Геоинформационная система поддержки принятия решений по действиям при угрозе размыва путей на Улан-Баторской железной дороге
- Авторы: Аршинский Л.В.1, Знайдюк А.Н.1, Кириллова Т.К.1, Старцев С.П.2, Сэлэнгэ М.1,2
-
Учреждения:
- Иркутский государственный университет путей сообщения
- Улан-Баторская железная дорога
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 130-142
- Раздел: Программные системы и комплексы
- URL: https://ogarev-online.ru/2413-0133/article/view/290153
- DOI: https://doi.org/10.25729/ESI.2025.37.1.013
- ID: 290153
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе описана система поддержки принятия решений (СППР) по действиям в условиях угрозы размыва путей для Улан-Баторской железной дороги. Кратко представлена информация о дороге, описаны геоклиматические условия её функционирования. Дана математическая модель покилометрового расчёта угрозы размыва железнодорожных путей в зависимости от метеорологического прогноза, состояния пути и наличия искусственных сооружений. Рассматриваются состав СППР, её функциональность и общие принципы работы.
Полный текст
Введение. Улан-Баторская железная дорога (УБЖД) – один из важнейших компонентов транспортного комплекса Монголии. История железнодорожного сообщения в Монголии началась с соглашения о взаимопомощи между правительствами Монгольской народной республики (МНР) и СССР в 1936 году, когда постановлением Президиума Центрального Комитета Монгольской Народно-Революционной партии от 09 октября 1936 года № 26, премьер-министру МНР А. Амару и члену президиума Центрального Комитета партии Р. Мэнду было поручено приступить к организации работ по строительству железной дороги. В результате в августе 1938 года была открыта узкоколейная линия Налайх – Улан-Батор длиной 43 км, построенная с участием советских специалистов и на предоставленные Советским Союзом кредитные средства. Спустя одиннадцать лет в 1949 г. была проложена, а в 1950 г. сдана в постоянную эксплуатацию линия «Наушки – Улан-Батор». Также в 1949 году было учреждено совместное монголо-советское акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога».
К настоящему времени УБЖД – это крупнейший экономический субъект Монголии. Общая протяженность железнодорожных линий составляет 1815 км. Основной линией является Трансмонгольская магистраль Сухэ-Батор – Улан-Батор – Дзамын-Уд протяженностью 1111 км, связывающая между собой Россию. Монголию и Китай [1] (рис. 1).
Рис. 1. Схема Улан-Баторской железной дороги с действующими и перспективными направлениями. Черным цветом обозначены действующие направления, красным и синим – перспективные
Одной из серьёзных проблем эксплуатации дороги являются сложные погодные условия, обусловленные географическим положением Монголии. Территория страны – это, фактически, горное плато, расположенное примерно на высоте 1,5 км над уровнем моря. При этом, если на севере и западе преобладают горы, юг – пустынный, здесь расположена пустыня Гоби; в центральной и восточной частях преобладают равнины [2].
Несмотря на общий сухой резко-континентальный климат, персонал дороги ежегодно сталкивается с проблемой размыва путей, обусловленных влиянием паводков. Среднегодовое количество осадков в Монголии составляет 250 мм. При этом на севере в горах, прилегающих к озеру Хубсугул, их выпадает до 400 мм, на юге, в пустыне Гоби, – около 40 мм; 85 % годового количества осадков выпадает с апреля по сентябрь [2]. Поскольку осадки распределены неравномерно географически и по сезонам, в период с апреля по сентябрь возникает угроза размыва путей. Особенно опасны в этом смысле внезапные ливни, которые в условиях гористой местности приводят к движению по горным склонам больших масс воды, способных за короткий срок разрушить дорожное полотно и привести к остановке движения.
