Доступность образования в странах Центральной Африки (Камерун, Центральноафриканская Республика, Конго, Габон и Чад)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Проблема доступности образования (начального, среднего, высшего) и неравенства доходов все еще остро стоит во многих африканских странах. Цель исследования ‒ проанализировать международные статистические данные, которые показывают сложную ситуацию с доступностью образования в странах Центральной Африки: Камеруне, Чаде, Центральноафриканской Республике, Конго, Габоне. Полученные данные необходимы для разработки практических решений эффективной помощи населению стран при получении доступного образования разными социальными слоями населения.
Материалы и методы. Проведен анализ официальных документов и научных источников. Поиск актуальных данных был осуществлен с использованием различных баз данных: UNdata, Academic Search Complete, Web of Science Core Collection, Education Source, E-Journals, ERIC, Google, Google Scholar, Springer за последние 5 лет. В анализе был сделан акцент на поиск официальной информации с данными от международных организаций ‒ ЮНЕСКО и Всемирного банка.
Результаты исследования. Выявлено, что в проанализированных странах Центральной Африки разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными очень значительна. В Камеруне и Габоне разрыв в доходах не такой большой, как в Чаде, Конго и Центральноафриканской Республике, поэтому начальный уровень охвата образованием в этих двух странах остается более высоким по сравнению с другими. Установлено, что в исследуемом регионе наблюдалось резкое сокращение числа студентов в высших учебных заведениях в период с 2010 по 2014 г. Выявлена одна из причин небольшого охвата высшим образованием в исследуемом регионе –недостаточность материального обеспечения большего числа населения и, как следствие, минимальная доступность высшего образования для молодого поколения. Доказано, что на данном экономическом этапе развития Камерун и Габон являются лидерами в сфере образования в странах Центральной Африки.
Обсуждение и заключение. Доступное образование необходимо для сокращения бедности и улучшения экономического роста, но высокая стоимость обучения в сочетании с ограниченным доступом означает, что многие дети остаются необразованными. Материалы исследования будут полезны как специалистам в области образования разных стран, так и ученым из других областей наук.

Полный текст

Введение.

На доступность образования в Центральной Африке в настоящее время значительное влияние оказывает неравенство доходов. По данным Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), индекс человеческого развития Камеруна, Центральноафриканской Республики (далее ‒ ЦАР), Конго и Чада ниже 0,6, в Габонае ‒ 0,706. В этих странах средний уровень доступности образования составляет 23,5 %; основная причина этого ‒ неравенство доходов между гражданами1 [1].

Камерун, ЦАР, Конго, Габон и Чад включены в зону Экономического и валютного сообщества Центральной Африки (CEMAC) и имеют очень низкие социально-экономические показатели. Так, по данным Всемирного банка, на 2021 г. ВВП на душу населения по ППС (паритет покупательной способности), следующие:

  • наименьший доход в Чаде и ЦАР ‒ 1 566,0 и 920,1 долл. США соответственно;
  • в Конго и Камеруне ‒ 3 553,3 и 4 065,3 долл. США соответственно;
  • более высокий годовой доход в Габоне ‒ 15 175,7 долл. США2.

Учитывая данные ВВП на душу населения в ППС, который варьируется от страны к стране, видно, что Камерун и Габон имеют большие экономические возможности для развития системы образования по сравнению с тремя другими странами.

Лучшее образование способствует улучшению распределения квалифицированных работников3 [2]. Хорошее образование и высокая производительность являются продуктивными инструментами для сокращения бедности, но при этом если они не сопровождаются прогрессивным налогообложением и целенаправленной социальной защитой, то могут ускорить неравенство доходов [3]. Значительное неравенство доходов, сохраняющееся на протяжении многих поколений, блокирует равный доступ к активам, образованию и возможностям среди малообеспеченных и маргинализированных этнических групп. Таким образом, в отсутствие энергичных реформ мобильность поколений между исключенными и маргинализированными группами населения серьезно затруднена и усугубляет внутренние конфликты и напряженность [3].

Неравенство доходов может иметь последствия и для «утечки мозгов», когда высококвалифицированные работники покидают регион в поисках лучших экономических возможностей в других странах. В любом случае, «утечка мозгов» может привести к усилению неравенства внутри каждой страны и, в частности, между домохозяйствами мигрантов и немигрантов [4]. Что может привести и к нехватке квалифицированных учителей в области образования, и также негативно сказаться на качестве образования, доступного в регионе.

