Социальная адаптация пожилых людей к цифровой трансформации общества: социологические исследования в Ханое и Хошимине (Вьетнам)
- Авторы: Нгуен Х.Х.1,2
- 
							Учреждения: 
							- Национальная политическая академия Хошимина
- Российский государственный социальный университет
 
- Выпуск: Том 31, № 2 (2023)
- Страницы: 375-392
- Раздел: Социальная структура, социальные институты и процессы
- Статья получена: 20.10.2025
- Статья одобрена: 20.10.2025
- Статья опубликована: 22.10.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2413-1407/article/view/333346
- DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.123.031.202302.375-392
- ID: 333346
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В эпоху развития 4-й промышленной революции и цифровой трансформации в мире (в том числе во Вьетнаме) остается большое количество пожилых людей, не имеющих навыка пользования цифровыми ресурсами. Цель статьи – проанализировать текущее состояние социальной адаптации пожилых людей в Ханое и Хошимине (Вьетнам) к цифровой трансформации общества через отношение и уровни доступа к некоторым видам цифровых технологий и их использования в экономической, политической и социальной сферах.
Материалы и методы. Материалами исследования послужили результаты социологического опроса 984 пожилых людей в Ханое и Хошимине, который был проведен с мая по сентябрь 2022 г. Статистический анализ и количественное тестирование были выполнены с помощью программы SPSS версии 25.0. Также проанализированы данные национальных отчетов о переписи населения и о старении населения.
Результаты исследования. Выявлено, что пожилые люди плохо осведомлены о функции и пользе некоторых цифровых технологий, которые достаточно популярны, необходимы и даже созданы только для них. Определены основные причины низкого доступа к цифровым технологиям: незнание о доступных цифровых ресурсах и отсутствие помощи в их освоении. Однако пожилые люди считают, что цифровые технологии помогут им жить счастливее и удобнее.
Обсуждение и заключение. Оснащение молодого поколения цифровыми знаниями и навыками является необходимой подготовкой к «активному старению» в эпоху цифровых технологий. Правительству нужны более актуальные проекты по усилению социальной адаптации пожилых людей. Полученные результаты о степени доступа пожилых людей к цифровой среде могут быть полезны для государственных органов, ассоциаций пожилых людей, институтов семьи. Эти данные могут стать стимулом для создания необходимых программ для поддержки пожилых людей в цифровую эпоху.
Полный текст
Введение.
Сегодня из 8 млрд чел. в мире 10 % составляют люди пожилого возраста (65 лет и старше)1. Закон Вьетнама о пожилых людях 2009 г. в качестве таковых определяет людей 60 лет и старше. В настоящее время во Вьетнаме проживает около 11,41 млн пожилых людей (что составляет 11,86 % всего населения страны). С 2017 г. Вьетнам вошел в состав стран со стареющим населением и, как ожидается, официально станет страной с суперстарым населением в 2030-х гг.2.
Старение населения во Вьетнаме происходит одновременно со сложным и всеобъемлющим процессом преобразования общества в цифровое, «суперумное» общество (общество 5.0) из-за воздействия 4-й промышленной революции. В этом контексте ожидается, что социальная цифровая трансформация вместе с достижениями цифровых технологий и их преимуществ, а также воздействием пандемии COVID-19 принесут прорывное решение для улучшения качества жизни3 [1]. Однако повысить социальную адаптивность пожилых людей к цифровой трансформации общества непросто. Многие исследования также показали, что пожилые люди имеют слабую социальную адаптацию к цифровой трансформации и неспособны интегрироваться в информационное общество [2]. В настоящее время во Вьетнаме около 74 % населения пользуются интернетом, но только 6,4 % людей в возрасте 55 лет и старше социальными сетями4. Нынешние пожилые люди, помимо рисков и барьеров, вызванных снижением в старости психофизиологической функции, сталкиваются и с «цифровым неравенством», «цифровым разрывом».
Столица Вьетнама Ханой и г. Хошимин являются ведущими центрами политики, экономики, науки, технологий и инноваций в стране, пионерами пилотного строительства новых современных моделей цифрового преобразования. В Ханое в настоящее время проживают около 1 200 000 пожилых людей (что составляет около 11,0 % пожилого населения страны), а в Хошимине около 841 000 пожилых людей (около 9,4 % пожилого населения страны).
Следовательно, исследования по социальной адаптации пожилых людей к цифровой трансформации общества в Ханое и Хошимине (Вьетнам) актуальны.
Цель статьи проанализировать состояние социальной адаптации пожилых людей во Вьетнаме к социальной цифровой трансформации по двум измерениям: отношению к ней пожилых вьетнамцев (восприятие, мнения, убеждения) и их наличию доступа к цифровым технологиям, опыту их использования в экономической, политической, культурной и социальной сферах.
Обзор литературы.
Исследования социальной адаптации пожилых людей к цифровой трансформации общества, с социологической точки зрения, на данный момент отсутствуют. На основе предыдущих исследований мы выделили три наиболее важные проблемные группы.
- Применение теорий и моделей «принятия технологий», ориентированных на научный и технический подход, для рассмотрения способности пожилых людей получать и использовать цифровые технологии5 [3; 4].
- Положительные стороны, преимущества и недостатки, барьеры для пожилых людей при использовании цифровых технологий в повседневной жизни [58].
- Социальная адаптируемость пожилых людей к цифровой трансформации в мире и во Вьетнаме через призму социологии [9; 10]. В большинстве исследований недостаточно четко отражены содержание и проявления общей и комплексной трансформации установок, поведения и переживаний пожилых людей при постепенном переходе к цифровому обществу и появлении цифровых технологий.