Прогнозирование размывов. В настоящее время ликвидация последствий размывов ведётся в основном «по факту»: по получении сигнала о событии бригады выезжают на место, оценивают обстановку и принимают необходимые меры. Безусловно, для противодействия размывам полотно дороги снабжено искусственными сооружениями (ИССО): мостами, водопропускными трубами и т.д., но осадки могут превышать их возможности [3]. Поскольку между событием размыва и началом ликвидации его последствий существует временной лаг, масштаб негативных последствий со временем нарастает.
Для эффективной борьбы с размывами более эффективной стратегией является предсказание возможности подобных событий по месту и времени для своевременной подготовки парирующих мероприятий [4-6]. Для этого Гидрометцентр Монголии снабжает УБЖД прогнозами погоды по всей протяженности дороги.
Для предсказания места возможного размыва с учётом прогноза погоды и наличия ИССО разработана модель, рассчитывающая уровень угрозы. Модель учитывает такие характеристики обстановки, как:
- Состояние земляного полотна.
- Характеристика пути.
- Высота насыпи.
- Наличие прилегающих искусственных сооружений (ИССО).
- Изменение естественного характера водотока относительно железной дороги за счет строительства.
- Состояние водоотводных канав.
- Наличие и состояние водораздельных и водооградительных дамб.
- Наличие и состояние конуса скрепления.
- Состояние ИССО по водопропускной способности.
- Площадь водосбора.
- Рельеф местности с уклонами к железнодорожному пути.
- Предполагаемая скорость потока воды.
- Направление потока воды к насыпи железной дороги.
- Наличие притрассовых автодорог.
- Обеспеченность материалами и инструментом для водоборьбы.
- Стаж работников, участвующих в предупреждении/ликвидации последствий.
Характеристики имеют числовые интервальные или лингвистические значения. Например, первая – значения: щебень, песок, гравий; вторая учитывает тип шпал: железобетонные, комбинированные, деревянные; третья характеризуется числовыми интервалами: от 4.6 до 6 м и более, от 3.1 до 4.5 м, от 1,6 до 3 м., от 1,1 до 1,5 м, от 0 до 1 м, и так далее. Более подробно с этим вопросом можно ознакомиться в работах [6-8].
Общая угроза вычисляется, как сумма вкладов каждой из характеристик d (Xi), умноженных на меру их значимости k (Xi) с последующим умножением на зависящий от времени показатель прогноза осадков w (t), который принимает значения от нуля и выше (нулевое значение w (t) – прогноз отсутствия осадков); вклады d(Xi) и значимости k (Xi) задаются специалистами экспертно [6-8]:
. (1)
Здесь t – время (дискретность три часа, прогнозный интервал трое суток).
Согласно (1) при минимальных или отсутствующих по прогнозу осадках опасность размыва минимизируется или вовсе обнуляется.
Суммарный показатель D попадает в один из следующих интервалов (уровней опасности):
- опасность отсутствует (D ≤ 50) – зелёный уровень;
- средний уровень (50 < D ≤ 84) – жёлтый;
- высокий уровень (84 < D ≤120) – оранжевый;
- очень высокий уровень (120 < D) – красный.
Предполагается, что в зависимости от величины показателя D (t) соответствующие службы будут заранее принимать необходимые меры: готовиться к выезду или выезжать на предполагаемое место, готовить технику, оборудование и так далее. Перечень управленческих решений дан в таблице 1.
