Защитники Отечества – новая элита России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью статьи является анализ изменений, произошедших в России с начала специальной военной операции, в правовой, социальной и других сферах. Появилось новое направление научных разработок, исследующих вопросы трансформаций общественного отношения к военным действиям за освобождение территорий Новороссии; поддержки и помощи гражданами и волонтерскими объединениями наших военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий. Выявлено, что государство с началом СВО столкнулось с необходимостью качественного и количественного дополнения существующих ранее мер социальной защиты военнослужащих. Для участников СВО, членов их семей, семей погибших воинов потребовались новые формы социальной поддержки и принципиальное изменение механизма их доведения до получателей. Под этот социальный заказ был создан государственный фонд «Защитники Отечества», сосредоточивший в единой структуре помощь и заботу о названных категориях граждан. Проанализирован другой социальный институт, образованный специально для участников СВО – образовательная кадровая программа «Время героев», реализуемая с этого года Президентской академией. Ее цель ‒ возвысить героев СВО, продвигая лучших из них в руководство органов публичной власти, престижных государственных компаний. Именно эти люди должны стать новой элитой России. Анализ и осмысление изученного материала позволили сформировать некоторые выводы по затронутой тематике.

Полный текст

Введение

Специальная военная операция, начавшаяся как объективная необходимость защиты воссоединившихся с Россией территорий Новороссии, постепенно перешла в стадию полномасштабных военных действий. Участниками этих отношений являются не только бойцы, находящиеся на линии боевого соприкосновения, выполняющие боевые задачи, но и военнослужащие, хотя и не участвующие непосредственно в военных действиях, но выполняющие не менее важные, «обеспечивающие» функции инструкторов, организации логистики, удовлетворения бытовых потребностей воинов и др.

В процессы прямой или опосредованной поддержки российской армии вовлекается все большее число социальных групп. Имеются в виду многие волонтерские и добровольческие организации, занимающиеся оснащением воюющей армии, ее информационной и консультативной поддержкой. В правовой доктрине уже формируется новая сфера так называемых военно-гражданских отношений [1, c. 113]. Наметились новые направления исследований, связанных с оценкой в обществе специальной военной операции [2; 3]; с тематикой предоставления социальной поддержки участников СВО [4; 5; 6].

Специальная военная операция подвигла к созданию новых институтов, напрямую связанных с помощью нашим военнослужащим, выполняющим свой долг в зоне СВО, и их семьям – государственного фонда «Защитники Отечества»; специальной кадровой образовательной программы «Время героев» для ветеранов и действующих участников спецоперации.

Результаты исследования, обсуждения

Прямое участие России в военном конфликте с Украиной и коллективным Западом вывело в число ключевых вопросов национальной повестки заботу об участниках СВО и членах их семей [7, c. 138].

Как отмечается в научных исследованиях, «ранее специальные операции подобного масштаба и значимости нашей страной не проводились. Все это поставило перед системой государственного управления нелегкую задачу по организации и обеспечению целого комплекса военных, экономических, социальных мероприятий, направленных, с одной стороны, на успешное продвижение российских войск, освобождение новых территорий и налаживание мирной жизни на них, а с другой стороны – … создание и развитие системы социального обеспечения участников СВО и членов их семей, в том числе на этапах восстановления и реабилитации» [8, c. 89].

Для этой категории граждан потребовалась «настройка» действующих льгот и гарантий, а также создание абсолютно новых направлений социального обеспечения. Причем важным показателем как для федеральных органов, так и для руководителей субъектов РФ стала приоритетность социальной защиты названных лиц.

Возникли объективные сложности в доведении мер поддержки до получателей, ставшие следствием нахождения в ведении разного уровня органов публичной власти. Беспрецедентный количественный состав мер поддержки также требовал организационной доводки.

Большую роль в создании новых механизмов защиты указанной категории граждан сыграли личные инициативы Президента РФ В. В. Путина. Так, в своем Послании Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года1 глава государства озвучил идею создания специального государственного фонда, предназначенного для оказания помощи действующим участникам и ветеранам СВО, их семьям, а также семьям погибших военнослужащих.

