Accompaniment in chamber vocal music as an independent branch in the history of piano art

封面

如何引用文章

全文:

详细

The article is dedicated to the issues of the development of piano accompaniment in chamber-vocal repertoire in the context of the five-hundred-year history of keyboard music. The clavier emerged as an alternative to the lute as an instrument more suitable and convenient for accompanying singing and dancing. The "introduction" of the clavier into choral and solo vocal music transformed the style and character of musical performance, created additional artistic and technological opportunities, and changed the vector of development of the chamber-vocal repertoire. The growing role of the clavier in musical practice was facilitated by significant improvements in the qualitative characteristics of keyboard instruments. The author of the article notes the most significant milestones in the development of piano accompaniment for songs and romances and considers accompaniment as an independent and self-sufficient line in the history of piano performance. The works of Schubert and Schumann, Duparc and Wolf, Schnittke and Shostakovich become the subject of study and at the same time vivid examples that confirm the main conclusions of the article. The article employs comparative-analytical, structural-functional, and cultural methods of research. The author utilizes literary-textual and musical-textual methods and relies on fundamental principles of general historical methodology in scientific research, in particular, sociocultural, historical-chronological, and biographical approaches. Working with words, with great poetry and literature, required composers working in the genre of chamber-vocal music to find synthetic technological solutions and fresh pianistic and artistic techniques. The search, which lasted several centuries, yielded abundant creative results. The novelty of the research lies in the historical approach to the art of piano accompaniment, with artistic phenomena examined throughout the entire five-hundred-year path of keyboard music development. In this work, the author draws on years of experience as a collaborative pianist, their lecture experience in the subject of "History of Piano Art," and the works of our outstanding scholars engaged in research in the field of chamber-vocal music. This article is only the beginning of a larger conversation about the history of piano accompaniment, which we hope will continue in further discussion. It is evident that more and more young pianists are choosing the profession of accompanist as their primary focus, writing graduation theses on this topic.

作者简介

Yuri Serov

Email: serov@nflowers.ru

参考

  1. Друскин, М.С. Собрание сочинений в семи томах. Том первый. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков / ред.-сост. Л.Г. Ковнацкая. – Санкт-Петербург: Композитор, 2007. – 786 с.
  2. Хохлов, Ю.Н. Песни Шуберта: черты стиля. – Москва: Музыка, 1987. – 302 с.
  3. Коннов, В.П. Гуго Вольф. Жизнь и творчество. – Санкт-Петербург: Петербург XXI век, 2005. – 324 с.
  4. Bernac, P. The Interpretation of French Mélodies. – New York: Praeger, 1970. – 326 p.
  5. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2. – Москва: Музыка, 1988. – 415 с.
  6. Шкиртиль Л.В. Новый «звучащий образ» фортепиано в отечественном «женском» вокальном цикле 1960–1970-х годов // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2022. № 6. С. 1-12. doi: 10.7256/2453-613X.2022.6.39459 EDN: UHXYFO URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39459
  7. Васина-Гроссман, В.А. Русский классический романс XIX века. – Москва: 1956. – 350 с.
  8. Серов, Ю.Э. Автор и его время в камерно-вокальном творчестве Д.Д. Шостаковича: диссертация … канд. искусствоведения: 17.00.02. – Ростов-на-Дону, 2020. – 277 с.
  9. Мазель, Л.А. Наблюдения над музыкальным языком Д. Шостаковича // Этюды о Шостаковиче: Статьи и заметки о творчестве. – Москва: Советский композитор, 1986. – С. 33-82.
  10. Данилевич, Л.В. Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество. – Москва: Советский композитор, 1980. – 304 с.
  11. Серов, Ю.Э. Поздние камерно-вокальные циклы Дмитрия Шостаковича: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2025. – 64 с.
  12. Тищенко, Б.И. Размышления о 142-м и 143-м опусах // Советская музыка. – 1974. – № 9. – С. 40-46.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».