Таблица 1. Управленческие решения при угрозе размыва пути
Управленческие рекомендации. | Критерии опасности | |||
красный | оранжевый | жёлтый | зелёный | |
Закрытие или ограничение движения | ▼ | ▼ |
|
|
Выставление постов безопасности | ▼ | ▼ |
|
|
Направление противоразмывных поездов на приграничные станции | ▼ |
|
|
|
Направление землеройной техники для распределения потоков воды | ▼ | ▼ | ▼ |
|
Отмена всех планово- предупредительных и неотложных работ на участке | ▼ |
|
| |
Обеспечение готовности к аварийно- восстановительным работам специальной техники и восстановительного поезда | ▼ | ▼ |
|
|
Организация дополнительного осмотра пути для выявления разрушений, выплесков, переувлажнения земляного полотна, угрожающих безопасности движения | ▼ | ▼ | ▼ |
|
Основанная на такой модели угроз система поддержки принятия решений (СППР) изначально была реализована в простейшей форме в виде электронной таблицы, в которую с покилометровым интервалом заносятся сведения о характеристиках d (Xi) и k (Xi) (рис. 2, цветом отмечены характеристики). После покилометрового расчёта показателя D (t) строки, соответствующие значимой величине угрозы для заданного момента времени, выделяются цветом согласно вышеуказанной схеме: жёлтым (средний уровень угрозы), оранжевым (высокий уровень) и красным (очень высокий уровень). Зелёный уровень не выделяется, чтобы не отвлекать внимание.
Рис. 2. Фрагмент таблицы характеристик
В зависимости от ситуации на каждом километре, в расчёте участвуют соответствующие столбцы таблицы.
Развитием табличного подхода к СППР стала её разработка в виде геоинформационной системы (ГИС) СКОРД 1.0, отображающей прогноз на карте и выдающей рекомендации по мерам противодействия.
Система контроля опасности размыва дороги СКОРД. Рассмотрим возможности СППР СКОРД. Система осуществляет мониторинг опасности возможного размыва участков земляного полотна и искусственных сооружений Улан-Баторской железной дороги, с использованием современных геоинформационных технологий, а также возможностью мониторинга состояния ИССО. ПО реализовано как веб-приложение с использованием ГИС-технологий.
Архитектура веб-приложения клиент-серверная, где клиенты – рабочие компьютеры, через которые пользователи отправляют запросы, а сервером является отдельная машина, обрабатывающая запросы пользователей, например, отображения информации на карте о рисках размыва, загрузка новых данных, введенных пользователями. Такая архитектура позволяет работать с веб-приложением нескольким пользователям (рисунки 3, 4). Серверная часть реализуется на Django. Система содержит компоненты:
Рис. 3. Архитектура веб-приложения
Рис. 4. Сервер Django
- Клиент – устройство, либо ПО, которое пользователь использует для своих целей. Аппаратные средства (терминалы, планшеты) выступают в роли «тонких клиентов», Клиенты отправляют серверу в виде особого кода запрос на получение сведений. Клиент включает:
- Модули системы: авторизация, личный кабинет, где хранятся сведения о пользователе и приходят уведомления с риском размыва и необходимыми управленческими рекомендациями по оперативным мерам.
- Интерактивная карта (googlemap карта) представляет собой прослойку между клиентом и сервером. С её помощью пользователь может видеть необходимые ему данные с окрашиванием дороги в три цвета.
- Мессенджер, реализованный по типу «Телеграмма», дает возможность обмениваться сообщениями и файлами.
- Сервер – место хранения веб-приложения. В процессе отправки запросов и предоставления ответов он выполняет обработку запросов, производит вычисления, хранит информацию.
Для хранения информации была спроектирована реляционная база данных, которая содержит 19 таблиц и работает под управлением СУБД PostgreSQL.
На основе требований УБЖД и исследований, проведенных в работах [9-11], определена функциональность приложения, которая включает:
- прогнозирование места (участки дороги), где есть риск размыва пути с указанием степени опасности (жёлтая зона – средний уровень риска, оранжевая зона – опасная, с вероятностью размыва, красная зона – очень высокий уровень риска) на основе данных об ожидаемом количестве осадков (ручной и автоматизированный ввод);
- выдачу рекомендаций о необходимом комплексе управленческих решений при оперативном планировании мероприятий;
- формирование отчётов, содержащих таблицу данных (рис. 2), гистограммы по семнадцати показателям с фильтром по календарю и выборкой по километрам (в форматах PDF и Excel);
- осуществление автоматической рассылки уведомлений о рисках размыва пути (уровень риска и километр), в виде всплывающего сообщения; более подробное уведомление отправляется в личный кабинет пользователя;
- мессенджер, позволяющий осуществлять рассылку публичных и личных сообщений пользователям, создавать группы, прикреплять файлы;
- функцию добавления характеристик строения пути и построения аналитических графиков за разные промежутки времени, возможность сделать выборку по рисковым километрам дороги;
- интерактивную карту железной дороги на основе технологии API Google Map, показывающую уровень риска размыва с окрашиванием дороги в цвет опасности;
- возможность прикрепления фото- и видеоматериалов на карту для визуализации объектов ИССО;
- возможность добавления/удаления административно-правовых документов (вкладка «Справочная информация»).