Наблюдается серьезная нехватка подходов со стороны гуманитарных и социальных наук, особенно в современной социологии, к изучению этой темы. Предыдущие исследования основаны преимущественно на теориях и моделях принятия цифровых технологий [11], поэтому объяснения и рекомендации в основном подчеркивают перспективу технического проектирования [12; 13]. Между тем некоторые последние публикации показывают, что необходимо анализировать состояние осведомленности, доступа и использования цифровых технологий пожилой группы с социологических позиций6 [9; 10; 14; 15], уделять больше внимания балансу и гармонии вместо того, чтобы полагаться исключительно на подходы научных технологических теорий [16].
Таким образом, проведенный анализ научной литературы показал недостаточное исследование адаптации и доступа пожилых людей к цифровым услугам, что свидетельствует об актуальности проведенного нами исследования.
Материалы и методы.
Статья основана на результатах социологического опроса 984 пожилых людей, проживающих в Ханое и Хошимине (Вьетнам), проведенного с мая по сентябрь 2022 г. Пожилые люди в этом исследовании были выбраны маловероятным и целенаправленным образом, чтобы гарантировать, что они подходят для целей исследования с разумной и гармоничной структурой выборки пожилых, избегая слишком большого несоответствия и дисбаланса, как количественно, так и с точки зрения психофизиологических, демографических, экономических и социальных факторов. Столица Ханой (районы Кау Гиай и Донг Ань) была выбрана для представления Севера, а мегаполис Хошимин (включая город внутри него Тху Дык и район Кан Гио) для представления Южного региона Вьетнама. Эти территории являются важнейшими экономическими, политическими, культурными и научно-техническими центрами страны. Все респонденты были проинформированы об участии в исследовании.
Для обработки и анализа данных применялись: критерий хи-квадрат для статистической обработки результатов исследования; T-тест и тест One-Way ANOVA для проверки разницы среднего значения между количественной переменной и средним значением пути разветвления в качественной переменной. Эта разница является статистически значимой при уровне значимости исследования p-value < 0,05. С помощью 3- или 5-уровневой шкалы Лайкерта проверялась пригодность и согласованность содержания компонентов (наблюдаемых переменных) для набора переменных с помощью коэффициента Кробаха Альфа и факторного анализа (EFA) для сведения количества наблюдаемых переменных к нескольким факторам.
В исследовании также использовались многие официальные вторичные данные: национальный отчет о переписи населения и жилого фонда 2019 г.; результаты лонгитюдного исследования здоровья пожилых людей во Вьетнаме, опубликованные в 2020 г.
Результаты исследования.
Отношение пожилых людей к цифровой трансформации общества и роли цифровых технологий в повседневной жизни. Исследования показывают, что пожилые люди плохо понимают функции и полезность 15 заложенных в опрос цифровых технологий (общий средний балл 1,41/10 баллов) и тратят очень мало времени в течение дня на доступ к ним и их использование (общий средний балл 0,81 часа/день), хотя данные технологии простые, распространенные и необходимые в пожилом возрасте7 (табл. 1.).
Таблица 1. Понимание пожилыми людьми функций, полезности (баллы) и времени, проведенного с использованием цифровых технологий (часы/день)8
Table 1. Elderly people’s understanding of functions, usefulness (scores) and time spent using digital technologies (hours/day)
| Основные виды цифровых технологий /  | Уровень понимания / Level of understanding | Время использования / Usage time | 
| 1 | 2 | 3 | 
| Онлайн-приложение по уходу за пожилыми людьми (S-Health, Hasu) / Online application for elderly care (S-Health, Hasu) | 0,61 | 0,44 | 
| Онлайн-приложение для предупреждения о наводнениях / Online appication for flood warning | 0,66 | 0,42 | 
| Информационное приложение для передвижения на транспорте / Online bus application | 0,72 | 0,43 | 
| Приложение для оплаты банковской картой онлайн /  | 0,73 | 0,46 | 
| Технология виртуальной реальности (VAR) /  | 0,85 | 0,42 | 
| Аудиокниги, электронные книги в интернете /  | 0,93 | 0,65 | 
| Приложение для онлайн-навигации Google Maps /  | 0,96 | 0,56 | 
| Приложение для онлайн-покупок (Lazada, Tiki, Shopee) / Online shopping application (Lazada, Tiki, Shopee) | 1,08 | 0,61 | 
| Программное обеспечение для встреч / прослушивания, онлайн-звонков (Skype, Zoom) / Softwares for online meeting, listening calling (Skype, Zoom) | 1,11 | 0,54 | 
| Технологическая служба вызова и бронирования автомобилей (Grab, Gojek) / Use car-booking application (Grab, Gojek) | 1,15 | 0,56 | 
| Компьютер (ноутбук) / Computer (laptop) | 1,93 | 0,92 | 
| Социальные сети / Social networks | 2,21 | 1,58 | 
| Умный мобильный телефон с подключением к интернету / Smart phone with Internet connection | 2,43 | 1,75 | 
| Электронный паспорт вакцины против COVID-19 / Electronic COVID-19 vaccine passport | 2,43 | 0,49 | 
| Телевидение с подключением к интернету/Wi-Fi / TV with Internet/Wi-Fi connection | 3,4 | 2,39 | 
Т-тест и однофакторный дисперсионный анализ показывают, что пожилые мужчины, принадлежащие к этнической группе кинь (большинство этнических групп во Вьетнаме), проживающие в городских районах (город Тху Дык и район Кау Гиай), достаточно обеспеченные, живущие с другими членами семьи, хорошо образованные и принадлежащие к возрастной группе 6069 и 7079 лет, гораздо лучше понимают полезность подключенного к интернету телевидения, по сравнению с пожилыми людьми в остальных группах (уровень значимости исследования р-value < 0,01). Результаты опроса показывают, что существует положительная корреляция между уровнем знаний и временем, проведенным с использованием цифровых технологий в повседневной жизни пожилых людей (табл. 1). В течение дня они проводят больше времени за использованием технологий, которые хорошо знают, и понимают их важность для жизни (за исключением электронного заявления на получение паспорта вакцины от COVID-19, которое действительно необходимо и было распространено только в пик пандемии).
