Отношение волгоградских студентов к беспилотному автомобильному транспорту (по материалам пилотного исследования)
- Авторы: Петрунева Р.М.1, Милоенко А.Е.1, Панарина М.М.1, Медведев Б.А.1, Харин И.А.1
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный технический университет
- Выпуск: № 2 (2025)
- Страницы: 86-97
- Раздел: ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
- URL: https://ogarev-online.ru/2312-1327/article/view/305979
- DOI: https://doi.org/10.51955/2312-1327_2025_2_86
- ID: 305979
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования, проведенного студентами факультета автомобильного транспорта ВолгГТУ. Показано, что студенты в различной степени информированы об этом виде транспорта, многие имеют представление о перспективах его внедрения в городскую инфраструктуру, понимают также и опасности его использования. Выявлено, что отношение к внедрению беспилотного автомобильного транспорта зависит не только от гендерных предпочтений, но также и от наличия водительского опыта респондентов.
Полный текст
Введение
Современный мир характеризуется небывалой ранее динамикой технологических, социальных и глобальных процессов. Многие процессы даже не поддаются осмыслению в реальном времени. Такой мир получил название BANI (хрупкий, тревожный, нелинейный, непонятный/непостижимый) [Тимофеев, 2022]. Одним из признаков этого мира является внедрение новых информационных технологий, цифровизация многих рутинных процессов и даже повседневной жизнедеятельности граждан. В значительной степени эти процессы затрагивают не только промышленные производства, но и привычные сферы жизнедеятельности общества. В частности, сегодня в Российской Федерации активно идет внедрение беспилотного транспорта на различных уровнях и на различных видах транспорта (воздушный, морской, рельсовый, автомобильный) [Беспилотные…, 2024; В России запустили…, 2023; Львова, 2024; Столичный беспилотный трамвай…, 2024]. Однако широкое внедрение этого транспорта до сих пор сдерживается из-за неопределенностей с решением ряда проблем экономического, правового, социального и психологического характера.
Принято считать, что внедрение беспилотного транспорта существенно снижает стоимость грузоперевозок. Например, по расчетам крупнейшего американского финансового конгломерата Morgan Stenaly, внедрение беспилотных транспортных средств (БТС) в Соединенных Штатах может принести выгоду до 8 % ВВП США [Андреев, 2023]. Среди крупнейших российских интерессантов внедрения беспилотного транспорта (БТ) можно назвать ведущие российские компании: Яндекс, Камаз, Почта России, РЖД, Озон, Wildberries, X5 Retail Group, Деловые линии, ПЭК и другие. Однако, спрос на данный вид транспорта довольно низок, на сегодняшний день заказы исчисляются менее чем 200 единицами подвижного состава, поскольку пока непонятно, насколько такой транспорт будет рентабелен и безопасен [Ильюшенков и др., 2021].
Широкое внедрение БТС в Российской Федерации сдерживает также и фактор правовой неопределённости использования такого транспорта [Рязанов, 2020]. Несмотря на то, что сегодня введены в оборот регламенты по использованию беспилотных транспортных средств [Об утверждении…, 2017], вопросы юридической ответственности за вред, причиненный людям или инфраструктуре вследствие сбоя в работе систем управления БТС до сих пор не урегулированы. Вопрос совсем не праздный – в течение двух лет эксперимента с применением беспилотных автомобилей в России произошло более 30 аварий [Батарон, 2025].