Цель исследования ‒ на основе проанализированных международных статических данных актуализировать проблему доступности образования и неравенства доходов в странах Центральной Африки: Камеруне, Чаде, Центральноафриканской Республике, Конго, Габоне.

Обзор литературы.

В современных исследованиях анализируется проблема доступности образования в африканских странах, но все же ей уделяется недостаточно внимания. Выделим некоторые публикации, которые стремятся восполнить данный пробел. Так, С. Мусау поднимает проблему огромного неравенства в образовании в Африке [2], П. Куарти исследует «утечку мозгов» из африканского региона и выраженное неравенство между странами [4]. М. Р. Нгетобай изучает проблему влияния неравенства доходов населения и уровня развития стран на доступность образования в странах Центральной Африки [1], а С. В. Мурафа в своих исследованиях изучает особенности мотивации в получении высшего образования, в том числе и у студентов африканских стран [5; 6].

Существует также и проблема в подготовке и нехватке учителей. Результаты исследования О. О. Дуродолу и соавторов показали, что, несмотря на потребность в навыках информационной грамотности учителей, электронные ресурсы используются по минимуму, не хватает соответствующей квалификации. В то же время молодые учителя (а также учителя-женщины по сравнению с мужчинами) обладают большей информационной грамотностью по сравнению со старшими коллегами. Между тем поисковые стратегии и метакогнитивные навыки учителей находятся на уровне ниже среднего4.

Несмотря на повышение многомерного индекса (Multidimensional Poverty Index) исследователи отмечают, что, по сравнению с 1995 г., уровень грамотности среди взрослых повысился, но все же более половины жителей Африки не знакомы с основами образования; остается выраженная проблема гендерного неравенства в образовании, так как большинство девочек занимается домашним хозяйством (на 100 мальчиков лишь 83 девочки получают образование) [7].

В результате анализа исследований выделены существенные взаимовлияющие друг на друга проблемы: доступность образования, «утечка мозгов», влияние неравенства доходов населения, недостаточная подготовка и нехватка учителей, невысокая информационная грамотность учителей, гендерное неравенство в образовании и недостаточная мотивация в получении высшего образования. Как итог – недостаточность охвата образованием большой части населения Африки.

 Таким образом, различные проблемы, в том числе неравенство в доходах, оказывают значительное влияние на доступность образования Центральноафриканского региона. Политики, экономисты должны уделять приоритетное внимание усилиям по сокращению неравенства доходов и улучшению доступа к качественному и доступному образованию для всех детей региона. Это и инвестиции в государственные школы, улучшение доступа к стипендиям, финансовая помощь, обучение и поддержка учителей в районах с низким уровнем дохода [1; 8].

Материалы и методы.

Материалами исследования послужили официальные документы, статистические данные и научные публикации по интересующей нас теме. Поиск актуального материала был проведен с использованием различных баз данных, включая UNdata, Academic Search Complete, Web of Science Core Collection, Education Source, E-Journals, ERIC, Google, Google Scholar и Springer, за последние 5 лет [1].

Обзор данных и их теоретическое исследование были проведены для повышения осведомленности по сохраняющейся проблеме доступности образования в странах Центральной Африки и недостаточности дохода населения в этих странах. В анализе был сделан акцент на поиск официальной информации с данными от международных организаций ‒ UNESCO и World Bank, в африканских странах: Камеруне, Центральноафриканской Республике, Конго, Габоне и Чаде.

Для достижения цели исследования авторами были проанализированы официальные статистические данные, представленные на сайтах UNESCO и World Bank, за период с 2010 по 2022 г. К сожалению, официальная статистика на данных ресурсах неполная (не за каждый период и не в каждой стране); возможно, это связано с различными политическими и экономическими проблемами в конкретных государствах.

Все выбранные статические данные сопоставлялись с материалами исследований, полученными другими учеными за разные периоды времени, после чего были сформулированы выводы.

Результаты исследования.