Пожилые люди относительно позитивно воспринимают и оценивают эффекты цифровых технологий после их использования (табл. 2). Это важная практическая основа для руководства и продвижения исследовательских моделей и проектов и корректировки системы политики национальной безопасности, чтобы помочь повысить адаптируемость этой социальной группы к цифровой трансформации общества во Вьетнаме. Однако также они выразили обеспокоенность и поделились, с какими трудностями им приходится сталкиваться. Так, они не понимают, как использовать цифровые технологии (60,2 %), не знают, как защитить информацию, персональные данные (32,5 %), часто им некому помочь в освоении цифровых средств (43,1 %), сами цифровые технологии вызывают сложность (27,6 %), а некоторые опрошенные в качестве барьеров указали противодействие членов семьи (25,2 %).
Таблица 2. Ощущения пожилых людей от использования цифровых технологий, %
Table 2. Emotions of elderly people when using digital technologies, %
| Показатель / Indicator | Соотношение / Percent | |
| Не согласен /  | Cогласен / Agree | |
| 1 | 2 | 3 | 
| Cтал счастливее / Be happier | 44,7 | 55,3 | 
| Мне удобнее / Be more comfortable | 49,6 | 50,4 | 
| Более удовлетворен / Be more satisfied | 56,1 | 43,1 | 
| Больше надежды / Be more hopeful | 80,5 | 19,5 | 
| Слишком дорого* / Be more expensive | 85,4 | 14,6 | 
| Одиноко* / Be lonelier | 93,5 | 6,5 | 
| Больше стресса* / Be more stressful | 94,3 | 5,7 | 
| Стал беспокоиться* / Be more nervous | 95,1 | 4,9 | 
| Более хлопотно* / Be more annoying | 95,1 | 4,1 | 
| Потеря большей свободы* / Losing more freedom | 100,0 | 0 | 
* Негативное восприятие пожилых людей при использовании цифровых технологий / Negative feelings of elderly people when using digital technologies.
Приведенные в таблице 2 результаты перекликаются и с другими исследованиями по этой теме [4; 6].
Подход и опыт пожилых людей к использованию цифровой реальности в различных сферах общественной жизни. В сфере экономики. Наше исследование показывает, что 56,9 % пожилых людей все еще работают, 35,0 % не работают, 8,1 % затруднились с ответом. Этот результат согласуется с характеристиками финансовых возможностей пожилых людей во Вьетнаме, свидетельствующих, что доля пожилых людей, живущих в бедных домохозяйствах, выше, чем в среднем по стране, у них меньше сбережений, пенсий и пособий, получаемых от государства; уровень их участия в социальном страховании по-прежнему низок [17]9.
Нами проанализированы некоторые тенденции в выборе работы пожилыми людьми во Вьетнаме. Так, они предпочитают рабочие места, соответствующие их уровню здоровья и трудоспособности, а также традиционным укладам ведения хозяйства нации: земледелие, скотоводство (40,7 %), малый бизнес (35,0 %) или ведение домашнего хозяйства, уход за больными (22,8 %). Другие рабочие места, особенно связанные с работой в интернете, требуют творчества и имеют большой доступ к информационным технологиям, компьютерам, цифровым приложениям и т. д., но редко выбираются этой социальной группой. Этот результат показывает, когда в качестве приоритетных критериев выбора работы пожилых людей больше внимания уделяется гибкости во времени (51,2 %), возможности общения (41,5 %), особенностям здоровья, опыту и навыкам пожилых людей (40,7 %). Другие критерии (высокие требования к креативности, современности, удаленная работа и т. д.) при отборе не учитываются. Благодаря этому создается впечатление, что большинство пожилых людей еще не адаптировались к новым видам труда, возникающим в условиях социальной цифровой трансформации и основанным на применении цифровых технологий.
В таблице 3 представлены 9 цифровых бизнес-платформ, обеспечивающих статистическую достоверность изучения уровня взаимодействия с использованием этих платформ пожилыми людьми (Кронбаха α = 0,941).
Таблица 3. Частота использования пожилыми людьми некоторых цифровых бизнес-платформ
Table 3. Frequency of elderly people using some digital business platforms
| Цифровая бизнес-платформа / The digital business platforms | Среднее значение /  | Частота использования / Frequency | 
| Покупки (мебель, одежда, продукты питания и т. д.) через приложения в интернете (Tiki, Lazada, Shopee, Now) / Purchases (furniture, clothes, food, etc.) through applications on the Internet (Tiki, Lazada, Shopee, Now) | 1,85 | Редко / Rarely | 
| Комментарии после покупки онлайн / Comments after online purchase | 1,63 | Не используется / Never | 
| Оплата коммунальных услуг (электричество, водоснабжение, интернет и т. д.) банковской картой (через банкомат) /  | 1,61 | Не используется / Never | 
| Получение рекламной информации из интернета /  | 1,79 | Не используется / Never | 
| Оплата покупок в супермаркетах, магазинах у дома банковской картой (через банкомат) / Payment for purchases in supermarkets, convenience stores by bank card (via ATM) | 1,61 | Не используется / Never | 
| Создание личной учетной записи в приложениях для онлайн-покупок, чтобы совершать покупки или накапливать бонусные баллы / Creating a personal account in online shopping apps to make purchases or earn reward points | 1,48 | Не используется / Never | 
| Звонки на горячую линию / Calling, asking for advice on the switchboard / hotline | 1,59 | Не используется / Never | 
| Запись на платные онлайн-занятия / тренинги / Registration for paid online classes/trainings | 1,34 | Не используется / Never | 
| Подписка на некоторые платные онлайн-сервисы (онлайн-игры, загрузка документов, покупка онлайн-хранилища и т. д.) / Subscribing to some paid online services (online games, downloading documents, purchasing online storage, etc.) | 1,33 | Не используется / Never | 
Примечание. Частота использования: среднее значение 1,01,80 «не используется»; 1,812,61 «используется редко»; 2,623,42 «иногда да, иногда нет»; 3,434,23 «часто используется», 4,245,00 «используется всегда» / Note. Frequency of usage: mean 1.01.80 “Never”; mean 1.812.61 “Rarely”; mean 2.623.42 “Sometimes”; mean 3.43 4.23 “Often”; mean 4.245.00 “Always”.