Вскоре Указом Президента РФ был образован государственный фонд «Защитники Отечества»2 (далее – Фонд), основной целью которого стало «обеспечение комплексного сопровождения ветеранов СВО и членов семей погибших (умерших) ветеранов, оказание содействия в получении всех установленных законодательством мер поддержки, включающих медицинскую и социальную реабилитацию, лекарственное обеспечение, психологическую помощь, предоставление технических средств реабилитации, а также содействие в переобучении и трудоустройстве ветеранов» (подпункт «а» пункта 5 Указа).

В Наблюдательный совет Фонда включены представители Администрации Президента РФ, руководители ключевых министерств, депутаты Государственной Думы и сенаторы Совета Федерации и другие известные авторитетные лица. Примечательно, что в этом составе заняли заслуженное место несколько участников боевых действий в зоне СВО. Это командир легендарного спецназа «Ахмат», Герой России А. А. Алаудинов, о котором глава Чеченской Республики Р. А. Кадыров с гордостью говорит «настоящий боевой генерал». А. А. Алаудинов проявил свои уникальные командирские качества в боях за Донбасс. У украинских солдат спецназ «Ахмат» вызывает панический ужас, противостоять этому боевому подразделению практически невозможно, поэтому неслучайно, что его командир был направлен для обучения в военную академию и совсем недавно назначен заместителем начальника главного управления по военно-политической работе Министерства обороны РФ.

Другая не менее известная личность в составе Наблюдательного совета Фонда «Защитники Отечества» – А. В. Жога, вошедший туда как председатель Народного совета Донецкой Народной Республики, Герой России, известная и уважаемая на Донбассе личность. Начиная с 2014 г. он был в народном ополчении Донбасса, далее служил командиром батальона «Спарта». С 2016 года батальон возглавил его сын Владимир, а Артем стал занимать должность начальника штаба. К сожалению, жизнь сына оборвалась в марте 2022 г. в ходе боев за Волноваху. Артему Владимировичу пришлось занять вновь командирскую должность.

Членом Наблюдательного совета Фонда назначен также еще один Герой России Б. Б. Цыдыпов. Офицер, военный по образованию, он участвовал в боевых действиях с начала СВО – 24 февраля 2022 года. В марте совершил подвиг, ‒ вывел 150 подчиненных ему солдат в ходе внезапного артобстрела противника, прикрывал их отход. Сам, будучи раненым, истекая кровью, держал оборону, не давая приблизиться врагу. Выжил чудом, перенес более десятка операций, в ходе одной из них была ампутирована ступня. Ему было в то время всего 23 года. Вручавший звезду Героя России Б. Б. Цыдыпову в больничной палате министр обороны РФ С. К. Шойгу предложил ему после лечения занять должность эксперта в военном комиссариате г. Москвы.

Неслучайно мы остановились на этих героях – участниках СВО. Вызывает удивление, что при численности Наблюдательного совета Фонда в 40 человек лишь трое были в зоне боевых действий и представляют этих самых «защитников Отечества». Думается, что таких непосредственных бойцов СВО должно быть в разы больше как в центральном аппарате Фонда, так и в его региональных филиалах.

Правовое регулирование деятельности Фонда осуществляется на основании Устава (утв. распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2023 года № 1168-р). В соответствии с ним в короткое время были образованы филиалы Фонда во всех субъектах РФ, включая новые регионы – Донецкую и Луганскую народные республики, Херсонскую и Запорожскую области.

По мнению А. Е. Цывилевой, председателя Фонда «Защитники Отечества», «до сих пор в стране никто так масштабно и серьезно не занимался бойцами, которые вернулись из зоны боевых действий. Увы, наша история знает немало примеров, когда парни, которые возвращались из Афганистана, Чечни и других горячих точек, дома оказывались один на один со своими проблемами и бедами и не могли адаптироваться к мирной жизни3.