Проведенный анализ официальных данных показал, что в странах Центральной Африки (Камеруне, Центральноафриканской Республике, Конго, Габоне и Чаде) разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения очень значительна. Например, в 2008 г. в ЦАР самые богатые имели годовой доход в 46,2 % по сравнению с самыми бедными (1,2 %). При суммировании доходов 10 % богатых и 10 % бедных слоев населения этих стран получается, что в Центральной Африке средний разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными составляет около 31,75 %. Такое неравенство оказывает негативное влияние на развитие и на доступность образования в зоне Центральноафриканского сообщества (CEMAC) [1].

По данным Всемирного банка средняя доля дохода населения (10 % самых бедных и самых богатых) в странах Центральной Африки разнится5. В Камеруне в 2003 г. 10 % самых бедных слоев населения имели годовой доход 2,5 % по сравнению с 10 % самых богатых, которые имели годовой доход 30,7 %, т. е. разница составляла 28,2 %. Это означает, что бедные имеют доступ не только к образованию, но и к некоторым предметам первой необходимости. Такая же ситуация наблюдается в Габоне и Конго, где разница в годовом доходе составляет 31,1 и 25,5 % соответственно. В Чаде и ЦАР ситуация хуже, наблюдается очень большой разрыв: в Чаде 10 % самых богатых имеют годовой доход 46,2 % по сравнению с 1,2 % для 10 % самых бедных, а в ЦАР в 2011 г. доход 10 % самых богатых составляет 37,9 % по сравнению с 1,8 % для 10 % самых бедных. Такой разрыв в доходах влияет не только на образование, но и на экономический рост в целом [9].

Образование является одним из основных прав человека, которое страны обязались соблюдать с момента подписания Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [10]. Однако для стран Центральной Африки высокий уровень бедности и неравенства доходов ограничивает доступ к образованию для многих детей. Образование во многих африканских странах дорогое, а школы есть не во всех районах, поэтому родители вынуждены платить за транспорт, чтобы дети могли добраться до школы, что тоже является ограничением для образования многих детей.

Семьи, которые не могут позволить себе платить за обучение, вынуждены полагаться на плохо финансируемые государственные школы или вообще отказаться от их посещения. Иногда бедные родители в некоторых странах с низким уровнем дохода сами оплачивают образование своих детей6. Это может привести к порочному кругу бедности, когда отсутствие образования не позволяет людям найти хорошо оплачиваемую работу, тем самым увековечивая неравенство доходов.

Детям из семей с низким уровнем дохода трудно ходить в школу или получать качественное образование из-за финансовых ограничений, в то время как более состоятельные семьи могут позволить себе частные школы и дополнительные ресурсы. Такое положение усугубляет неравенство в доступности образования, а также социальное и экономическое неравенство в регионе. Многие девочки и дети из малообеспеченных являются уязвимой группой населения и основной формой неравенства в образования, из-за отсутствия равных возможностей в доступе к образованию7.

Мониторинг данных Всемирного банка показал, что уровень охвата начальным школьным образованием в странах Африки к югу от Сахары в 2021 г. увеличился на 75 % и составил 72 % для девочек против 78 % для мальчиков8. В Камеруне и других странах Центральной Африки родители платят за обучение от начальной школы до университета. Например, в детском саду плата за обучение за год составляет 25 000 франков (41,05 долл. США), в начальной школе старшие ученики должны заплатить 2 500 (4,1), а новые ‒ 5 000 франков (8,21 долл. США). Средняя школа обходится родителям в 23 500 франков (38,11 долл. США) и 11 000 франков (18,06 долл. США) за проверку документов. Во всех государственных университетах Центральной Африки обучение стоит 50 000 франков (82,10 долл. США)9.

Доступность начального образования. На рисунке 1 представлен охват школьным образованием (начальная школа ‒ 1‒6 класс) за период с 2011 по 2021 г. в странах Центральной Африки. Данные за 2020 и 2021 гг. Всемирный банк не представил, возможно, это связано с пандемией COVID-19. Также отметим, что в экономико-статистическом анализе количество процентов могжет превышать 100 % из-за различных факторов; такое использование (выше 100 %) является обычной практикой, что позволяет более наглядно представить изменения и отношения между различными данными. Поэтому на рисунке 1 распределение в процентах по странам представлено в цифрах, превышающих 100, как и в официальных источниках.