Уровень доступа, эксплуатации и использования некоторых цифровых бизнес-платформ опрошенными пожилыми людьми в Ханое и Хошимине очень низкий (табл. 3). Причин несколько: нет инструкций, как ими пользоваться (47,2 %); забыл пароль, нет доступа (47,2 %); сложный способ загрузки и установки (26,8 %); технические барьеры (дизайн приложения, размер шрифта, стиль шрифта); опасения по поводу уровня безопасности; качество обслуживания не очень хорошее или приходится платить абонентскую плату и т. д.
В сфере политики. Среди 984 респондентов 74,8 % вступили в ассоциацию пожилых людей, 22,0 % в клубы по интересам, 20,3 % в районные/соседские группы, 8,9 % в ассоциацию содействия обучению, 8,1 % в межпоколенческий клуб бабушек и дедушек. Эти данные совпадают с результатами измерения участия и членства в общественных организациях 6 050 пожилых людей в 10 провинциях и городах Вьетнама в рамках проекта «Пожилые люди и здоровье», реализованного в 2018 г.10.
С помощью исследовательского факторного анализа (EFA) мы обнаружили, что существуют 2 фактора, которые могут представлять, обобщать и объяснять 76,9 % из 7 видов деятельности, упомянутых в таблице 4. На основании значения коэффициента загрузки множителя и характеристик выражения каждой деятельности в каждом факторе фактор 1 получил название «Совместное использование, участие в организации политической деятельности в Интернете», фактор 2 «Мониторинг деятельности выборные органы онлайн».
Таблица 4. Исследовательский факторный анализ политической активности пожилых людей
Table 4. Exploratory factor analysis for the political activities of the elderly
| Вид политической активности (Кронбах α = 0,88) /  | Фактор 1 / Factor 1 | Фактор 2 / Factor 2 | 
| P1. Обмен информацией, позитивными изображениями о любви и ответственности за родину в социальных сетях / Exchange of positive information & images about love and responsibility for the Motherland in social networks | 0,85 | 
 | 
| P2. Пожертвование денег и вещей на благотворительность, помощь людям в трудных обстоятельствах по призывам и акциям агентств, организаций и частных лиц из интернета / Donating money and things to charity, helping people in difficult circumstances through appeal and campaigns of agencies, organizations and individuals from the Internet | 0,88 | 
 | 
| P3. Публичное выражение мнений и чувств по общественно-политическим вопросам в интернете, социальных сетях (Zalo, Blog и т. д.) / Public expression of opinions and feelings on socio-political issues on the Internet & in social networks (Zalo, Blog, etc.) | 0,86 | 
 | 
| P4. Мониторинг (прослушивание/просмотр) новостных программ, транслируемых в интернете, в том числе на Youtube, веб-сайтах / Monitoring (listening/viewing) news programs broadcast on the Internet, including on Youtube, websites | 0,61 | 
 | 
| P5. Присоединение к собраниям, групповым мероприятиям, клубам, общественно-политическим организациям через социальные сети, приложения для онлайн-встреч (Skype, Google Meet, Zalo Call и т. п.) / Joining meetings, group events, clubs, social-political organizations through social networks, online meeting applications (Skype, Google Meet, Zalo Call, etc.) | 0,77 | 
 | 
| P6. Мониторинг (прослушивание/просмотр) заседаний Национального Собрания, опроса депутатов Национального Собрания, транслируемых в интернете в прямом эфире / Monitoring (listening/viewing) of the meeting of the National Assembly & polling of the deputies of the National Assembly broadcast live on the Internet | 
 | 0,95 | 
| P7. Мониторинг (прослушивание/просмотр) заседаний Народного Совета, опрос делегатов Народного Совета по месту их проживания, транслируемых в интернете в прямом эфире / Monitoring (listening/viewing) meetings of the People’s Council & polling the delegates of the People’s Council according to their place of residence on the Internet live | 
 | 0,93 | 
Сочетая анализ и тестирование между Т-тестом и однофакторным дисперсионным анализом, нами выявлено, что главными пожилыми пользователями являются мужчины, принадлежащие к этнической группе кинь (этническое большинство страны) в возрасте 6069 и 7079 лет, проживающие в городских районах и имеющие более высокий уровень образования. Их частота обмена и участия в организации политической деятельности в интернете выше, чем у пожилых людей в остальных группах (p-value ≤ 0,01).
Исследование также показывает, что пожилые люди участвуют в предоставлении рекомендаций по руководящим принципам, политике и законам, а также вносят свой вклад в обеспечение безопасности и порядка в основном в прямой форме, а не онлайн (табл. 5).
