и вопросы по теме модуля. Оно не имеет ограничения ни по времени прохождения, ни по числу попыток.
После прохождения промежуточного теста пользователь узнает свои результаты. Итоговое тестирование состоит из семи разделов и 67 вопросов. Для ответа на каждый вопрос дается не более двух попыток. Максимальное время прохождения теста – 70 мин. Проходной балл – 50. Количество попыток прохождения теста не ограничено.
Деятельность контрактной системы технически обеспечивают онлайн-платформы, главным образом Единая информационная система в сфере закупок и различные электронные торговые площадки. Чтобы успешно ими пользоваться, специалист должен знать все тонкости работы с интерфейсами и функциями онлайн-платформ, т. е. обладать высоким уровнем цифровых компетенций [3]. Однако овладеть этими умениями возможно исключительно на практике, поэтому для развития практических навыков работы с информационными системами в Электронном университете «Сбер А» создана учебная электронная торговая площадка. Это инновационный модуль, построенный на базе передовых методик обучения работе в экосисистеме государственного заказа. Заказчики и поставщики на учебной площадке проходят полный цикл осуществления закупки в режиме имитации: размещают извещение, прикрепляют документацию о закупке, подают запросы на разъяснение, затем направляют заявку на участие в закупке и, наконец, проводят торги в режиме реального времени. Слушатели отрабатывают заполнение форм протоколов первой и второй частей заявок, процедуру заключения государственного или муниципального контракта.
Такое глубокое погружение в рабочую среду – с реализацией полного цикла закупки – позволяет сформировать необходимые цифровые навыки, способствующие успешному и эффективному размещению государственного заказа [6]. Инновационная методика и учебный модуль электронного университета отмечены наградами на различных методических образовательных конкурсах. Они стали примером успешного применения образовательных инициатив, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, о чем свидетельствует официальное письмо в адрес организации, и по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» [2].
Электронный университет «Сбер А», на наш взгляд, ярко демонстрирует достижения цифровых образовательных платформ. Избранная им практика погружения в рабочий процесс позволяет эффективно обучать сотрудников, клиентов, постоянно повышать их квалификацию, своевременно углублять навыки работы с информационными системами. Электронный университет «Сбер А» можно назвать и мерой поддержки клиентов электронной торговой площадки со стороны одного из лидеров рынка. Его социально-экономический вклад заключается в пополнении кадрового резерва контрактной системы высококвалифицированными специалистами. Это способствует снижению диспропорции в знаниях у специалистов разных уровней власти, что, в свою очередь, повышает эффективность работы государственных организаций столицы и страны в целом.
Торговая площадка «Сбер А» имеет статус федеральной. Здесь проходят электронные торги с целью закупки товаров и услуг для государственных, муниципальных структур и коммерческих компаний.
«Сбер А» автоматически интегрирует все релевантные данные на официальном портале закупок Российской Федерации.
Как универсальная торговая платформа «Сбер А» позволяет организовывать различные виды торгов без ограничения лотов и отраслей. Ее деятельность охватывает также различные формы передачи прав на имущество.
Участники системы одновременно могут быть и участниками торгов, и организаторами.
1 См. также о подготовке специалистов для сферы государственных закупок по программам, разработанным в Университете Правительства Москвы: Жуков В. И., Романова О. В., Сварник Т. А. Дополнительное профессиональное образование: основные тренды в эпоху цифровизации. С. 51–55. – Прим. ред.
Об авторах
Б. М. Бижоев
Электронный университет «Сбер А»
Автор, ответственный за переписку.
Email: herald@mguu.ru
руководитель
Россия, МоскваСписок литературы
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- VII Ежегодная конференция «ЭТП в России» // РАЭКС Аналитика [веб-сайт]. URL: https://raex-a.ru/project/etp/2020/resume (дата обращения: 02.11.2020).
- Бижоев Б. М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок // Journal of Economic Regulation. 2018. Т. 9. № 1. С. 110–122.
- Гладилина И. П. Управления изменениями цифровой экономики в части кадрового обеспечения сферы закупок // Право и образование. 2020. № 6. С. 70–77.
- Госзакупки. Новый вектор развития: монография / Н. Ю. Андреев, Б. М. Бижоев, Ю. И. Обаляева, Н. Б. Рыжова, Ю. А. Склярова. М.: МФЭИ, 2018. 103 c.
- Камнева К. Растет спрос компаний на обучение электронным закупкам // Специальный проект rg.ru. 18.12.2018. URL: https://rg.ru/2018/12/18/rastet-spros-kompanij-na-obuchenie-elektronnym-zakupkam.html (дата обращения: 28.10.2020).
- Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2019 года // Министерство финансов Российской Федерации [веб-сайт]. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/06/main/Svodnyy_analiticheskiy_otchet_2019.pdf (дата обращения: 28.10.2020).
- Цыганков С. С., Наливайко С. В., Цыганкова Е. М. Институциональная турбулентность системы государственных закупок в России // Экономические науки. 2019. № 181. С. 79–84.
Дополнительные файлы