 

 

 

Рис. 1. Охват школьным образованием (начальная школа) в странах Центральной Африки, 2011‒2021 гг., %10

Fig. 1. School enrollment (primary school) in Central African countries, 2011‒2021, %

 

Согласно статистическим данным, Камерун и Габон остаются лидерами с 90-процентным охватом начальным школьным образованием, по сравнению с Конго и ЦАР, где этот показатель составляет 79 %. Республика Чад остается в самом низу этого рейтинга с 67-процентным охватом детей, которые ходят в начальную школу, что свидетельствует о высоком неравенстве доходов, существующем в этом регионе11 [1].

Доступность среднего образования. По представленным в таблице данным видно, что в 2012 г. в Камеруне в средней школе (7‒9 классы, 13‒15 лет) обучалось 1 214 363 учащихся, в то время как в ЦАР ‒ всего 33 233 учащихся. В Чаде и Конго уровень охвата средним образованием ниже, чем в Камеруне: в 2012 г. число учащихся, посещающих среднюю школу, варьировалось от 105 822 до 321 921 учащихся в Чаде и от 122 409 до 243 984 ‒ в Конго. По количеству учащихся средней школы Габона за период с 2010 по 2023 г. не представлено.

 

Таблица. Охват школьным образованием (средняя школа) в странах Центральной Африки, чел.12

Table. School enrollment (secondary school) in Central African countries, people

Страна /  Countrie

Год / Year

Наблюдаемая величина /   Observed value

наименьшая /   smallest

наибольшая /   largest

Камерун /  Cameroon

2014

646 512

1 400 286

Камерун /  Cameroon

2013

556 496

1 214 308

Камерун /  Cameroon

2012

562 817

1 214 363

ЦАР /  CAR

2012

33 233

99 186

Чад /  Chad

2012

105 822

321 921

Конго /  Congo

2012

122 409

243 984

Габон /  Gabon

 

Согласно полученным данным, можно сделать вывод, что Камерун и Габон являются лидерами в сфере образования: во-первых, их ВВП выше, чем у Чада, Конго и ЦАР; во-вторых, разрыв в доходах между богатыми и бедными не такой большой, как в Чаде, Конго и ЦАР, поэтому дети в Камеруне и Габоне могут практически беспрепятственно обучаться в школе; даже в начальной школе уровень охвата образованием в этих двух странах остается более высоким по сравнению с другими государствами.

Доступность высшего образования. На рисунке 2 представлен охват высшим образованием по всем программам в Центральной Африке за период с 2010 по 2014 г. Как видим, в Камеруне число студентов, получающих высшее образование, составляет 599 790 чел., а в ЦАР ‒ всего 9 914 чел., (разница в 589 876 чел.). В Чаде и Конго число студентов в высших учебных заведениях составляет соответственно 34 412 и 36 758 чел.

 

 

Рис. 2. Охват высшим образованием по всем программам в странах Центральной Африки, 2011‒2014 гг., чел.13

Fig. 2. Distribution of higher education coverage across all programs in Central African countries, 2011‒2014, people

 

По показателям ВВП Камеруна значительно выше, чем в других странах и бюджет, выделяемый Министерству образования, в Камеруне значительно превышает бюджет, выделяемый в Чаде, Габоне, Конго и ЦАР. Между этими странами существует неравенство в доходах, как и между населением данных государств, поэтому более обеспеченные семьи могут дать своим детям лучшее образование. Представленные показатели численности студентов указывают на то, что в Центральной Африке наблюдалось резкое сокращение числа студентов в высших учебных заведениях в период с 2010 по 2014 г. В исследованиях, где рассматриваются мотивы получения высшего образования в разных культурах, отмечается, что «мотивы получения высшего образования, их формирование зависит от мотивационно-фоновых национально-психологических особенностей, а также от различий в культуре обществ разных стран» [5; 6, с. 108]. Одной из причин (отличительная особенность) небольшого охвата высшим образованием в Центральной Африке является недостаточность материального обеспечения большего числа населения и, как следствие, минимальная доступность высшего образования для молодого поколения.

Проблема уменьшения численности обучающихся в Центральной Африке. По данным ЮНЕСКО, не все из 75 % учащихся, зачисленных в школу, заканчивают ее. Этот процент уменьшается по мере перехода учащихся в высшие учебные заведения. В странах Африки к югу от Сахары 42 % школьников прекращают обучение в начальном периоде обучения, причем 1 ученик из 6 покидает школу, не закончив двух начальных классов. Основная причина этого, согласно проведенному исследованию, ‒ отсутствие материального дохода для продолжения обучения в средней и высшей школе [1; 10]. Юноши чаще бросают школу (более 30 % юношей по сравнению с девушками) из-за недостаточности материального дохода и необходимости работать в более раннем возрасте.