Таблица 5. Формы комментирования пожилыми людьми политики, законов и обеспечения местной безопасности, %
Table 5. Forms of commenting on policies, laws and ensuring local security, %
| Форма участия / Forms of participation | Соотношение / Percent | 
| Обратная связь на встречах непосредственно с местным населением или контактах с избирателями / Feedback directly at the meetings with the local population or contacts with constituents | 69,1 | 
| Вступление в общественно-политические организации и органы самоуправления по месту жительства / Joining socio-political organizations and self-government bodies in the place of residence | 50,4 | 
| Добровольное объединение сил для обеспечения безопасности и порядка по месту жительства / Member of voluntary association to ensure security and order in the place of residence | 35,8 | 
| Пропаганда и информирование об обеспечении общественного порядка и безопасности в социальных сетях / Propaganda and information for ensuring public order and safety by social networks | 23,6 | 
| Вступление в группы, сообщества в интернете и социальных сетях для борьбы со злоумышленниками / Joining groups, communities on the Internet and in social networks to fight evil forces | 15,4 | 
| Краткое знакомство и обмен рекомендациями, политическими новостями, положениями, новыми законами в социальных сетях / Brief acquaintance and exchange of recommendations, political news, regulations, new laws, in social networks | 13,8 | 
| Выражение личного мнения через статьи и размышления в социальных сетях / Expressing personal opinion through articles and reflections on social media | 9,8 | 
| Отправка комментариев через веб-сайты органов власти / Submitting comments via government websites | 8,9 | 
| Исследования и написание статей для публикации в информационных бюллетенях, журналах и электронных газетах / Researching and writing articles for publication in newsletters, magazines and electronic newspapers | 5,7 | 
| Отправление электронных писем в компетентные органы и организации / Sending emails to the competent authorities and organizations | 5,7 | 
В сфере культуры. Полученные данные свидетельствуют, что 64,2 % пожилых людей по-прежнему сохраняют привычку заниматься самообразованием и исследованиями, чтобы лучше адаптироваться к современному обществу. Примечательно, что среди прочего пожилые люди наибольшее значение придают обучению навыкам работы с цифровыми технологиями (57,7 %) и навыкам ухода за здоровьем в пожилом возрасте (52,8 %) по сравнению с содержанием обучения, выявленным другими исследованиями.
Анализ Т-теста показывает, что пожилые люди с небольшим пониманием и доступом к использованию цифровых технологий (в частности, 5 типов технологий, отраженных в таблице 1) являются социальными группами, не заинтересованными и не имеющими особой мотивации учиться и адаптироваться к новым типам технологий (p-value = 0,00), это вызывает тревогу, потому что пожилые представляют собой социальную группу со многими рисками, в том числе с самым высоким риском цифрового неравенства с другими группами.
В качестве основных форм для продолжения учебы пожилые люди в основном выбирают самообучение или помощь друзей и членов семьи (детей, внуков). Однако в контексте цифровой трансформации пожилые люди быстро воспользовались преимуществами продуктов виртуального образования, онлайн-самообучения (33,3 %), онлайн-курсов (19,5 %) для удовлетворения своих потребностей в обучении и самосовершенствовании.
Также мы исследовали повседневную деятельность пожилых людей в семье и в обществе в период цифровой трансформации (табл. 6).
Таблица 6. Результат факторного анализа повседневной активности пожилых людей
Table 6. The result of factor analysis of daily activities of elderly people
| Ежедневные занятия (Кронбах α = 0,893) /Daily activities Cronbach α = 0.893 | Фактор / Factor | ||||
| 1(STI) | 2(TID) | 3(PHD) | 4(TII) | 5(TWD) | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| H1. Написание книги, мемуаров/дневника / Write a book, memoir/diary | 0,809 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| H2. Художественная композиция (поэзия, живопись и т. д.) / Artistic creations (poetry, painting, etc.) | 0,809 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| H3. Общение онлайн (в прямом эфире) с публикой / Communicate online on air with the public | 0,833 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| H4. Присоединение к телешоу в прямом эфире по телевизору / Joining the liveshow on TV | 0,891 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| H5. Вступление в форумы, клубы, группы в социальных сетях / Joining the forums, clubs, groups in social networks | 0,745 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| H6. Прогулки, физкультура, спорт / Going for a walk, physical education, sports | 
 | 0,833 | 
 | 
 | 
 | 
| H7. Осмотр достопримечательностей, природы / Seeing sight and nature | 
 | 0,840 | 
 | 
 | 
 | 
| H8. Просмотр телевизора / Watching TV | 
 | 0,759 | 
 | 
 | 
 | 
| H9. Пассивный отдых / Passive rest | 
 | 0,835 | 
 | 
 | 
 | 
| H10. Встречи с друзьями и соседями, чтобы весело провести время/ Meeting up with friends & neighbors to have fun | 
 | 0,753 | 
 | 
 | 
 | 
| H11. Посадка бонсай / Planting ornamental plants | 
 | 
 | 0,791 | 
 | 
 | 
| H12. Уход за домашними животными / Caring pets | 
 | 
 | 0,665 | 
 | 
 | 
| H13. Чтение печатных газет / Reading printed newspapers | 
 | 
 | 0,703 | 
 | 
 | 
| H14. Работа по дому / Doing household chores | 
 | 
 | 0,649 | 
 | 
 | 
| H15. Прослушивание аудиокниг и чтение электронных книг / Listening to audiobooks and read e-books | 
 | 
 | 0,573 | 
 | 
 | 
| H16. Просмотр фильмов, прослушивание музыки, чтение газет в интернете / Watching movies, listen to music, read newspapers online. | 
 | 
 | 
 | 0,732 | 
 | 
| H17. Встречи с друзьями в социальных сетях / Meeting up with friends in social networks | 
 | 
 | 
 | 0,784 | 
 | 
| H18. Обмен информацией в социальных сетях / Sharing information on social media | 
 | 
 | 
 | 0,792 | 
 | 
| H19. Чай/кофе / Drinking tea or coffee | 
 | 
 | 
 | 
 | 0,791 | 
| H20. Работа / Work | 
 | 
 | 
 | 
 | 0,806 | 
| H21. Участие в волонтерской деятельности для сообщества / Participating in volunteer activities for the community | 
 | 
 | 
 | 
 | 0,662 | 
Факторный анализ показал, что существует 5 факторов, которые могут представлять, обобщать и объяснять до 75 % повседневной активности пожилых людей. Назовем их так: фактор 1 «Социальные взаимодействия онлайн» (STI), фактор 2 «Вид развлечения в реальной жизни» (TID), фактор 3 «Личные предпочтения в реальной жизни» (PHD), фактор 4 «Онлайн-развлечения» (ТII) фактор 5 «Онлайн-работа» (ТWD) (табл. 6).
