ОСВОЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ В СФЕРЕ ИСКУССТВ В ПОРТУГАЛИИ: БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЖИЗНЕННЫХ ТРАЕКТОРИЙ МИГРАНТОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены основные измерения жизненных траекторий мигрантов, занятых в сфере искусств и проживающих в Лиссабоне и его окрестностях, и акцент сделан на особенностях их социализации одновременно в формальных институтах и широком контексте практик неформального обучения. Авторы провели социологический анализ 20 биографических интервью с разными информантами, включая музыкантов, танцоров и скульпторов. Эти интервью были частью исследования социальных траекторий мигрантов из стран, не входящих в Европейский Союз, которые заняты в сфере искусств и живут в Португалии. Результаты проекта показали, что формальное и неформальное обучение тесно переплетены с миграционным опытом и, тем самым, являются основным фактором, определяющим конфигурацию жизненных траекторий мигрантов. Для них характерны перемещения между стилями художественной деятельности, которые порождают очевидные различия между формальными и неформальными обстоятельствами биографий. Миграция серьезнейшим образом влияет на творчество и, тем самым, на биографический опыт: важное значение имеют знакомство с португальской культурой, развитие этнических связей и участие в международных художественных движениях. Как правило, иммигранты с художественным опытом и амбициями проходят через длительный период подготовки, сочетающий разные варианты формального и неформального обучения в множественных социальных контекстах. Для тех, кто привержен новым международным городским культурам (хип-хоп, граффити и пр.), наибольшее значение имеет неформальное обучение. Для тех, кто вовлечен в сферу более традиционных искусств, участие в длительных художественных образовательных программах становится фундаментальной предпосылкой профессионального становления и признания. Помимо постоянных и значительных инвестиций в свое обучение, социологическое исследование также выявило ненадежность (шаткость) жизненных траекторий мигрантов, занятых в сфере искусств, а также отсутствие социальных структур, способствующих их выходу на португальский рынок труда.

Об авторах

Лижия Ферро

Университет Порту

Email: lferro@letras.up.pt
доктор социологии, доцент кафедры социологии факультета искусств и гуманитарных наук Университета Порту, научный сотрудник Института социологии Университета Порту и Центра социологических исследований в Лиссабоне Виа Панорамика, 4150-564, Порту, Португалия

Педро Абрантеш

Лиссабонский университет

Email: pedro.abrantes@iscte-iul.pt
доктор социологии, профессор Университета Аберта; научный сотрудник Лиссабонского университета и Центра социологических исследований в Лиссабоне Авенида дас Форсас Армадас, 1649-026, Лиссабон, Португалия

Луиза Велосо

Лиссабонский университет

Email: luisa.veloso@iscte-iul.pt
доцент Лиссабонского университета; старший научный сотрудник Центра социологических исследований в Лиссабоне; научный сотрудник Института социологии Университета Порту Авенида дас Форсас Армадас, 1649-026, Лиссабон, Португалия

Жоао Тейшера Лопеш

Университет Порту

Email: jmteixeiralopes@gmail.com
доктор социологии, профессор, заведующий кафедрой социологии факультета искусств и гуманитарных наук Университета Порту Виа Панорамика, 4150-564, Порту, Португалия