Из приведенных в исследовании данных очевидно, что неравенство в доходах может влиять на качество и доступность образования. Государственным школам в районах с низким уровнем дохода не хватает материальных ресурсов для обеспечения качественного образования. В то же время государственные школы, где учатся дети обеспеченных семей, предлагают лучшие условия и более опытных учителей [1; 12].

Обсуждение и заключение.

Доступность образования в Центральной Африке во многом зависит от неравенства доходов среди населения. Проанализированные международные статические данные показали сложную ситуацию с доступностью образования в Камеруне, Чаде, Центральноафриканской Республике, Конго, Габоне.

Выявлено, что Камерун и Габон как страны с большим доходом охватывают образованием большее количество населения, в то время как Конго, Чад и Центральноафриканская Республика имеют более низкий годовой доход на душу населения и малую доступность образования на всех уровнях. Камерун и Габон являются лидерами в сфере образования; в них разрыв в доходах между богатыми и бедными не такой большой, как в Чаде, Конго и ЦАР, поэтому начальный уровень охвата образованием в этих двух странах остается более высоким.

В странах Африки к югу от Сахары, 42 % школьников прекращают обучение уже в начальных классах, причем 1 ученик из 6 покидает школу, не закончив двух начальных классов, юноши на 30 % чаще бросают школу по сравнению с девушками.

Доступное образование необходимо для сокращения бедности и улучшения экономического роста, но высокая стоимость обучения в сочетании с ограниченным доступом означает, что многие дети остаются необразованными.

В сложившихся экономических условиях необходимо увеличение финансирования государственного образования, поскольку государственные расходы на образование ‒ это инвестиции в человеческий капитал, имеющий высокую отдачу как для общества, так и для отдельных людей [13]. На наш взгляд, для улучшения ситуации с образованием в странах Центральной Африки необходимо:

  • предоставлять финансовую помощь семьям с низким уровнем дохода;
  • улучшать доступ к профессионально-техническому образованию, которое может обеспечить альтернативные пути для учащихся, не имеющих доступ к традиционным школьным программам;
  • делать более доступным получение технического образования, что может помочь учащимся приобрести навыки и знания, необходимые для получения хорошо оплачиваемой работы, и разорвать порочный круг бедности. Техническое и профессиональное образование сыграло ключевую роль в экономическом развитии и индустриализации обществ во всем мире (европейские страны в период промышленной революции XVIII в., Япония в конце династии Мэйдзи в XIX в., страны Юго-Восточной Азии в ХХ в.). Глобализация служит доказательством социального прогресса с развитием рынка труда и спросом на техническое и профессиональное образование в каждом обществе14;
  • расширить доступ к образованию для детей из неблагополучных семей или внедрять технические и организационные меры для снижения ограничений при ручном труде [14];
  • поощрять участие частного сектора в образовании [1; 15];
  • увеличивать международную поддержку и помощь: международные организации и развитые страны предоставляют финансовую и техническую помощь для поддержки образовательных инициатив в Центральной Африке, включая развитие инфраструктуры, подготовку учителей и разработку учебных программ. Например, международное сообщество может помочь бедным и уязвимым странам сделать образование более доступным путем предоставления финансовой поддержки и развития их институционального потенциала15.

Решить проблему неравенства доходов и доступности образования в Центральной Африке можно только комплексно: с обязательным включением государственной политики, с участием частного сектора и международной поддержкой. Реализация этих решений поможет создать более равноправную систему образования, которая обеспечит доступ к качественному обучению для всего населения [1].

Полученные исследовательские данные по доступности образования в странах Центральной Африки делают акцент на проблеме образования большей части населения. Они могут послужить стартовой точкой для разработки возможных путей экономического и политического пересмотра подхода руководства стран к более эффективной помощи населению для получения доступного образования и уменьшения неравенства в образовании разных слоев населения.

  

 

1 Организация Обьединенных Наций. Система поиска «UNdata» [Электронный ресурс]. URL: http://data.un.org/DocumentData.aspx?id=487#32 (дата обращения: 17.01.2024).