Сегодня уже известно, что подобные эксцессы могут происходить по объективным внешним, не зависящим от разработчиков БТС причинам. Например, электромагнитные излучения [Строкер, 2018], плохие метеоусловия (осадки, туман) [Коробеев и др., 2019], ненадлежащее состояние дорожного покрытия и объектов дорожной инфраструктуры, а также внутренние сбои в работе систем, которые не позволяют или затрудняют искусственному интеллекту, управляющему БТС, распознавать и адекватно реагировать на нештатную дорожную ситуацию – это с большой долей вероятности может привести к ДТП. Утвержденная Правительством РФ «Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» [О Концепции…, 2020] содержит рекомендации и требования по безопасному функционированию БТС, по взаимодействию транспортного средства с водителем, кибернетической безопасности, характеристикам штатной ситуации, дорожно-транспортной инфраструктуры и ряд других моментов. Между тем, открытой остается тема определения субъектов, несущих юридическую ответственность в случае ДТП. И это существенное юридическое препятствие для беспилотного транспорта. Большой резонанс в средствах массовой информации и в обществе получили ДТП со смертельным исходом, совершенные беспилотными автомобилями Tesla [Ставицкий, 2024] и Uber [Казнить нельзя…, 2024].
Массовое внедрение беспилотного транспорта в городах продуцирует ряд проблем социального характера, начиная с потери рабочих мест водителями традиционного транспорта и обслуживающего технического персонала и заканчивая проблемами культуры вождения всеми участниками дорожного движения, социальными привычками и предпочтениями населения, изменениями традиционной дорожной инфраструктуры и укладом всей городской жизни. При этом остается актуальным вопрос обучения нейронных сетей транспортной системы [Руденко, 2019].
Перспективы появления в массовом количестве БТС весьма не определенны. Причин немало: не до конца решены все технические проблемы, обеспечивающие ориентацию автомобиля в потоке общественного и личного городского транспорта, не прошла тестовую проверку в условиях города система связи и обмена информацией между беспилотными машинами и инфраструктурой города, не отработана дублирующая система навигации и ряд других технологических проблем. Все еще случаются дорожно-транспортные происшествия с участием БТС [Ставицкий, 2024].
Многочисленные проблемы социального характера не могут быть решены только средствами технических наук, необходимы комплексные исследования: антропологические, культурологические, урбанистические, социально-психологические. Следует отметить, что эти исследования, конечно, ведутся, но они не имеют целостного характера и посвящаются отдельным социальным проблемам внедрения БТС [Руденко, 2019].
Беспилотный автомобиль, управляемый искусственным интеллектом, достаточно часто вызывает недоверие со стороны пользователей в отличие от транспортного средства под управлением водителя. В этой связи объектом изучения в данном исследовании является социальный аспект внедрения беспилотного автомобильного транспорта, в том числе общественного; предмет изучения – отношение студентов к широкому внедрению этого вида транспорта на городских маршрутах. Доверие-недоверие человека к БТС связано с невозможностью предсказать результат взаимодействия человека (например, пассажира) с техникой, невозможностью визуально наблюдать работу системы, кроме того, вызывает опасение полная зависимость пассажира от возможной некорректной работы управляющей машиной системы и других скрытых от наблюдателя технологических процессов [Акимова, 2018]. Доверие-недоверие к технике зависят также от таких качеств субъекта, как технофобия, культурный аспект, социально-демографические показатели, профессиональная сфера деятельности и т. п.
Материалы и методы
В этой связи в качестве респондентов были определены студенты Волгоградского государственного технического университета, в частности факультета автомобильного транспорта, для которых не свойственны различные технофобии, и которые имеют представление об устройстве транспортных средств и особенностях функционирования беспилотного автотранспорта. По этой причине с большой долей допуска можно считать этих респондентов свободными от психологических предубеждений в отношении беспилотного транспорта.
Такой подбор респондентов позволит соотнести заинтересованность в БТС у студентов – будущих автомобилистов и студентов других направлений подготовки, а также различных демографических групп населения. Встречаются исследования на основе массовых онлайн-опросов, которые показывают достаточно высокую заинтересованность (25%) молодых мужчин 18-37 лет, проживающих в больших городах [Руденко, 2019]. Одной из причин, по которой в нашем исследовании в качестве респондентов были выбраны студенты, это молодость! Именно молодежи – сегодняшним студентам придется активно осваивать беспилотный автотранспорт, поэтому уже сегодня необходимо выяснить отношение этой когорты к перспективе массового внедрения в городскую модель жизни беспилотного транспорта.
