Том 7, № 2 (2022)

Обложка

Весь выпуск

Отечественная филология и методика преподавания

Функции быта в повести Ю. Трифонова «Обмен» и способы его изображения

Денисюк А.А.

Аннотация

Функция быта в творчестве Ю.В. Трифонова определяется недостаточной изученностью, как и сама категория бытовой детали: и в лингвистических, и в литературоведческих работах заметна расплывчатость в терминологии, в определении специфики и границ детали. В лингвистике наблюдаются колебания от понимания детали как микроэлемента произведения до включения в нее нескольких предложений либо целого абзаца (критерием является относительная смысловая завершенность) и вычленения из детали более мелкого элемента – детализированного момента. Трифонов скрупулезен в описании «плоти времени»: облике бытовых предметов, цен, носильных вещей, планировок квартир. Все связи людей эксплицированы через историю их жизни. Автору чужд произвол, так называемый художественный эксперимент. Проза Трифонова вырастает из мемуара, документального свидетельства рядового человека, живущего в истории. Для Трифонова история – это и есть тесно сплетенная сеть таких мемуаров. Каждая «мелочь жизни» в художественном мире Трифонова универсальна и многофункциональна. На вещи у Трифонова скрещиваются разнонаправленные стремления героев; вещь проверяет героя и организует сюжет. Доминантная функция «проверки героя» укрупняет вещь, придает ей статус нравственно-философского «ключа» к личности персонажа, вскрывающего его скрытый нравственный потенциал или, напротив, лишающего героя маски интеллигента. Таким образом, бытовая подробность, частность человеческой жизни, неприметная и на первый взгляд несущественная, помогает Трифонову разомкнуть рамки повествования и обнаружить в структуре повседневности метафизическую глубину. Многие критики отмечали факт того, что произведения Трифонова наполнены бытовыми деталями, но их функции до сих пор остались недостаточно рассмотрены.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(2):6-16
pages 6-16 views

Изучение произведений с нравственной проблематикой в средней школе (на примере анализа проблематики романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Леванова А.А.

Аннотация

В настоящей статье автор отвечает на актуальные вопросы, касающиеся проблем, поднимаемых в художественных произведениях, изучения сущности понятия «проблематика» и ее разновидностей, а также нравственной проблематики, раскрывающейся в художественных произведениях, изучаемых в средней школе, в частности, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Автор рассматривает данные вопросы не только на теоретическом, но и на практическом уровне, проводя анализ поступков главного героя романа «Герой нашего времени» Печорина. Также в ходе исследования автор проводит сравнительный анализ нескольких учебных программ по литературе в целях выявления особенностей методик, к которым прибегают современные методисты при раскрытии проблематики художественных произведений в целом и романа «Герой нашего времени» в частности. По итогам исследования автор приходит к выводу о том, что в современных школьных методиках значительное внимание уделяется изучению произведений с нравственной проблематикой. Установлено, что рассматриваемые в исследовании методики нацелены на охват аудитории с 5 по 9 класс, поскольку именно на этот период приходится этап формирования у учащихся нравственно-эстетических представлений о жизни и выбора ими нравственных идеалов. Кроме того, результатами исследования стали выделение нравственной проблематики романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и сформированный на его основе вывод о том, что затрагиваемые в романе нравственные проблемы базируются преимущественно на отношении главного героя как к жизни, так и к окружающим его людям.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(2):29-38
pages 29-38 views

Формирование многоязычия в системе высшего образования в ВУЗах МВД Российской Федерации

Килимник Е.В.

Аннотация

Целью предложенной статьи является анализ перспектив интеграции российской системы высшего образования в европейское образовательное пространство. Актуальность исследования заключается в том, что одной из основных целей современного образования является создание системы высшего образования третьего поколения. Утверждается, что преподаватель вуза должен уделять особое внимание определению новой гуманитарно-филологической парадигмы, основанной на приверженности курсанта личностной составляющей, то есть становлению самостоятельной и ответственной личности, вовлеченной в образовательный процесс. В статье выделены ключевые задачи, стоящие перед системой региональных высших учебных заведений, среди которых одной из главных в процессе филологического познания является формирование многоязычия (двуязычия и трехязычия) в вузе, т. е. знания курсантом русского, национального (при необходимости) и иностранного (английского, немецкого, китайского и пр.) языков. Кроме этого, определены и другие перспективы развития регионального образования в образовательных учреждениях МВД России. Теоретико-методологическую основу исследования составили проблемно-аксиологический и антропологический подходы, а также методы анализа, синтеза и сравнения. Новизна исследования заключается в том, что интеграция современного образования рассматривается через призму существующих коммуникаций, синтеза институциональных структур, современной социокультурной ситуации, филологической направленности обучения, ценностей, возникших в условиях изменений в результате эволюции общества в целом.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(2):17-28
pages 17-28 views

История изучения русской охотничьей лексики

Левашов Д.С.