2 DataBank. World Development Indicators [Электронный ресурс] // The World bank : сайт. URL: https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=2&series=NY.GDP.PCAP.PP.CD&country=CMR,COG,CAF,GAB,TCD (дата обращения: 17.01.2024).

3 Musau S. Africa is Grappling with Huge Educational Inequality [Электронный ресурс] // The Africa Renewal : сайт. December 2017 ‒ March 2018. URL: https://www.un.org/africarenewal/magazine/december-2017-march-2018/africa-grapples-huge-disparities-education (дата обращения: 17.01.2024).

4  Durodolu O. O., Ocholla D. N. Insight into Information Literacy Skills and Personal Abilities  of Secondary School Teachers: Some experiences from Lagos, Nigeria and Durban, South Africa // Cremia 2017, World Professional Forum “The Book. Culture. Education. Innovations”. June 3‒11, 2017. Crimea, 2017.

5 World bank Indicator  [Электронный ресурс] // The World bank : сайт. URL: https://data.worldbank.org/indicator/ (дата обращения: 17.01.2024).

6 Les inégalités et le monde du travail. Conférence internationale du Travail. 109e session. Genève, 2021. 82 р.

7 School Enrollment, Primary (% net) [Электронный ресурс] // The World bank : сайт. URL: https://donnees.banquemondiale.org/indicator/SE.PRM.NENR  (дата обращения: 17.01.2024).

8 Lower Secondary Education Enrolment in all Programmes / UNESCO Institute for Statistics [Электронный ресурс]. URL: http://data.un.org/Data.aspx?d=UNESCO&f=series%3aE_2 (дата обращения: 17.01.2024).

9 Upper Secondary Education Enrolment in All Programmes / UNESCO Institute for Statistics [Электронный ресурс]. URL: http://data.un.org/Data.aspx?d=UNESCO&f=series%3aE_3 (дата обращения: 17.01.2024).

10 Рисунок составлен по: Lower Secondary Education Enrolment in all Programmes / UNESCO Institute for Statistics [Электронный ресурс]. URL: http://data.un.org/Data.aspx?d=UNESCO&f=series%3aE_2 (дата обращения: 17.01.2024).

11 Upper Secondary Education Enrolment in All Programmes / UNESCO Institute for Statistics [Электронный ресурс]. URL: http://data.un.org/Data.aspx?d=UNESCO&f=series%3aE_3 (дата обращения: 17.01.2024).

12 Таблица составлена по: Lower Secondary Education Enrolment in all Programmes / UNESCO Institute for Statistics [Электронный ресурс]. URL: http://data.un.org/Data.aspx?d=UNESCO&f=series%3aE_2; Препятствие на пути ко всеобщему начальному образованию: уровень второгодничества снижается, в то же время школьный отсев остается высоким [Электронный ресурс] // UNESCO : сайт. URL: https://www.unesco.org/ru/articles/prepyatstvie-na-puti-ko-vseobschemu-nachalnomu-obrazovaniyu-uroven-vtorogodnichestva-snizhaetsya-v (дата обращения: 17.01.2024).

13 Рисунок составлен по: Upper Secondary Education Enrolment in All Programmes / UNESCO Institute for Statistics [Электронный ресурс]. URL: http://data.un.org/Data.aspx?d=UNESCO&f=series%3aE_3 (дата обращения: 17.01.2024).

14 Imani N., Bodo S. Benefits of Digital Technical and Vocational Education and Training [Электронный ресурс] // Association for the Development in Edution in Africa (ADEA) : сайт. 3 March 2021. URL: https://www.adeanet.org/en/blogs/benefits-digital-technical-vocational-education-training (дата обращения: 17.01.2024).

15 Georgieva K., Gaspar V., Pazarbasioglu C. Poor and Vulnerable Countries Need Support to Adapt to Climate Change [Электронный ресурс] // IMF BLOG : сайт. 23 March 2022. URL: https://www.imf.org/en/Blogs/Articles/2022/03/23/blog032322-poor-and-vulnerable-countris-need-support-to-adapt-to-climate-change (дата обращения: 17.01.2024).