В этом смысле приближенность региональных структур к непосредственным получателям мер социальной поддержки является одним из условий доступности. Региональные структуры имеют и небольшой штат (8 человек), но на помощь им приходят социальные координаторы, которыми выступают сами ветераны, социальные работники, матери и вдовы погибших воинов, просто неравнодушные люди. Социальный координатор «напрямую закреплен за участником СВО и членами семьи и помогает реализовать весь спектр социальных услуг и гарантий» [3, c. 92]; проходит для этого специальное обучение. Работа с вернувшимися домой ветеранами, инвалидами, страдающими посттравматическими стрессовыми расстройствами требует специальной подготовки, терпения и такта.

Одной из значимых мер по отношению к участникам СВО стала новая инициатива Президента РФ, озвученная в ходе Послания Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года4, объявившего о начале реализации специальной кадровой программы «Время героев». В выступлении глава государства так сказал об участниках СВО: «Они не отступят, не подведут и не предадут. Они должны выходить на ведущие позиции в обществе, образовании, госкомпаниях, бизнесе и госуправлении, возглавлять регионы».

Но самое примечательное, что Президент изменил вектор понимания термина «элита»: «Слово «элита» во многом себя дискредитировало. Кто не имел никаких заслуг перед обществом, считает себя какой-то кастой с особыми правами и привилегиями, … кто в предыдущие годы набил карманы за счет всяких процессов в экономике 90-х годов, они точно не элита. … Подлинная, настоящая элита – это все, кто служит России, труженики и воины, доказавшие свою преданность России».

Именно для таких ветеранов СВО, солдат и офицеров уже с 1 марта был объявлен набор первого потока программы «Время героев». Обучение организовано на базе Президентской академии в г. Москве. Ректор Президентской академии А. Г. Комиссаров подчеркнул, что «высшим приоритетом для бойцов является выполнение поставленных боевых задач, но, с другой стороны, все герои должны иметь равные возможности для доступа к специально созданной для них образовательной программе. … Всего было подано более 44 тыс. заявок»5. Это несмотря на высокие требования к кандидатам: гражданство России, высшее образование, опыт управления людьми, участие в СВО. Кроме заявки, обязательным является прохождение тестирования.

На первый уровень обучения были отобраны 83 участника, многие награждены высокими государственными наградами, 20 человек – Герои России6. Им предстоит пройти обучение современным методам и технологиям управления, командной работе, личностного развития, а также практико-ориентированные стажировки в Администрации Президента РФ, федеральных и региональных органах государственной власти, крупнейших госкомпаниях. Слушатели кадровой программы приступили к ее освоению с 27 мая 2024 года, их ожидает интенсивное обучение по нескольким модулям, а затем – итоговая аттестация.

Однако уже в октябре лучшие 10 слушателей получили новые назначения на высокие должности. Среди них А. Жога, который стал полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе; А. Суразов назначен руководителем Комитета по физической культуре и спорту Республики Алтай; Герой России В. Сайбель назначен заместителем начальника департамента социального развития ОАО «Российские железные дороги»; К. Яшин стал руководителем научно-производственного центра беспилотных авиационных систем «Самара»7 и др.

Заключение

С началом проведения специальной военной операции в государстве и обществе произошло изменение приоритетов. Первейшие в актуальной повестке – вопросы вооружения, материально-технического обеспечения контингента, выполняющего боевые задачи в зоне СВО. Однако не менее важным стало ускоренное решение проблем, связанных с новыми направлениями социальной защиты участников, ветеранов СВО, членов их семей, а также семей погибших воинов. Для этого были предприняты беспрецедентные шаги по правовому регулированию дополнительных мер социальной поддержки названных лиц. Их реализация потребовала налаживания единой комплексной системы заботы об участниках СВО и их семьях, исключения бюрократизма, сокращения сроков и процедур получения помощи, сосредоточения ее в едином органе (и его филиалах на местах). Все это привело к появлению специальных институтов, одним из которых стал государственный фонд поддержки участников СВО «Защитники Отечества» с его структурными подразделениями во всех 89 субъектах РФ.