Аннотация

Русская охотничья лексика – это специальные слова и выражения, используемые охотниками для обозначения охотничьих реалий. Такие слова и выражения называются специальной или профессиональной лексикой, а отдельные слова – профессионализмами. Лексика русского охотничьего языка это уникальная естественная терминосистема, изучение которой представляет интерес для таких разделов языкознания как терминоведение, лексикология, ономасиология, а также для исследований в поле когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Русская охотничья лексика является неотъемлемой частью русского охотничьего дискурса. Ее исследованию было посвящено множество работ, в которых рассматривались разные аспекты русской охотничьей лексики. Можно сказать, что к настоящему времени из всех публикаций о русской охотничьей лексики сложилась отдельная отрасль знания, имеющая свою историю. Данная статья посвящена истории изучения русской охотничьей лексики. Целью статьи является описание истории изучения специальных охотничьих слов русского языка. Статья носит обзорный характер: дается взгляд в ретроспективу темы исследования охотничьей лексики. При создании статьи использовались следующие методы: анализ содержания, метод классификации и группировки. В результате историю изучения русской охотничьей лексики удалось представить в виде двух этапов: этапа создания словарей и этапа научного освоения охотничьей лексики. Кроме этого, в статье представляются лексикографические и научные труды, отражающие историю изучения русской охотничьей лексики, в порядке их публикации и относительно их формальных и содержательных характеристик. Результаты работы могут представлять интерес для специалистов, занимающихся исследованием русского охотничьего языка.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(2):39-48
pages 39-48 views

О некоторых особенностях применения цифровых технологий в филологическом образовании на современном этапе

Саньярова Н.С., Тулеуп М.М.

Аннотация

В статье рассматривается Государственная программа «Цифровой Казахстан», ее задачи и требования к цифровизации образования применительно к его филологическому сегменту. Отмечается активная позиция Алматинского университета энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева относительно образовательной цифровизации. Сравнение различных трактовок термина «цифровизация» показало: отсутствие единого определения объясняется тем, что терминология цифровизации находится на стадии становления. Поскольку применение цифровых технологий сопряжено с определенными трудностями, не все представители профессорско-преподавательского состава обладают высокой цифровой грамотностью. Это послужило причиной появления популярной теории Марка Пренски, выделившего поколения «цифровых аборигенов» (молодёжь) и «цифровых иммигрантов» (педагоги). Между данными поколениями отмечается извечный конфликт, состоящий в том, что последние говорят с «акцентом» и при этом хотят быть учителями первых. Однако исследования ученых показали, что превосходство «цифровых аборигенов» над «цифровыми иммигрантами» несколько преувеличено. «Цифровая грамотность» зависит не от возраста, а от широты мышления и смелости в использовании цифровых технологий, которыми сами «цифровые аборигены» владеют в разной степени. Несмотря на данный оптимистичный вывод, «цифровым иммигрантам» следует постоянно работать над своей цифровой грамотностью, повышать уровень цифровой компетентности. В связи с этим авторы статьи считают, что для преодоления комплексов преподавателю филологических дисциплин стоит войти в образ амбициозного педагога, который всегда настойчив и заинтересован в овладении различными инновациями, в том числе и цифровыми. Что касается цифровизации в образовательном пространстве Казахстана, то она находится на стадии становления и развития. Авторы считают, что для ускорения цифровизации казахстанским вузам следует выполнить ряд мероприятий, которые также описаны в статье.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(2):49-64
pages 49-64 views

Иностранная филология и методика преподавания

Функциональная модель художественного текста

Ашурова Д.У.