×

Об авторах

Светлана Валентиновна Мурафа

Российская академия образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: murafa.svetlana@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4819-660X
Scopus Author ID: 54393816000
ResearcherId: C-8181-2016

кандидат психологических наук, заведующий сектором методического обеспечения, доцент кафедры психологической антропологии

Россия, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8; 119991, г. Москва, ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1

Массенгар Ронгар Нгетобай

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Email: mrnguetobaye@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-1513-6478

аспирант

Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49

Список литературы

  1. Ngetobai М.R. The Impact of Income Inequality and the Level of Economic Development of Countries on the Availability of Education in Central African Countries. Finansovaya zhizn.2023;(3):104‒109. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: UNGCNG
  2. Musau Z. Africa Grapples with Huge Disparities in Education. Africa Renewal. 2018;31(3):10‒11.https://doi.org/10.18356/1a71d0ef-en
  3. Odusola A., Cornia G.A., Bhorat H., Conceição P., editors. Income Inequality Trends in Sub-Saharan Africa. Divergence, Determinants and Consequences. New York: United Nations Development Programme Regional Bureau for Africa; 2017. Available at: https://www.researchgate.net/publication/321193546 (accessed 17.01.2024).
  4. Quartey P. Fuite des cerveaux et inégalités entre pays. Commentaires. Revue d'économie du développement. 2007;15(2-3):89‒96. (In French) https://doi.org/10.3917/edd.212.0089
  5. Murafa S.V. Motives for Getting Higher Education in Different Cultures (China, Africa, Russia).In: Arinushkina A.A., Morozov A.V., Robert I.V., editors. Contemporary Challenges in Education:Digitalization, Methodology, and Management. IGI Global, 2023. p. 146‒164. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-1826-3.ch011
  6. Murafa S.V., Drozdova V.A. Cross Cultural Study of the Motives for Higher Education Russian and Chinese Students. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2018;(3):96‒110. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-3-96-110
  7. Novoselova E.N., Liadova A.V. Global Inequality and the Main Trends in Development of Africa Nowadays. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science.2018;24(3):87‒107. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-3-87-107
  8. Murafa S.V. Features of the Education System in the Republic of Chad. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2023;21(2):104‒119. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: ZAZUVO
  9. World Social Science Report, 2016: Challenging Inequalities; Pathways to a Just World. Paris:UNESCO; 2016. https://doi.org/10.54678/QTOK7532
  10. Hillman A.L., Jenkner E. L’éducation des enfants dans les pays pauvres. Fonds monétaire international; 2004. (In French) Available at: https://www.imf.org/-/media/Websites/IMF/imported-publications-loe-pdfs/external/pubs/ft/issues/issues33/fra/issue33f.ashx (accessed 17.01.2024).
  11. Péano S., Kitaev I.V., Oulai D. Financement et gestion financière de l’éducation, Paris: l’Institut international de planification de l’éducation; 1999. (In French) Available at: https://www.iiep.unesco.org/fr/publication/financement-et-gestion-financiere-de-leducation (accessed 17.01.2024).
  12. Pilon M., editor. Défis du développement en Afrique subsaharienne L’éducation en jeu. Paris:CEPED; 2006. (In French) Available at: https://www.ceped.org/IMG/pdf/defis_du_developpement_subsaharienne_l_education_en_jeu.pdf (accessed 17.01.2024).
  13. Renforcer la contribution de lʼenseignement à la croissance (Chapitre 4). In : Études économiques de l’OCDE. 2020;2(2):131‒163. (In French) https://doi.org/10.1787/eco_surveys-hun-2010-fr
  14. Couffinhal A., Dourgnon P., Geoffard P.-Y., Grignon M., Jusot F., Lavis J., et al. Policies for Reducing Inequalities in Health, what Role can the Health System Play? A European Perspective.Questions d'Economie de la Santé. 2005;(93). Available at: https://www.irdes.fr/english/2005/issues-in-health-economics.html (accessed 17.01.2024).
  15. Partenariats public-privé dans le secteur de l’éducation. Internationale de l’Education. Brussels;2009. (In French) Available at: https://download.ei-ie.org/Docs/WebDepot/200909_publication_Public-Private-Partnership-in-Education_fr.pdf (accessed 17.01.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Охват школьным образованием (начальная школа) в странах Центральной Африки, 2011‒2021 гг., %

Скачать (78KB)
3. Рис. 2. Охват высшим образованием по всем программам в странах Центральной Африки, 2011‒2014 гг., чел

Скачать (36KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».