- другие функции.
Для корректной работы системы можно использовать браузеры, обеспечивающие полную совместимость со стандартами: HTML5, CSS 2.0 и выше, JavaScript, EcmaScript.
Рекомендуемое ПО:
- Google Chrome версия не ниже 84.Х.
- Mozilla Firefox версия не ниже 79.Х.
СППР СКОРД поддерживает два языка:
- русский;
- монгольский.
Язык выбирается при регистрации/входе пользователя в веб-приложение. Для этой цели предусмотрен соответствующий интерфейсный элемент.
Работа с СППР СКОРД. Процесс начинается, с того, что гидрометцентр Монголии присылает прогноз погоды по участкам и времени. Эти данные соответствующим образом обрабатываются и заносятся в базу данных (БД). Данные прогноза динамические –изменяются каждые три часа. После обработки данных выполняется покилометровый расчет согласно (1). Результаты также заносятся в БД.
По итогам расчёта в личные кабинеты сотрудников дороги автоматически рассылаются управленческие рекомендации и короткие всплывающие уведомления об угрозе (средний, высокий и очень высокий риск размыва) – рисунок 5.
Рис. 5. Всплывающие уведомления
Функциональность системы сгруппирована по следующим основным блокам: Справочная информация; Чаты; ГИС «Карта»; Отчеты; Личный кабинет; Личный кабинет администратора.
Расчет базовых показателей риска размыва осуществляется согласно (1) с учетом весовых коэффициентов k (Xi) и показателя уровня прогнозируемых осадков w (t). Система позволяет добавлять показатели и редактировать их.
Для работы с нормативно-справочной информацией служит раздел «Справочники». После входа в него будут доступны справочники: Нормативные документы; Акты; Приказы; Распоряжения.
Для работы со справочниками в системе предусмотрены такие функции, как:
- добавление новой записи в справочник;
- редактирование выбранной записи;
- удаление выбранной записи;
- поиск записей справочника, удовлетворяющих заданным критериям.
Функции добавления, редактирования и удаления доступны пользователю только при наличии соответствующих прав.
Мессенджер используется для мгновенного обмена текстовыми сообщениями и мультимедиа между зарегистрированными пользователями через интернет с возможностью прикрепления файлов. Основные элементы интерфейса:
- список чатов и групп;
- основной блок для просмотра содержимого чатов и групп;
- переход в главное меню;
- поле для полнотекстового поиска над списком чатов и групп.
Функциональность чата включает следующие возможности:
- сопровождение до 200 участников в приватном или публичном чате;
- сопровождение до 3 администраторов чата;
- упоминания, ответы, пересылка сообщений, а также отметки о прочтении;
- общение с другими пользователями один на один или в групповых беседах;
- отправление текстовых, а также фото-, видео- и иных файлов;
- связь с коллегами в рабочем пространстве, используя адресную книгу организации;
- для себя лично чат можно использовать как блокнот или облачное хранилище.
Лимиты для сообщений:
- максимальная длина текста в одном сообщении (посте) 4096 символов; при публикации текста большего размера он автоматически будет разделен на несколько сообщений;
- к одному сообщению можно прикрепить до 6 файлов (фото или видео) объемом до 2 Гб;
- сообщение с медиафайлами может содержать до 1024 символов.