Аннотация

Статья посвящена проблеме функционального потенциала художественного текста и его актуализации в процессе литературной коммуникации. Проводится дифференциация различных функций по принципу их концептуальной значимости на базовые, вторичные и частные типы функций. Разработана полифункциональная модель художественного текста, базовыми функциями которой определены семь функций: эстетическая, коммуникативная, стилистическая, когнитивная, социальная, культурологическая и интерпретирующая, при этом доминирующая роль принадлежит эстетической функции, которая подчиняет себе все остальные. Проведена параметризация функциональной модели и установлены её сущностные характеристики: а) полифункциональность, проявляемая в многообразии функций; б) иерархическая взаимосвязь и взаимодействие функций, подразделяющихся на базовые, вторичные и частные; в) формирование «двойственных» функций (коммуникативно-прагматическая, когнитивно-дискурсивная, когнитивно-стилистическая, социокультурная и др.); г) двухуровневая реализация функционального потенциала: 1) на уровне отдельных языковых единиц и 2) на уровне всего текста. Аргументировано положение о полифункциональности художественного текста, проявляемой в совокупности и иерархической системе всех типов функций, которые тесно тесно взаимодействуя и взаимодополняя друг друга, образуют в пространстве художественного текста единое функционально семантическое поле. Выявлены отличительные особенности функциональной модели художественного текста, что проявляется: а) в формировании «двойственных» функций, которые, в свою очередь, обусловлены сложным, многоаспектным и междисциплинарным характером художественного текста; б) в дифференциации функций по уровневому принципу (уровень отдельной языковой единицы и уровень всего текста): на уровне отдельных языковых единиц выполняются вторичные и частные функции, на уровне всего текста реализуются, в основном, базовые функции; в) в кластерном (совокупном) использовании разных типов функций, способствующем усилению прагматического эффекта эмоционального или интеллектуального воздействия на читателя.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(2):65-78
pages 65-78 views

Особенности репрезентации образа исключительного героя в трилогии К. Гир «Таймлесс»

Мельникова Л.А.

Аннотация

Цель настоящей статьи – посредством использования метода описательной поэтики рассмотреть особенности раскрытия образа исключительного персонажа в трилогии К. Гир «Таймлесс», которые оказываются тесным образом связанными с проблемой взросления и становления личности главной героини Гвендолин Шеферд. Наделяя последнюю способностью осуществлять так называемые «прыжки в прошлое», К. Гир не только воссоздает реалии минувших эпох, но и подвергает художественному осмыслению процесс нравственного преображения Гвендолин Шеферд. Наличие у последней уникального дара, ее столкновение с рядом необычных обстоятельств способствует формированию у нее в сознании читателей ореола исключительности, что свидетельствует об использовании немецкой писательницей в анализируемой трилогии художественных принципов романтизма. В то же время К. Гир наделяет свою героиню чертами типичного английского подростка 2010-х годов с достаточно шаблонными и стереотипными представлениями об особенностях жизни людей минувших столетий. Однако именно посредством репрезентации точки зрения Гвендолин Шеферд в романах трилогии воссоздается взаимодействие различных временных планов и людей разных эпох. Реализация фантастического начала в рассматриваемых текстах, соотношение категорий реального и ирреального осуществляется посредством использования писательницей такой художественной детали, как хронограф. Решение вопроса о том, как использовать прибор, позволяющий перемещаться во времени, становится для Гвендолин Шеферд своеобразным экзаменом на нравственность и человечность. Акцентирование писательницей таких качеств центральной героини, как отказ от эгоистических интересов, стремление проявлять милосердие и совершать добрые поступки усиливают дидактический пафос романов трилогии и подчеркивают их главную идею – избегать слепой веры в фаталистическую предопределенность событий и воспитывать в себе дух борьбы с неблагоприятными жизненными обстоятельствами.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(2):79-89
pages 79-89 views

Модель интеграции очной и дистанционной форм обучения иностранному языку на уровне среднего общего образования

Трубина З.И., Мельникова И.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается технология «дистанционной формы обучения», а именно одна из её моделей – интеграция очной и дистанционных форм. Данная технология основывается на переносе отдельных видов деятельности и части изучаемого материала в дистанционную форму. Предметом исследования выступают особенности интеграции очной и дистанционной форм обучения английскому языку в старших классах. Цель данной работы – рассмотрение теоретических аспектов дистанционного обучения и разработка методических рекомендаций по интеграции дистанционной и очной форм обучения иностранному языку в старших классах. Теоретическая значимость работы определяется тем, что она вносит определённый вклад в методическую разработку и систематизацию изучения дистанционного обучения, в том числе и внедрения этой формы в условиях онлайн-взаимодействия, что может быть использовано для обучения другим предметам и языкам. Практическая значимость работы состоит в возможности использования разработанной модели интеграции дистанционной и очной форм обучения непосредственно на уроках иностранного языка, а также в качестве дополнительного материала для повышения квалификации учителей по заявленной проблематике. Методологическую базу исследования составили труды Г.А. Бордовского, М.В. Кларина, С.Л. Лобачева, М.Х. Лутфиллаева, Е.С. Маслакова, Е.И. Машбиц, Р.П. Мильруда, А.В. Хуторского, и др., посвященные дидактическими аспектами компьютеризации образования. В этом направлении также следует отметить работы T. Андерсона, А.В. Быкова, Ч. Ведемейера, Л.И. Желудковой, В. Кухаренко, Н. Морзе, М. Мура, В. Овсянникова и других. Методами исследования выступают анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, логическая аргументация, доказательство, обобщение, обоснование, синтез, рефлексия, описание.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(2):90-112
pages 90-112 views

Общее языкознание

Теолингвистика: к обоснованию термина

Галиева М.Р.