При осуществлении Т-теста и анализе односторонней дисперсии двух факторов STI и ТII с некоторыми демографическими характеристиками пожилых людей нами было обнаружено следующее:
1) пожилые мужчины, живущие одни в собственных домах или в домах престарелых, со стабильным ежемесячным доходом, с большей вероятностью будут участвовать в ежедневных социальных взаимодействиях (STI) и онлайн-развлечениях (TII), чем пожилые мужчины с хорошим доходом (p-value = 0,00);
2) пожилые люди, живущие в городских районах, более образованные, чаще вступают в социальные взаимодействия онлайн (STI) и онлайн-развлечения (ТII), чем пожилые люди с низким уровнем образования, живущие в сельской местности. Примечательно, что пожилые люди, несмотря на наличие определенных физических барьеров, по-прежнему больше общаются и развлекаются в цифровой среде. Причина может быть связана с необходимостью компенсировать одиночество из-за вдовства в группе 80+, а также с нарастающей склонностью к одиночеству и другим социальным отделением по мере старения (p-value = 0,00).
В социальной сфере. В таблице 7 показан уровень доступа и использования некоторых относительно популярных и близких цифровых приложений для оказания социально-медицинской помощи пожилым людям.
Таблица 7. Уровень использования цифровых приложений для ухода за пожилыми людьми
Table 7. The usage rate of digital applications for elderly care
| Приложения для социально-медицинских услуг / Some applications for medical services | Среднее значение / Mean | Частота использования / Frequency | 
| 1 | 2 | 3 | 
| Приложение для профилактики и контроля COVID-19 (National PC-Covid, Bluezone и т. д.) / Use of the COVID-19 prevention and control application (National PC-Covid, Bluezone etc.) | 2,11 | Редко / Rarely | 
| Электронная книжка здоровья / Electronic health book | 1,63 | Не используется / Never | 
| Инструкции по медицинскому обслуживанию на веб-сайте государственного агентства / Health care instructions on the website of the government agency | 1,52 | Не используется / Never | 
| Наручные/шейные часы с медицинской информацией и необходимыми медицинскими предупреждениями / Wrist or neck watch with medical information and necessary medical warnings | 1,45 | Не используется / Never | 
| Электронная медицинская карта / Electronic medical record | 1,33 | Не используется / Never | 
| Дистанционная диагностика, обследование и лечение (телемедицина) / Remote diagnostics, examination and treatment (telemedicine) | 1,25 | Не используется / Never | 
| Приложение по уходу за пожилыми людьми S-Health / Vietnamese elderly care app S-Health | 1,17 | Не используется / Never | 
| Применение модели «умный дом» / Smart home utility model application | 1,15 | Не используется / Never | 
| Приложение HASU (hasuapp.vn): уход и социальное обслуживание для пожилых людей во Вьетнаме / HASU app (hasuapp.vn): care and social services for the elderly in Vietnam | 1,15 | Не используется / Never | 
| Использование роботов с искусственным интеллектом для заботы о здоровье / Use the artificial intelligence for health care | 1,12 | Не используется / Never | 
Примечание. Частота использования: среднее значение 1,01,80 «не используется»; 1,812,61 «используется редко»; 2,623,42 «иногда да, иногда нет»; 3,434,23 «часто используется», 4,245,00 «используется всегда» / Note. Frequency of usage: mean 1.01.80 “Never”; mean 1.812.61 “Rarely”; mean 2.623.42 “Sometimes”; mean 3.43 4.23 “Often”; mean 4.245.00 “Always”.
Исследование показывает, что большинство опрошенных пожилых людей редко получают доступ и применяют цифровые приложения для заботы о своем физическом и психическом здоровье (среднее значение ≤ 2,11). Во время пандемии COVID-19 правительство разработало ряд приложений, бесплатных и широко развернутых среди всего населения (National PC-COVID, Bluezone, «Электронная книга здоровья» и т. д.) для информирования, советов и медицинской помощи всему населению в связи с пандемией, но пожилые люди не обращаются к ним. Многие другие приложения, разработанные и предназначенные для ухода за пожилыми людьми (такие как HASU, S-Health и т. д.), крайне редко использовались этой социальной группой.
Результаты статистического теста показывают, что 12 эмоциональных состояний (от S1 до S12) пожилых людей, представленные в таблице 8, обеспечивают достоверность отражения их различных настроений в цифровом контексте (Кронбаха α = 0,857).
В контексте цифровой трансформации общества и все более интенсивного развития цифровых технологий во Вьетнаме существуют 3 модели, отражающие доминирующие настроения пожилых людей: позитивное настроение (S1, S2, S3, S5, S6, S7), негативное настроение (S8, S9, S10, S11, S12) и модель нейтрального настроения, балансирующая между двумя предыдущими (S4). Тем не менее позитивное настроение по-прежнему является наиболее типичные для Вьетнамских пожилых людей в цифровом контексте, особенно во время пандемии COVID-19 [18]. Этот вывод полностью согласуется с результатами исследования, представленными в таблице 2.
Хотя позитивное настроение пожилых людей в цифровом мире по-прежнему доминирует, иногда также присутствуют тревога/страх (S8) и печаль (S9) (табл. 8). Чтобы справиться с ними, пожилые люди используют разные варианты (рисунок).