Если создать группу, появляется возможность общаться с несколькими собеседниками одновременно. Для группы и канала можно установить фото, добавить и изменить название. Сообщения, которые пишутся в группе, видны всем. Группой можно управлять, назначив администратора (по умолчанию администратор – создатель группы). Администратор может добавлять и удалять участников.
ГИС Карта. СКОРД является ГИС-приложением, основанным на технологии API Google Map. На карте в цвете отображаются покилометровые данные об угрозе размыва в зависимости от прогноза погоды и характеристик ИССО, располагаемых на участках пути. В мелком масштабе отображается карта местности со схемой железной дороги и перечнем станций, но без искусственных сооружений (рис. 6).
Рис. 6. Мелкомасштабная карта дороги с отображением станций
При максимальном приближении (укрупнении масштаба карты) отображаются также объекты инфраструктуры: мосты, трубы и т.д., как показано на рисунке 7.
Рис. 7. Крупномасштабная карта с отображением ИССО
Для визуализации объектов ИССО предусмотрена возможность прикреплять несколько фото и один видеоматериал на участок карты, рисунок 8.
Рис. 8. Пример визуализации ИССО
Личные кабинеты пользователя и системного администратора. Для работы в системе необходимо авторизоваться. После прохождения авторизации пользователь попадает на страницу личного кабинета. Личный кабинет – это раздел приложения, который видят только авторизованные пользователи. Вход, в него осуществляется с помощью логина и пароля. Здесь пользователь может посмотреть личную информацию о себе: «Фамилия», «Имя», «Должность», «Участок», «Станция», «Телефон», «Электронная почта» и отредактировать её.
Аналоги СППР СКОРД. Проведено исследование существующих аналогов системы. На данный момент для осуществления процесса прогнозирования рисков размыва на УБЖД не существует прямых аналогов, а только системы со схожими функциональными возможностями. В частности, рассмотрены такие системы, как: ГИС «Панорама» и «Система моделирования и прогнозирования ЧС».
ГИС «Панорама» – комплекс прогнозирования чрезвычайных ситуаций, предназначен для выполнения автоматизированного прогнозного моделирования и оценки потенциальных последствий чрезвычайных ситуаций. Комплекс выполняет построение и анализ математических моделей чрезвычайных ситуаций. С помощью данного комплекса возможно выполнение расчета параметров поражающих факторов и построение зоны возможного поражения в результате возникновения чрезвычайной ситуации. Зона поражения наносится на карту обстановки района чрезвычайной ситуации условными обозначениями, которые соответствуют требованиям МЧС. При расчете учитываются погодные условия, которые вводятся оператором в момент расчета [12].
Система моделирования и прогнозирования ЧС предназначена для заблаговременного и оперативного прогнозирования масштабов заражения на случай выбросов сильнодействующих ядовитых веществ в окружающую среду при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. Система моделирования и прогнозирования ЧС позволяет осуществлять прогнозирование масштабов зон заражения при авариях на технологических емкостях и хранилищах, при транспортировке железнодорожным, трубопроводным и другими видами транспорта, а также в случае разрушения химически опасных объектов. Стоимость определяется индивидуально в зависимости от проектного решения.
Обе системы предназначены для других целей и не решают задач УБЖД.
Заключение. Представленная СППР СКОРД не имеет аналогов для решения подобных задач, основные функции реализованы. По её полному завершению она позволит руководству и службам УБЖД повысить оперативность принимаемых решений, уменьшая последствия размывов железнодорожных путей.
