Мультикультурное образование в Словакии: перспективы и риски

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализируется 20-летний опыт мультикультурного образования в Словакии. Отправной точкой является изучение побудительных мотивов и причин включения мультикультурного образования в систему образования. Внедрение мультикультурного образования обосновывается в контексте текущих возможностей и потребностей общества; выявляются актуальные проблемы, которые мультикультурное образование решает сегодня. Представлены основные принципы и базисные элементы мультикультурного образования, исследуются их сильные и слабые стороны. Акцент делается на принципах уважения человеческого достоинства и социальной ответственности как источниках, на которых базируются другие ценности мультикультурного образования. Показано, что в реальной жизни среда, в которой происходит обучение, зачастую противоречит этим принципам. Школьная и семейная среды не обеспечивают достаточной подготовки, не формируют приоритетов и часто не уважают ценности мультикультурализма. Возникающий в результате конфликт между принципами и средой представляет собой самую большую проблему и риск в мультикультурном образовании в Словакии. Особое внимание уделяется вопросу образования на родном языке, эта проблема в Словакии главным образом затрагивает цыганское меньшинство. Невозможность для цыган учиться на родном языке противоречит декларациям о равных правах и возможностях для развития всех людей без ущемления их человеческого достоинства. Поиск перспектив для развития мультикультурного образования в Словакии требует изменений как в школьной среде, так и в ценностных ориентациях и личном отношении отдельных учителей, а также и изменений в их подготовке к будущей профессии.

Об авторах

Петер Кондрла

Университет Константина Философа в Нитре

Автор, ответственный за переписку.
Email: pkondrla@ukf.sk
ORCID iD: 0000-0003-4857-5578