Список литературы

  1. Aliagas C, Férnandez J.-A., Llonch P. Rapping in Catalan in class and the empowerment of the learner. Language, Culture and Curriculum. 2016; 9 (1): 73-92.
  2. Beck U., Beck-Gernsheim E. Individualization. London: Sage; 2002.
  3. Becker H. Art Worlds. Berkeley: University of California Press; 1982.
  4. Berger P., Luckmann T. The Social Construction of Reality. Garden City: Anchor Books; 1966.
  5. Bergsgard N., Vassenden A. Outsiders? A sociological study of Norwegian artists with minority background. International Journal of Cultural Policy. 2015; 21 (3): 309-325.
  6. Biesta G., Field J., Hodkinson P., Macleod F., Goodson I. Improving Learning Through the Lifecourse. London: Routledge; 2011.
  7. Borén T., Young C. The migration dynamics of the ‘creative class’: Evidence from a study of artists in Stockholm. Annals of the Association of American Geographers. 2013; 103 (1): 195-210.
  8. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgment of Taste. Harvard: HAP; 1984.
  9. Bourdieu P. The Rules of Art: Genesis and Structure of the Literary Field. Stanford: Stanford University Press; 1995.
  10. Caetano A. Personal reflexivity and biography: methodological challenges and strategies. International Journal of Social Research Methodology. 2015; 18 (2): 227-242.
  11. Canclini N. Hybrid Cultures: Strategies for Entering and Leaving Modernity. Minneapolis: University of Minnesota Press; 2005.
  12. Certeau M. L'Invention du Quotidien. Paris: Gallimard; 1990.
  13. Cordeiro G., Vidal F. A Rua: Espaço, Tempo, Sociabilidade [The Street: Space, Time, and Sociability]. Lisboa: Horizonte; 2008 (In Portug.).
  14. Darmon M. La Socialisation [Socialization]. Paris: Armand Colin; 2007 (In French).
  15. DiMaggio P., Fernández-Keller P. Art in the Lives of Immigrant Communities in the United States. New Brunswick: Rutgers; 2010.
  16. Dubar C. La Socialisation: Construction des identités sociales et professionnelles [Socialisation: Construction of Social and Professional Identities]. Paris: Armand Collin; 2000 (In French).
  17. Gruzinski S. La Pensée Métisse [The Mestizo Thought]. Paris: Fayard; 1999 (In French).
  18. Hackstaff K., Kupferberg F., Negronie C. Biography and Turning Points in Europe and America. Bristol: Policy Press; 2012.
  19. Hoerning E., Alheit P. Biographical socialization. Current Sociology. 1995; 43 (2): 101-114.
  20. Kiliç Z., Petzen J. The culture of multiculturalism and racialized art. German Politics and Society. 2013; 31 (2): 49-65.
  21. Kupferberg F. The established and the newcomers: what makes immigrant and women entrepreneurs so special? International Review of Sociology. 2003; 13 (1): 89-104.
  22. Lahire B. Portraits sociologiques: Dispositions et variations individuelles [Sociological Portraits: Dispositions and Individual Variations]. Paris: Nathan; 2002 (In French).
  23. Levinson B., Foley D., Holland D. The Cultural Production of the Educated Person: Critical Ethnographies of Schooling and Local Practice. New York: State University of the New York Press; 1996.
  24. Lundin R. et al. Managing and Working in Project Society: Institutional Challenges of Temporary Organizations. Cambridge: Cambridge University Press; 2015.
  25. Martinello M. Immigrants, ethnicized minorities and the arts: A relatively neglected research area. Ethnic and Racial Studies. 2015; 38 (8): 1229-1235.
  26. Nico M. et al. Licença para Criar: Imigrantes nas Artes em Portugal [License to Create: Immigrants in Arts in Portugal]. Lisboa: ACIDI; 2007 (In Portug.).
  27. Oliveira C., Gomes N. Monitorizar a Integração de Imigrantes em Portugal [Monitoring Immigrant Integration in Portugal]. Lisboa: ACM; 2014 (In Portug.).
  28. Peixoto J. How the global recession has impacted immigrant employment: the Portuguese case. Papademetriou D. et al. (Eds.) Migration and the Great Recession: The Transatlantic Experience. Washington: Migration Policy Institute; 2011. Pp. 106-125.
  29. Portes A., Guarnizo L., Haller W. Transnational entrepreneurs: An alternative form of immigrant economic adaptation. American Sociological Review. 2002; 67 (2): 278-298.
  30. Rácz J., Zétényi Z. Rock concerts in Hungary in the 1980s. International Sociology. 1994; 9 (1): 43-53.
  31. Scherger S., Savage M. Cultural transmission, educational attainment and social mobility. Sociological Review. 2010; 58 (2): 406-428.
  32. Soehl T., Waldinger R. Inheriting the homeland? Intergenerational transmission of cross-border ties in migrant families. American Journal of Sociology. 2012; 118 (3): 778-813.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».