ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются данные теоретико-эмпирического исследования психологических особенностей взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому. В эмпирическом исследовании приняли участие 80 старшеклассников в возрасте 15-17 лет г. Москвы: 40 учащихся, обучающихся в общеобразовательной школе, 40 испытуемых, обучающихся на дому, с применением психодиагностических методик: методики исследования самоотношений В.В. Столина, С.Р. Пантелеева; методики «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский); методики диагностики коммуникативной установки (В.В. Бойко); методики «Личностный дифференциал». В ходе проведения исследования мы обнаружили выраженные различия психологических особенностей взаимодействия старшеклассников, обучающихся в общеобразовательной школе и на дому. Старшеклассники, обучающиеся на дому, показали низкие коммуникативные навыки взаимодействия, в отличие от сверстников, которые учатся в общеобразовательной школе. Также установлено различие в выраженности отдельных компонентах самоотношения - замкнутости, самоуверенности, самопривязанности, внутренней конфликтности, самообвинения. Результаты исследования подтвердили выдвинутые предположения о том, что частая и длительная изоляция от социума приводит к нарушению коммуникативных навыков и может негативно отразиться на развитии личности. Практический аспект исследуемой проблемы позволяет определить и разработать программу психологического сопровождения старшеклассников, обучающихся на дому, по развитию коммуникативных навыков взаимодействия и личностного роста.

Об авторах

Тамара Алексеевна Шилова

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tashilova46@mail.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

Людмила Ивановна Костерева

Московский городской педагогический университет

Email: kli-2007@mail.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

Список литературы

  1. Abul'khanova, K. A. (2009). Problema individual'nosti v psikhologii. In E.B. Starovoitenko, V.D. Shadrikov (Eds.). Psikhologiya individual'nosti: novye modeli i koncepcii (pp. 14-63). Moscow: MPSI Publ. (In Russ.).
  2. Anisimova, J. N., & Kameneva, G. N. (2010). Psychological features of diligence at young men and girls of teenage and youthful age. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics, (2), 27-31.
  3. Asmolov, A. G. (2007). Psikhologiya lichnosti: Kul'turno-istoricheskoe ponimanie psihologii cheloveka. Moscow: Smysl. (In Russ.).
  4. Kazarenkov, V.I. (2011). Teacher’s creativity as a system. Systems Psychology and Sociology, (3), 109-114. (In Russ.).
  5. Kostereva, L.I. (2016). Aktual'nye problemy vzaimodejstvija starsheklassnikov, obuchajushhihsja na domu. Aktual'nye voprosy psikhologii, pedagogiki i obrazovanija. Samara, 162-164. (In Russ.).
  6. Kudinov, S. I., & Krupnov, A. I. (2008). The system model of self-realization of the personality. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics, (1), 28-36. (In Russ.).
  7. Kudinov, S.I., Kudinov, S.S., & Kudinova, I.B. (2015). System approach in research of self- realization of the personality. Russian Scientific Journal, (2), 161-173. (In Russ.).
  8. Krupnov, A.I. (2006). The system-dispositional approach to studying the personality and its properties. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics, (1), 63-73. (In Russ.).
  9. Mikhailova, O.B. (2014). Innovacionnost' lichnosti: gendernye i individual'no-tipologicheskie kharakteristiki. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.).
  10. Novikova, I.A. (2009). Ratio of individually-typical peculiarities of the person and specificity of educational activity of students. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, (4), 100-107. (In Russ.).
  11. Novikova, I.A. (2014). Tipologicheskie issledovaniya svoistv lichnosti na osnove sistemno-funkcional'nogo podhoda. Sistemnye issledovaniya svoistv lichnosti: k 30-letiyu nauchnoi shkoly A.I. Krupnova v RUDN (pp. 122-149). Moscow: RUDN Publ. (In Russ.).
  12. Shilova, T.A. (2005). Diagnostika psihologo-social'noj dezadaptacii detej i podrostkov. Moscow: Ajris-press. (In Russ.).
  13. Shilova, T.A. (2012), Volevaja aktivnost' kak faktor usilennoj samorealizacii. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (113-119). Moscow: RUDN Publ. (In Russ.).
  14. Shilova, T.A. (2004). Profilaktika alkogol'noj i narkoticheskoj zavisimosti u podrostkov v shkole. Moscow: Ajris-press. (In Russ.).
  15. Shilova, T.A., & Kostereva, L.I. (2015). Psychological characteristics of personality orientation in pupils, studying at home. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics, (2), 98-102. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».