PhD, доцент, преподаватель кафедры религиоведения

Словацкая Республика, 949 74, Нитра, ул. Ходзова, д. 1

Список литературы

  1. Abbar, H., & Shaheed, H.H. (2021). The difference between American sign language and body language in greetings Najlaa. Multicultural Education, 7(5), 174-181.
  2. Ambrozy, M., Pavlikova, M., & Kobylarek, A. (2021). How to teach philosophy during Covid 19? EDULEARN21 Proceedings (pp. 7451-7456). Palma: IATED. https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.1510
  3. Banks, J.A. (2001a). Cultural diversity and education: Foundations, curriculum and teaching. 4th ed. Boston: Allyn and Bacon.
  4. Banks, J.A. (2001b). Multicultural education: Its effects on students' racial and gender role attitudes. In J.A. Banks & Ch.A. McGee Banks (Eds.), Handbook of Research on Multicultural Education. San Francisco: Jossey-Bass.
  5. Banks, J.A. (2013). The construction and historical development of multicultural education, 1962-2012. Theory into Practice, 52(1), 73-82.
  6. Bartkova, G. (2015). Multikultúrna výchova na školách. Prešov: UPJS. (In Slovak.)
  7. Belinskaya, E.P. (2018). Modern identity research: From structural certainty to procedurality and incompleteness. Bulletin of Saint Petersburg University. Psychology, 8(1), 6-15. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.101
  8. Binetti, M.J., Novakova, K.S., & Pavlikova, M. (2019). ¿Multiculturalismo o feminismo? La discusión en torno al uso del velo integral. XLinguae, 12(1), 70-79. http://dx.doi.org/10.18355/XL.2019.12.01.05
  9. Bogdanova, O.A. (2016). The crisis of self-identity in postmodern culture. Scientific Thought of Caucasus, (2), 26-31. (In Russ.)
  10. Durkova, E. (2020). Changes in belief in personal God among youth in Slovakia. Religiosity, Spirituality and Alternative Religious Movement. Nitra: UKF.
  11. Faltyn, J. (2005). Teoretická východiska multikuturní andragogiky. Praha: MJF. (In Czech.)
  12. Garmon, M.A. (2004). Changing preservice teachers’ attitudes/beliefs about diversity: What are the critical factors? Journal of Teacher Education, 55(3), 201-213.
  13. Gay, G. (2000). Culturally responsive teaching: Theory, research and practice. New York: Teachers College Press.
  14. Gorski, P. (2006). Complicity with conservatism: The do politicizing of multicultural and intercultural education. Intercultural Education, 17(2), 163-177.
  15. Gorski, P. (2009). What we’re teaching teachers: An analysis of multicultural teacher education coursework syllabi. Teaching and Teacher Education, 25(1), 309-318.
  16. Grant, C., & Sleeter, C. (2006). Turning on learning: Five approaches to multicultural teaching plans for race, class, gender, and disability. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.
  17. Halah, A.A. (2016). Multicultural education: Teachers’ perceptions and preparation. Journal of Education and Practice, 7(11), 139-146.
  18. Hašková, A., Šafranko, C., Pavlíková, M., & Petrikovičová, L. (2020). Application of online teaching tools and aids during corona pandemics. Ad Alta: Journal of Interdisciplinary Research, 10(2), 106-112.
  19. Kalustyants, J.S. (2011). Personality in conditions of identity crisis: Social transformation and individuation. Bulletin of the North Caucasus State Technical University, 27(2), 162-166. (In Russ.)
  20. Karatsova, V.N., & Isaev, E.A. (2016). Organizational and methodical bases of multicultural self-organization of students in the additional foreign language education. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (2), 99-109. (In Russ.)
  21. Khukhlaev, O.E., Gritsenko, V.V., Pavlova, O.S., Tkachenko, N.V., Usubian, S.A., & Shorokhova, V.A. (2020). Comprehensive model of intercultural competence: Theoretical substantiation. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 17(1), 13-28. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-13-28
  22. Kondrla, P., Tkáčová, H., & Tvrdoň, M. (2020). Social work and its impact on alleviating the social exclusion of religious minorities. ICERI2020 Proceedings (pp. 3844-3851). Seville: IATED. https://doi.org/10.21125/iceri.2020.0872
  23. Kondrla, P., Tvrdoň, M., & Tkáčová, H. (2020). Current challenges for social work: stereotyping as an obstacle to the integration of marginalized groups into society. ICERI2020 Proceedings (pp. 3837-3843). Seville: IATED. https://doi.org/10.21125/iceri.2020.0870
  24. Králik, R., & Máhrik, T. (2019a). Interpersonal relationships as the basis of student moral formation. ICERI2019 Proceedings (pp. 8896-8900). Seville: IATED. https://doi.org/10.21125/iceri.2019.2129
  25. Králik, R., & Mahrik, T. (2019b). Metaphysics as a base for improving critical thinking. ICERI2019 Proceedings (pp. 8901-8903). Seville: IATED. https://doi.org/10.21125/iceri.2019.2130
  26. Kroupova, A. (2008). Tolerance a mediální gramotnost v multikulturním prostředí: Sylaby a anotace vybraných příspěvků. Praha: UK. (In Czech.)
  27. Kyselova, J., & Ligas, S. (2017). Multikultúrna výchova žiakov v predmete etická výchova. Banska Bystrica, UMB. (In Slovak.)
  28. Kyuchukov, H., & New, W. (2018). Mother tongue of Roma children from special schools. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15(3), 323-333. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-323-333
  29. Mistrík, E. (2011). Ciele a obsah multikultúrnej výchovy a vzdelávania pre Štátny vzdelávací program ISCED 0 a ISCED 1. Bratislava: Štátny pedagogický ústav. (In Slovak.)
  30. Mistrík, E., et al. (2008). Multikultúrna výchova v škole. Bratislava: NOS. (In Slovak.)
  31. Mosanya, M., & Kwiatkowska, A. (2021). Complex but integrated: Exploring social and cultural identities of women Third Culture Kids (TCK) and factors predicting life satisfaction. International Journal of Intercultural Relations, 84, 65-78. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.07.001
  32. Pavlíková, M., & Žalec, B. (2019). Struggle for the human self and authenticity: Kierkegaard's critique of the public, established order, media, and false christianity. Bogoslovni Vestnik/ Theological Quarterly, 79(4), 1015-1026. https://doi.org/10.34291/BV2019/04/Pavlikova
  33. Pavlikova, M., Tkáčová, H., Kobylarek, A., & Biryukova, Y. (2021). Factors arousing academic interest of high school students in studying at university. EDULEARN21 Proceedings (pp. 7814-7823). Palma: IATED. https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.1594
  34. Petrovič, F., & Murgaš, F. (2020). Linking sustainability and happiness. What kind of happiness? GeoScape, 14(1), 70-79. https://doi.org/10.2478/geosc-2020-0007
  35. Sandorova, V. (2011). Multikultúrna výchova na I. stupni ZŠ. Bratislava: Metodicko - pedagogické centrum. (In Slovak.)
  36. Siskova, T. (2008). Výchova k toleranci a proti rasismu: multikulturní výchova v praxi. Praha: Portal. (In Czech.)
  37. Tkáčová, H., Al-Absiová, E., Al-Absi, M., & Pavlíková, M. (2021). “Media Invasion” against Islam in the context of the Slovak Republic. Media Literacy and Academic Research, 4(1), 165-179.
  38. Tkáčová, H., Pavlíková, M., Tvrdoň, M., & Jenisová, Z. (2021). The use of media in the field of individual responsibility for sustainable development in schools: A proposal for an approach to learning about sustainable development. Sustainability, 13, 4138. https://doi.org/10.3390/su13084138
  39. Tkáčová, H., Pavlíková, M., Tvrdoň, M., & Prokopyev, A. (2021). Existence and prevention of social exclusion of religious university students due to stereotyping. Bogoslovni Vestnik/Theological Quarterly, 81(1), 199-223. https://doi.org/10.34291/bv2021/01/tkacova
  40. Tkáčová, H., Tvrdoň, M., Králik, R., & Kalugina, A. (2021). End of the procrastination through innovation in education. Factors maintaining motivation in study among university students. EDULEARN21 Proceedings (pp. 6838-6847). Palma: IATED. https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.1384
  41. Tkáčová, H., Tvrdoň, M., Roubalova, M., & Vasbieva, G. (2021). Factors of academic interest of social workers and social work assistants in lifelong learning: Are online forms of education (de) motivating? EDULEARN21 Proceedings (pp. 6823-6831). Palma: IATED. https://doi.org/10.21125/edulearn.2021.1381
  42. Ukpokodu, O.N. (2003). Teaching multicultural education from a critical perspective: Challenges and dilemmas. Multicultural Perspectives, 5(4), 17-23.
  43. Zalec B., & Pavlikova, M. (2019). Religious tolerance and intolerance. European Journal of Science and Theology, 15(5), 39-48.
  44. Žalec, B., & Pavlíková, M. (2019). Civic virtues and functions of religion in public life. European Journal of Science and Theology, 15(6), 75-84.
  45. Slavin, R.E., Hurley, E.A., & Chamberlain, A.M. (2001). Cooperative learning in schools. In N.J. Smelser & B. Baltes (Eds.), International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (pp. 2756-2761). Oxford, England: Pergamon.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».