Таблица 8. Исследовательский факторный анализ эмоций пожилых людей в условиях цифровизации
Table 8. Exploratory factor analysis for emotions of the elderly
| Эмоция / Emotions | Среднее значение / Mean | Частота / Frequency | 
| S1. Оптимизм / Optimism | 2,67 | Появилось / Present | 
| S2. Удовольствие / Pleasure | 2,63 | Появилось / Present | 
| S3. Счастье / Happyness | 2,58 | Появилось / Present | 
| S4. Спокойствие / Calm | 2,37 | Появилось / Present | 
| S5. Удача / Luck | 2,26 | Проявлялось иногда / Sporadic | 
| S6. Любовь / Love | 2,07 | Проявлялось иногда / Sporadic | 
| S7. Возбуждение / Excitement | 1,99 | Проявлялось иногда / Sporadic | 
| S8. Беспокойство / Anxiety | 1,76 | Проявлялось иногда / Sporadic | 
| S9. Грусть / Sadness | 1,70 | Проявлялось иногда / Sporadic | 
| S10. Несчастье / Unfortunate | 1,57 | Не появляется / Not present | 
| S11. Гнев / Anger | 1,50 | Не появляется / Not present | 
| S12. Ненависть / Hate | 1,37 | Не появляется / Not present | 
Примечание. Частота использования: среднее значение 1,01,67 «не появляется»; 1,682,33 «проявлялось иногда»; 2,343,00 «появилось» / Note. Frequency: mean 1.01.67 «Not present»; mean 1.682.33 «Sporadic»; mean 2.343.00 «Present».
как они преодолевают негативное настроение в цифровом мире, %
Figure. How to overcome the negative mood of the elderly in digital society, %
Негативные настроения возникают непосредственно в цифровом мире, поэтому для их решения пожилые люди склонны комбинировать решения в реальной жизни (посещение детей и родственников (50,4 %), путешествие (21,1 %), обращение к религии или национальным традициям (29,3 %)) и в цифровой сфере (общаются с друзьями в интернете, в социальных сетях (29,3 %), читают оптимистичную информацию в Сети (24,4 %)).
Обсуждение и заключение.
Нами получены следующие выводы. Во-первых, пожилые люди в обследуемых районах слабо осведомлены и недостаточно понимают функции и полезность некоторых видов цифровых технологий, относительно распространенных в повседневной жизни, даже приложений, созданных специально для них.
Для обездоленных групп, таких как пожилые люди, признание этих новых и современных вызовов является большой проблемой. Причина кроется в том, что они родились и выросли в период, когда страна была еще бедной, отсталой и опустошенной войнами и иноземными захватчиками. В 1986 г. Вьетнам начал слишком всеобъемлющие реформы для экономико-политического развития. Цифровые технологии развиваются, но пожилые люди стареют и хуже адаптируются к новой жизни.
Однако ограниченное представление пожилых людей о преимуществах цифровых технологий не означает их отрицательного и неуверенного отношения к ним. Результаты исследования показывают, что пожилые люди настроены оптимистично и возлагают большие надежды на цифровые технологии, которые действительно могут изменить их жизнь к лучшему.
Во-вторых, с одной стороны, пожилые люди по-прежнему сохраняют и сосредоточиваются на участии в непосредственных социальных взаимодействиях и деятельности в реальном мире, с другой они также более заинтересованы и внимательно подходят к новым формам и методам с появлением цифровых технологий в виртуальном мире. Это отчасти доказывает усилия пожилых людей по ресоциализации и повторному включению в процесс социальной трансформации в цифровом контексте.
В-третьих, через призму социологии исследования показывают, что пожилые люди испытывают «двойное давление», по сравнению с другими социальными группами, в процессе адаптации к цифровой трансформации. Даже внутри социальной группы пожилых людей также существует цифровой разрыв между пожилыми людьми, живущими в сельских и горных районах, в бедных домохозяйствах, в группах без дохода, с низким образованием, проживанием в одиночестве или наличием многих заболеваний и т. д., с пожилыми людьми в остальных группах. Отсюда политика поддержки и повышения социальной адаптации для этой социальной группы нуждается в более комплексном и инклюзивном подходе, уделяя больше внимания социальным различиям даже внутри пожилой социальной группы, а не просто сделав упор на технологические решения.
В-четвертых, для достижения цели «успешного старения», «активного старения» подготовка к старому и сверхстарому обществу во Вьетнаме должна начаться уже сейчас и в более молодом поколении. Поколения Y, Z и Альфа должны быть оснащены базовыми и всесторонними взглядами, пониманием, психологией и навыками с раннего возраста. Во многом это зависит от корректировки и разработки структуры национальных образовательных программ; способа ориентировать и воспитывать детей и внуков в каждой семье и изменения восприятия современного вьетнамского общества.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть полезны государственным органам Вьетнама (и других стран) для корректировки и совершенствования политики в отношении пожилых людей в условиях текущей цифровой трансформации и процесса старения. Также материалы статьи могут сподвигнуть современных исследователей на углубленное изучение данной проблемы.
1 World Population Prospects 2022: Summary of Results [Электронный ресурс] // United Nations Department of Economic and Social Affairs Population Division. URL: https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/wpp2022_summary_of_results.pdf (дата обращения: 11.11.2022).
2 UNFPA. Population Aging and the Elderly in Vietnam: Current Situation, Forecast and Some Policy Recommendations. Hanoi : United Nations Population Fund in Vietnam, 2011. 68 р.
3 The Impact of COVID-19 on Older Persons: Vietnam Analytical Brief [Электронный ресурс]. URL: https://ageingasia.org/wp-content/uploads/2020/12/Vietnam_analytical_report_23122020.pdf (дата обращения: 11.11.2022).
4 We Are Social. Digital Transformation in Vietnam. Impressive Statistics at the Beginning of 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://specials.laodong.vn/chuyen-doi-so-tai-viet-nam-va-nhung-thong-ke-an-tuong-2021/ (дата обращения: 11.11.2022).
5 Bolaños M., Collazos C., Gutiérrez F. Experiences in the Application of Some Models of Technology Acceptance: Adaptation for the Elderly People // The XXI International Conference on Human Computer Interaction, 2021. New York : Association for Computing Machinery, 2021. Рр. 15.
6 Вдовина М. В. Развитие цифрового взаимодействия в трансформирующемся обществе // Цифровизация в условиях пандемии: миссия социального университета будущего. М. : РГСУ, 2022. С. 7075.
