Сочетание методов фокус-группы и эксперимента: возможности и ограничения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сочетание нескольких социологических методик может стать эффективным способом получения более репрезентативных данных. Сочетание методов фокус-группы и эксперимента позволяет исследователям расширить познавательные возможности каждого метода и лучше понять сложные социальные явления, получив более полное представление о социальных объектах и процессах, а также об их восприятии. Достоинства и недостатки сочетания методов фокус-группы и эксперимента сформулированы авторами преимущественно на основе проведенных исследований, в которых ключевыми показателями выступали такие характеристики, как психотип, эмоциональный интеллект и внушаемость. Очевидно преимущество комбинирования двух методов - глубокий анализ исследуемого явления, поскольку фокус-группа позволяет реконструировать контекст и обеспечить детальное понимание мнений и переживаний участников, а эксперимент - контролировать условия и воздействие на респондентов, проверять гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи. Однако комбинация методов имеет и ряд ограничений: ограниченное время проведения фокус-группы может влиять на продолжительность эксперимента; групповая динамика в ходе фокус-группы может воздействовать на результаты эксперимента и привести к искажениям; наличие модератора и видеофиксация групповой дискуссии могут повлиять на поведение участников и исказить данные. По итогам анализа ряда «кейсов» в статье сформулированы рекомендации по комбинированию методов фокус-группы и эксперимента: уточнение критериев отбора респондентов во время рекрутинга; размещение участников фокус-группы с учетом их психотипов и личностных характеристик, а также рассадка «подсадных уток» по определенной схеме; предоставление стимульного материала в печатном виде каждому участнику фокус-группы. В целом комбинирование фокус-группы и эксперимента - достаточно редкий подход, поэтому основные выводы сформулированы по данным исследований, проведенных авторами в РУДН.

Об авторах

Жанна Васильевна Пузанова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: puzanova-zhv@rudn.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Татьяна Игоревна Ларина

Российский университет дружбы народов

Email: larina-ti@rudn.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Татьяна Андреевна Игнатова

Российский университет дружбы народов

Email: eignatova0304@mail.ru
аспирант кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Список литературы

  1. Barringer S.N., Eliason S.R., Leahey E.A History of causal analysis in the social sciences. S.L. Morgan (Ed.). Handbook of Causal Analysis for Social Research. New York; 2013.
  2. Belanovsky S.A., Nikolskaya A. What’s wrong with focus groups? ECO. 2021; 6. (In Russ.).
  3. Colucci E. Focus groups can be fun: The use of activity-oriented questions in focus group discussions. Qualitative Health Research. 2007; 17 (10).
  4. Devyatko I.F. Methods of Sociological Research. Ekaterinburg; 1998. (In Russ.).
  5. Ekman P. Lie to me. Saint Petersburg; 2011. (In Russ.).
  6. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Applied Sociology: Methodology and Techniques. Moscow; 2012. (In Russ.).
  7. Hernan M.A., Robins J.M. Graphical representation of causal effects. Causal Inference: What If. 2019; 6.
  8. Kramer L.L., van Velsen L., Mulder B.C. Optimizing appreciation and persuasion of embodied conversational agents for health behavior change: A design experiment and focus group study. Health Informatics Journal. 2023; 29.
  9. Larina T.I. Combination of focus group and experimental methods for applied sociological purposes. Diary of Science. 2022; 9. (In Russ.).
  10. Levinson A., Stuchevskaya O. Focus groups: Evolution of the method (review of the discussion at the ESOMAR conference). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2003; 1. (In Russ.).
  11. Merton R., Fiske M., Kendall P. The Focused Interview. Moscow; 1991. (In Russ.).
  12. Puzanova Zh.V., Larina T.I., Gudkova Ya.A. Diagnostics of the level of conformity of the student youth (results of a methodological experiment). RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (3). (In Russ.).
  13. Puzanova Zh.V., Larina T.I., Zakharova S.V. Recommendations for interviewers conducting sociological surveys: The use of the psychotypes theory and analysis of respondents’ nonverbal reactions. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (1).
  14. Rawls A.W. Durkheim’s epistemology: The neglected argument. American Journal of Sociology. 1996; 102.
  15. The Tincture Experiment. URL: https://russianfield.com/experimentnastoika. (In Russ.).
  16. Vakurova N.V., Moskovkin L.I. Conditions for the transmission of meaning and generating the new one in experiments based on focus groups. Arhivarius. 2016; 1 (1). (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».