Об авторах
Леонид Вадимович Аршинский
Иркутский государственный университет путей сообщения
Email: larsh@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5135-7921
SPIN-код: 9286-4084
доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Информационные системы и защита информации»
Россия, ул. Чернышевского, 15, Иркутск, 664074Алексей Николаевич Знайдюк
Иркутский государственный университет путей сообщения
Email: znaidyuk00@gmail.com
SPIN-код: 9296-4330
магистрант кафедры «Информационные системы и защита информации»
Россия, ул. Чернышевского, 15, Иркутск, 664074Татьяна Климентьевна Кириллова
Иркутский государственный университет путей сообщения
Email: kirillova_tk@irgups.ru
SPIN-код: 5252-5970
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Информационные системы и защита информации»
Россия, ул. Чернышевского, 15, Иркутск, 664074Сергей Петрович Старцев
Улан-Баторская железная дорога
Email: baikal1969@yandex.ru
главный инженер
Монголия, ул. Сеула, 42, район Баянгол, Улан-Батор, 210535Мунхсайхан Сэлэнгэ
Иркутский государственный университет путей сообщения; Улан-Баторская железная дорога
Автор, ответственный за переписку.
Email: munkhsaikhan93@gmail.com
магистрант кафедры «Информационные системы и защита информации»
Россия, ул. Чернышевского, 15, Иркутск, 664074; ул. Сеула, 42, район Баянгол, Улан-Батор, 210535, МонголияСписок литературы
- Какие железнодорожные линии существуют в Монголии. – URL: https://dzen.ru/a/X6A73G8ezBNvlq4-(дата обращения 20.10.2024).
- Монголия (Монгол улс). – URL: https://bigenc.ru/c/mongoliia-aed287 (дата обращения 20.10.2024).
- Программа технической модернизации и развития АО «УБЖД» на период 2014 − 2020 годы / ОАО «ИЭРТ», ИПИИ «Иркутскжелдорпроект» − филиал ОАО «Росжелдорпроект», 2013. – 5 этап. – Том 2. – ПЗ. – Часть 1. – 263 с.
- Бурэн-Итгэл Г. Повышение эффективности использования автономных локомотивов для грузоперевозок на железных дорогах Монголии [Текст] дис. … канд. техн. наук: 2.4.2 / Гантумур Бурэн-Итгэл Московский энергет. институт М. – 2022. – 131 с.
- Перфильева Е.В. Программа «Элегия» для принятия решения в условиях риска / Е.В. Перфильева, А.Д. Мелехова, О.В. Благоразумова, В.А. Подвербный // Фундаментальные и прикладные исследования в условиях геополитической нестабильности. Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2023. – С. 11-14.
- Филатов Е.В. Программа РЕД_PROGNOZ для оперативного автоматизированного информирования об опасности размыва участков земляного полотна и искусственных сооружений Улан-Баторской железной дороги / Е.В. Филатов, П.Н. Холодов, В.А. Подвербный // Научно-исследовательские публикации, 2023. – № 3. – С. 90-94
- Филатов Е.В. К вопросу анализа рисков размывов пути на Улан-Баторской железной дороге / Е.В. Филатов, Д.А. Ковенькин, В.А. Подвербный // Наукосфера, 2023. – № 8-1. – С. 113-122.
- Филатов Е.В. Предложения по совершенствованию методики факторного анализа рисков размывов пути, разработанной специалистами Улан-Баторской железной дороги / Е.В. Филатов, Д.А. Ковенькин, В.А. Подвербный // Наукосфера, 2023. – № 8-1. – С. 123-130.
- Мунгунхуяг Г., Кириллова Т.К. Проектирование мобильного приложения мониторинга технического состояния локомотива и ремонтных работ ТО-2 на Улан-Баторской железной дороге// Молодая наука Сибири. 2023. № 3 (21). С. 123-129
- Балжир Мунхдэлгэр Организация и развитие грузовых перевозок на сети Монгольской железной дороги: диссертация кандидата технических наук. – М.: МГУПС (МИИТ), 2015. – 129 с.
- Обзор отрасли грузоперевозок в России 2020 год. / О. Архангельская, П. Галова, С. Трофимов, В. Махачев. Эрнст энд Янг – оценка и консультационные услуги. – 54 c.
- Акционерное общество Конструкторское бюро “Панорама”. – URL: https://gisinfo.ru/price/price_linux.htm. (дата обращения: 31.03.2024)
Дополнительные файлы