Между тем на горизонте высвечивается другой не менее значимый вопрос – адаптация вернувшихся к мирной жизни воинов, чтобы они чувствовали и здесь себя героями, для которых открыты двери вузов, созданы кадровые лифты на достойные должности в органах публичной власти, государственных корпорациях. В качестве одного из таких лифтов запущена кадровая программа «Время героев», задуманная как специальный образовательный институт для формирования из состава его слушателей – участников СВО ‒ новой элиты России, заслуживших высоких должностей в эшелонах федеральной и региональной власти, престижных государственных бизнес-структурах.

Однако, как представляется, пройти через этот образовательный институт сможет лишь небольшая часть ветеранов СВО. Полагаем, что субъектам РФ настало время подумать о кадровых приоритетах для возвращающихся бойцов и организации для них на региональном уровне своих специальных образовательных центров подготовки, переподготовки, стажировки. Как нам видится, например, для нашей республики это могла бы стать кадровая программа «Время героев Марий Эл».

 

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года. URL: www.kremlin.ru/acts/bank/49010 (дата обращения 18.10.2024).

2 Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. № 232 «О создании государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» // СЗ РФ. 2023. № 15. Ст. 2660; № 16. Ст. 2815.

3 Анна Цивилева: Главное для нас, чтобы помощь была справедливой для всех ветеранов и родных погибших бойцов // Защитники Отечества. 2023. Декабрь.

4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 февраля 2024 г.URL: http://kremlin.ru/acts/bank/50431 (дата обращения 20.10. 2024).

5 Алексей Комиссаров рассказал о продолжении программы «Время героев». URL: https://lenta.ru/news/2024/04/15/ program/ (дата обращения 20.10.2024).

6 Стартует программа «Время героев», которая поможет ветеранам СВО в мирное время. Подробности о проекте // Российская газета. 2024. 16 мая.

7 20 участников программы «Время героев» вступили в новые должности и готовятся к переходу на более ответственные участки работы. URL: www.kremlin.ru/supplement/6195 (дата обращения: 20.10.2024).

×

Об авторах

Денис Степанович Михеев

Марийский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: mikheev_ds@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5927-5859

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры публичного права России и зарубежных стран

Россия, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1

Екатерина Валерьевна Александрова

Марийский государственный университет

Email: 777alexkaty777@gmail.com

студентка юридического факультета

Россия, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1

Список литературы

  1. Цыбаков Д. Л. Трансформации гражданского общества современной России в период Специальной военной операции // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023. № 13 (5). С. 113–123. DOI: https:/doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-5-113-123
  2. Гончаров В. В., Нагайцев В. В., Петренко Е. Г. Институт общественного контроля в России как инструмент централизации системы публичного управления в период проведения СВО // Национальная безопасность / nota bene. 2024. № 1. С. 60–72. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0668.2024.1.69840
  3. Шушпанова И. С. Особенности социально-политической консолидации российского общества и государства в условиях проведения Специальной военной операции: социологический анализ // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28. № 4. С. 97–108. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.8
  4. Лотова И. П. Психологическая помощь военнослужащим – участникам боевых действий, уволенным в запас или отставку, и членам их семей: основные положения // Отечественный журнал социальной работы. 2023. № 2 (93). С. 97–103. URL: https://elibrary.ru/jyoqhf (дата обращения: 20.10.2024).
  5. Луценко С. И. Правовые гарантии добровольцев в военных конфликтах // Власть. 2023. № 1. С. 52–57. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v31i1.9461
  6. Фомин А. В. Проблемы назначения единовременных выплат детям погибших (умерших) участников специальной военной операции. Военное право. 2023. № 3 (79). С. 144–150. URL: https://elibrary.ru/duovsq (дата обращения: 20.10.2024).
  7. Бобков В. Н., Одинцова Е. В., Чащина Т. В. О социальных гарантиях участников специальной военной операции и членов их семей // Социально-трудовые исследования. 2024. № 1. С. 138‒146. URL: https://elibrary.ru/ruhyux (дата обращения: 20.10.2024).
  8. Журавлева М. А., Берестова Л. И. Приоритеты государственной политики по организации социальной защиты участников СВО // Государственная служба. 2023. Т. 25. № 4. С. 88–93. DOI: https://doi.org/10.22394/2070-8378-2023-25-4-88-93

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки», 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».