Дискуссия
Несмотря на то, что беспилотный автотранспорт развивается в Российской Федерации практически десять лет, и у населения растет интерес к БТС, серьезных исследований по восприятию населением этого вида транспорта практически не проводилось. ВЦИОМ в 2023 году проводил опрос относительно того, какие технологии будут развиваться в будущем [Технологии будущего…, 2023] – только около 4% респондентов отметили роль беспилотного транспорта.
Опубликованы результаты довольно «старого» опроса 2017 года, проведенного Международным центром робототехники и американской компанией VidiaScope Inc при участии крупных российских технических университетов (МФТИ, НИТУ МИСиС). В данном опросе изучалось мнение потенциальных пользователей БТС о требованиях, предъявляемых к этим транспортным средствам [Итоги опроса…, 2017]. Согласно этому исследованию более 56% опрошенных граждан РФ уже сегодня готовы воспользоваться услугами беспилотного транспорта. Причем, доля мужчин, заинтересованных в автороботе (42,6%), практически в три раза больше доли женщин (14,9%), а наибольший интерес к беспилотному транспорту проявляют самые молодые до 35 лет (более 60%) и самые возрастные старше 50 лет (67%) категории респондентов. Однако, 39% респондентов не определились в своем отношении к беспилотному транспорту.
Актуальность исследования отношения населения, в частности студентов автотранспортного факультета, определяется еще и тем, что в городе Волжском – городе-спутнике Волгограда – на предприятии «Волгабас» был создан первый в РФ беспилотный автобус, который проходит апробацию в «Сириусе» (Сочи) и в Сколково [Малых, 2016]. Возможно, нынешним студентам придется активно осваивать этот вид городского транспорта.
Результаты
В исследовании приняли участие 303 респондента, причем 49% из них – это студенты автотранспортного факультета; 62,3% – это первокурсники, 15% – студенты второго курса, на третьем курсе учатся 8,3%, на четвертом – 6,7%, остальные – студенты магистратуры и аспирантуры. Распределение по полу: 61% – юноши, соответственно 39% – девушки. Бòльшая часть респондентов (63%) проживает в Волгограде, в городе-спутнике Волжский – 7,2%, 3% респондентов приехали на обучение из крупного города, 4,7% – из районных центров, остальные респонденты до поступления в ВолгГТУ проживали в малых городах, поселках и селах. Большая часть (63,7%) добираются в вуз городским общественным транспортом; 8% на маршрутном такси; 19,3% имеют личный автомобиль; 6,7% живут рядом с вузом; ответ «другое» выбрали 2,3% респондентов. Чуть больше половины ответивших на вопросы анкеты (51%) имеют водительские удостоверения, но только около 40% имеют водительский стаж более одного года.
Большая часть опрошенных студентов имеет общее представление о беспилотном транспорте: 38,7% много читали об этом, 52,7% «что-то такое слышали», остальные респонденты заявили, что «понятия не имеют, что это такое».
Таблица 1 – Ответы респондентов на вопрос о преимуществах БТС (можно было выбрать несколько вариантов ответа)
Как вы думаете, какие преимущества имеет беспилотный автомобильный транспорт? | Чел. | % |
Расширяет возможности для граждан с ограничениями здоровья (ОВЗ) сесть за руль автомобиля | 154 | 27,8 |
Повышение ритмичности работы городского автотранспорта за счет соблюдения расписания | 149 | 27,1 |
Благоприятное влияние на городскую инфраструктуру (сужение проезжей части, увеличение велосипедных дорожек, уменьшение площади под парковки автомобилей) | 72 | 26,0 |
Увеличивает безопасность на дорогах | 86 | 15,6 |
Другое | 20 | 3,5 |
Отвечая на этот вопрос, некоторые студенты добавили, что БТС дает «Возможность снизить транспортные затраты при транспортировке грузов на междугородном сообщении», «Если бòльшая часть автотранспорта беспилотная – пробок будет меньше из-за более равномерного движения», «На предприятиях, карьерах», «Нехватка рабочей силы уменьшится», «удобно» (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены). Были также дополнения об отсутствии преимуществ беспилотного транспорта.
