Типология исторической памяти о Второй мировой войне: методологические аспекты изучения (на примере студенчества РУДН)
- Авторы: Пузанова Ж.В.1, Нарбут Н.П.1,2, Ларина Т.И.1, Тертышникова А.Г.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
- Выпуск: Том 20, № 2 (2020)
- Страницы: 292-306
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://ogarev-online.ru/2313-2272/article/view/322802
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-2-292-306
- ID: 322802
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучение массового сознания - одна из наиболее актуальных социологических проблем. Историческая память выступает частью массового сознания и очевидно, что историческая память об одном и том же событии будет иметь специфику в зависимости от социума. Память о Второй мировой войне в настоящий момент выступает объектом манипулирования со стороны политических сил в разных странах с целью изменить общественное мнение в пользу заинтересованных сторон. Особенно таким манипуляциям подвержена молодежь. Студенческая молодежь к тому же является реактивной силой общества и может впоследствии воспринятые влияния перевести в действия. Изучение исторической памяти, которой обладает интернациональное студенчество, дает уникальную возможность получить представления о взглядах на Вторую мировую войну в масштабе всего мира и создать их типологию. В статье приводится вариант типологии исторической памяти, основанный на классической структуре социальной установки и состоящий из аффективного (взгляды на справедливость итогов войны), когнитивного (знания основных вех войны) и поведенческого компонентов (знание и посещение памятных мероприятий по случаю окончания войны и наличие семейных историй). Всего выделено девять типов исторической памяти. Самый большой процент респондентов обладает эмоционально-историческим типом памяти, формально-историческим и «беспамятством». Если не учитывать «беспамятство», доля которого ниже среди российских студентов, у иностранных студентов преобладают эмоционально-исторический и формально-исторический типы памяти, а среди российских студентов - формально-исторический и ценностно-исторический типы. В статье показано, как был выделен каждый тип памяти. В этом смысле она может быть полезна методологам и специалистам в области социологии истории.
Об авторах
Жанна Васильевна Пузанова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: puzanova-zhv@rudn.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, заведующая социологической лабораторией
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияНиколай Петрович Нарбут
Российский университет дружбы народов; Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
Email: narbut-np@rudn.ru
доктор социологических наук, заведующий кафедрой социологии Российского университета дружбы народов; главный научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия; ул. Кржижановского 24/5-5, Москва, Россия, 117218Татьяна Игоревна Ларина
Российский университет дружбы народов
Email: larina-ti@rudn.ru
кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияАнастасия Геннадьевна Тертышникова
Российский университет дружбы народов
Email: tertyshnikova-ag@rudn.ru
кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияСписок литературы
- Assmann A. Zabvenie istorii — oderzhimost istoriey [Oblivion of History — Obsession with History]. Moscow: NLO; 2019 (In Russ.).
- Bozhok N.S. Sotsiologicheskoe soderzhanie ponyatiya “Istoricheskaya rekonstruktsiya” [Sociological content of the concept ‘Historical reconstruction’]. Vestnik SGTU. 2013; 3 (In Russ.).
- Vyazemskiy E.E. Problema falsifikatsii istorii Rossii i obshchee istoricheskoe obrazovanie: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [The issue of falsification of the Russian history and general historical education: Theoretical and practical aspects]. Problemy Sovremennogo Obrazovaniya. 2012; 1 (In Russ.).
- Istoricheskaya pamyat: preemstvennost i transformatsii (‘krugly stol’) [Historical memory: continuity and transformations (‘round table’)]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2002; 8 (In Russ.).
- Myslivets N.L., Romanov O.A. Istoricheskaya pamyat kak sotsiokulturny fenomen: opyt sotsiologicheskoy rekonstruktsii [Historical memory as a social-cultural phenomenon: An attempt of sociological reconstruction]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (1) (In Russ.).
- Paneyakh E. Sdvig po istorii [Shift in the history]. https://www.vedomosti.ru/ opinion/columns/2020/02/20/823452-sdvig-istorii (In Russ.).
- Romanova K.S. Diskursy istoricheskoy pamyati [Discourses of historical memory]. Diskurs-Pi. 2016; 3–4 (In Russ.).
- Rossiyane o Vtoroy mirovoy voyne: prichiny, soyuzniki, protivniki [Russians about the World War II: causes, allies, enemies]. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9869 (In Russ.).
- Trotsuk I.V. Pomnit ili zabyt: Znachenie vybora dlya proshlogo i nastoyashchego [To remember or to forget: Implications of the choice for past and present]. Sotsiologichesky Zhurnal. 2015; 1 (In Russ.).
- Trotsuk I. Instead of a review; or, What, and thanks to whom, do we know about a man at war? Russian Sociological Survey. 2015; 14 (4).
Дополнительные файлы