7 Institute for Economic Research ASEAN and East Asia, Institute of Population, Health and Development. Elderly and health in Vietnam. Hanoi : Labor Publishing House, 2020. 288 р.
8 Здесь и далее в статье все таблицы и рисунок составлены автором.
9 UNFPA. Population Aging and the Elderly in Vietnam…; Vietnam Elderly Association. Report on the implementation Results of the National Action Program for the Elderly in Vietnam for the period 20122020. Hanoi : Central Vietnam Association of Elderly, 2020.
10 Institute for Economic Research ASEAN and East Asia…
Об авторах
Хоанг Хыу Нгуен
Национальная политическая академия Хошимина; Российский государственный социальный университет
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: hoangnh@hcma2.edu.vn
				                	ORCID iD: 0000-0003-2296-214X
				                																			                								
преподаватель Политической Академии Региона II, аспирант кафедры социологии, этнографии и социометрии
Россия, 700000, Вьетнам, г. Хошимин; 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4, стр. 1Список литературы
- Armitage R., Nellums L. B. COVID-19 and the Consequences of Isolating the Elderly // Lancet Public Health. 2020. Vol. 5, issue 5. https://doi.org/10.1016/S2468-2667(20)30061-X
- Iwasaki N. Usability of ICT Applications for Elderly People in Disaster Reduction // Journal of E-Governance. 2013. Vol. 36, no. 2. Pp. 73–78. URL: https://dl.acm.org/doi/10.5555/2595296.2595305(дата обращения: 11.11.2022).
- Acceptance of ICTs by Older Adults: A Review of Recent Studies / Q. Ma [et al.] // The InternationalConference on Human Aspects of IT for the Aged Population. Springer : Cham, 2015. Vol. 9193.Pp. 239–249. https://doi.org/10.1007/978-3-319-20892-3_24
- König R., Seifert A. Digitally Savvy at the Home Office: Computer Skills of Older Workers During the COVID-19 Pandemic Across Europe // Frontiers in Sociology. 2022. Vol. 7. https://doi.org/10.3389/fsoc.2022.858052
- IT and Computer Technologies for Education of Senior Citizens and Improving the Quality of their Life / O. A. Anikeeva [et al.] // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education.2019. Vol. 15, issue 11. https://doi.org/10.29333/ejmste/109504
- Moore R. C., Hancock J. T. Older Adults, Social Technologies, and the Coronavirus Pandemic:Challenges, Strengths, and Strategies for Support // Social Media & Society. 2020. Vol. 6, issue 3.https://doi.org/10.1177/2056305120948162
- Older Adults’ Experiences of Maintaining Social Participation: Creating Opportunities and Striving to Adapt to Changing Situations / M. Löfgren [et al.] // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. 2022. Vol. 29, issue 7. Pp. 587–597. https://doi.org/10.1080/11038128.2021.1974550
- Schuster A. M., Cotten S. R. COVID-19’s Influence on Information and Communication Technologies in Long-Term Care: Results From a Web-Based Survey With Long-Term Care Administrators// JMIR Aging. 2022. Vol. 5, no. 1. https://doi.org/10.2196/32442
- Добринская Д. Е. Цифровое общество в социологической перспективе // Вестник Московского университета. 2019. Т. 25, № 4. C. 175–192. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-175-192
- Elderly People’s Adaptation to the Evolving Digital Society: A Case Study in Vietnam / T. Nguyen [et al.] // Social Sciences. 2022. Vol. 11, issue 8. https://doi.org/10.3390/socsci11080324
- Nga T. T. T. Intention to Use Digital Banking Services among the Elderly: A Case in Vietnam // Asian Business and Economic Research Journal. 2022. Vol. 33, issue 8. Pp. 67–81. https://doi.org/10.24311/jabes/2022.33.08.05
- Accessibillity to Digital Society: Interaction for All / P. Orero [et al.] // ICDS 2014 : The Eighth International Conference on Digital Society. 2014. Vol. 188, issue 191. Pp. 188–191. URL: https://www.researchgate.net/publication/264859476_Accessibillity_to_Digital_Society_Interaction_for_All(дата обращения: 11.11.2022).
- Design for Personalized Mobile Health Applications for Enhanced Older People Participation / P. Devos [et al.] // European Geriatric Medicine. 2015. Vol. 6, issue 6. Pp. 593–597. doi: https://doi.org/10.1016/j.eurger.2015.10.004
- BlaŽič B. J., BlaŽič A. J. Overcoming the Digital Divide with a Modern Approach to Learning Digital Skills for the Elderly Adults // Education and Information Technologies. 2020. Vol. 25.Pp. 259–279. https://doi.org/10.1007/s10639-019-09961-9
- Nguyen H. H., Tran H. V. Digital Society and Society 5.0: Urgent Issues for Digital Social Transformation in Vietnam // Masyarakat, Kebudayaan Dan Politik. 2022. Vol. 35, no. 1. Pp. 78–92.https://doi.org/10.20473/mkp.V35I12022.78-92
- Castleton A. Older Adults, Tablets, and Ambivalence: A Grounded Theory Study of a One Tablet-Per Older Person, Public Program in Uruguay // Journal of Aging & Social Policy. 2022. Vol. 1.https://doi.org/10.1080/08959420.2022.2047401
- Нгуен Х. Х. Барьеры на пути социальной адаптации вьетнамских пожилых людей к цифровой трансформации: социологический анализ // Социальная политика и социология. 2022.Т. 21, № 2 (143). С. 43–51. EDN: JYJRUA
- Вдовина М. В., Нгуен Х. Х. Влияние пандемии COVID-19 на пожилых жителей Хошимина (Вьетнам) // Социальная политика и социология. 2022. Т. 21, № 1 (142). С. 79–88. EDN: HMEMPQ
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
						 
						 
					 
						 
									














 
  
  
  Отправить статью по E-mail
			Отправить статью по E-mail 