Аннотация

Целью настоящей статьи является попытка обоснования целесообразности использования термина «теолингвистика» для номинации новой лингвистической дисциплины, направленной на исследование взаимодействия языка и религии. Как показал критический анализ теоретической литературы посвященной изучению взаимодействия языка и религии в лингвистической литературе наблюдается большой терминологический разнобой и использование различных терминов, таких как: религиозный язык, сакральный язык, язык веры, богослужебный язык, религиозно-проповеднический стиль, религиозный стиль, церковно-религиозный стиль, библейский стиль, конфессиональный стиль, духовная речь, религиозная коммуникация, православная лингвистика, религиолект, теолингвистика. Это обусловлено следующими причинами: 1) сложностью и многоаспектностью объекта исследования, которое должно учитывать данные двух сфер знания: лингвистики и теологии; 2) размытостью предметной и объектной области изучения языковых единиц в рамках дисциплины, изучающей взаимодействие языка и религии; 3) неопределенностью статуса и номинации дисциплины призванной изучать проблематику взаимосвязи языка и религии; 4) разнобоем терминологического аппарата и метаязыка дисциплины, направленной на изучение языка и религии. Научная новизна исследования обусловлена рассмотрением и проведением критического анализа ряда лингвистических терминов, оперируемых в теоретической литературе при исследовании проблемы взаимосвязи языка и религии. Результаты проведенного анализа лингвистической литературы по данной проблеме показывают, что в лингвистической науке наблюдается: 1) использование многообразных терминов при обозначении проблемы исследования взаимодействия языка и религии; 2) неоднозначность интерпретации того или иного лингвистического термина; 3) необходимость разработки единой терминологии в области исследований взаимосвязи языка и религии.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(2):113-125
pages 113-125 views

Социологизация понятия внутренней формы слова у Г.Г. Шпета и В.В. Бибихина

Марков А.В.

Аннотация

Теория языка Г.Г. Шпета, подвергающая феноменологической критике языкознание В. фон Гумбольдта, укорененное в семантическом производстве индоевропейских языков, проблематизирует границы языкового выражения. Для Шпета внутренняя форма слова не является только вопросом этимологического образа, способного порождать другие, более действенные образы, реактуализируясь в поэтическом творчестве. Поэтическое Шпет понимает уже исходя из различения содержания сознания и предмета сознания в школе Франца Брентано, и поэтому толкует поэтическую речь как ресурс постоянной интерпретации данных языка. Внутренняя форма тогда оказывается тем самым содержанием сознания, которое существует до интерпретаций, – тогда как интерпретация производится самой энергией языка, самим его социальным существованием, и социальное бытие языка совпадает с созданием устойчивых образов, обладающих собственной формой. В таком случае, способы записи не могут ограничиваться только привычной графикой, но могут передавать устойчивый синтаксис воображения, отличающийся от школьного синтаксиса, восходящего к аристотелевскому пониманию предикации. Отказ Шпета от удвоения согласных в пределах морфемы и В.В. Бибихина от запятой в качестве разделительного, а не интонационного знака принадлежат общей линии отказа от разделения сходного, противоречащего новому пониманию социальности языка. Бибихин рассматривает Шпета как администратора, но нового типа, знающего внутреннюю форму как основание правильного научного производства и отдающего ритуальный долг внутренней форме, тогда как Потебня воспринимал ритуал серьезно. Но этот административный опыт и позволил Шпету сформулировать все те предпосылки социологического понимания внутренней формы, которые Бибихин толкует в свете биографии Шпета. Понимая Шпета как добродетельного администратора, Бибихин раскрывает учение Шпета о внутренней форме как учение о создании новых дисциплинарных границ, в противовес авангардному преодолению границ. Тщательное чтение труда Шпета показывает, что его особый апофатический подход к внутренней форме был источником порождения новых дисциплин и практик внутри дисциплин, что Бибихин понял как проект нового Ренессанса, возрождения продуктивной учености.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(2):126-136
pages 126-136 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».