Отмечая преимущества БТС, студенты также понимают, что отсутствие водителя в кабине транспортного средства порождает и массу сложностей и даже угроз. Наибольшие опасения у них вызвала возможная потеря рабочих мест водителями городского автомобильного транспорта и такси. Возникает также и вопрос доверия/недоверия искусственному интеллекту, особенно в части навигации и персональной безопасности.
Таблица 2 – Ответы респондентов в зависимости от пола на вопрос об угрозах БТС (можно было отметить несколько вариантов)
Как вы думаете, какие угрозы может нести внедрение беспилотного автомобильного транспорта? | Количество ответивших, чел. | |||||
Всего | Муж. | Жен. | ||||
Увеличение количества ДТП, в том числе с летальным исходом | 148 | 85 | 63 | |||
Потеря рабочих мест водителями городского автотранспорта и такси | 207 | 125 | 82 | |||
Опасность для искусственного интеллекта, управляющего беспилотным транспортом, потерять связь с системой навигации (GPS/ГЛОНАСС) | 150 | 94 | 56 | |||
Опасность для искусственного интеллекта, управляющего беспилотным транспортом, перехватить «чужой» сигнал (GPS/ГЛОНАСС) | 126 | 84 | 42 | |||
Опасность утечки персональных данных (маршрут и время передвижения пассажира и др. данные) | 127 | 80 | 47 | |||
Не задумывался об этом | 20 | 13 | 7 | |||
Как видно из данных, приведенных в таблице 2, молодые люди почти в два раза более критично подходят к оценке опасностей БТС по многим позициям, чем девушки. Они предполагают, что увеличится количество ДТП с участием беспилотного транспорта, серьезной проблемой является возможность сбоев в работе систем на основе искусственного интеллекта и даже возможна утечка персональных данных пользователей БТС. Эти же опасности отметили и респонденты опроса [Итоги опроса…, 2017]: возможности технического сбоя у беспилотников опасаются 51% россиян, невозможности повлиять на ситуацию в связи с потерей управления беспилотников – 29% респондентов.
Бòльшая часть студентов (42%) уверена, что за беспилотным транспортом будущее. Однако есть и те, кто либо вообще пока не задумывался об этом (29%), либо сомневается в его необходимости (26%). В целом полученный результат не выбивается из общего тренда. Однако, студенты – будущие автомобилисты более скептично относятся и к необходимости такого вида транспорта для города, и к перспективам его будущего (таблица 3), чем студенты других профилей подготовки. По всей видимости этот факт можно объяснить бòльшей информированностью будущих автомобилистов в этом вопросе и более глубоким пониманием проблемы.
Таблица 3 – Ответы респондентов в зависимости от профиля подготовки в вузе на вопрос о перспективе БТС
Как вы думаете, есть ли будущее у беспилотного автомобильного транспорта? | Всего | Факультет автомобильного транспорта | Другие | |||||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |||||
За ним будущее, со временем весь транспорт в городе будет беспилотным | 127 | 42 | 40 | 34,8 | 87 | 46,3 | ||||
Не задумывался об этом | 89 | 29 | 30 | 26,1 | 59 | 31,4 | ||||
Сомневаюсь, что такой транспорт необходим городу | 79 | 26 | 40 | 34,8 | 39 | 20,7 | ||||
Другое | 8 | 3 | 5 | 4,3 | 3 | 1,6 | ||||
Всего | 303 | 100 | 115 | 100 | 188 | 100 | ||||
Были высказаны также и особые мнения: «Беспилотные автомобили в ближайшие 7 лет не смогут внедриться повсеместно, потому что юридически это не кто не позволит»; «Будущее есть, но для узкоспециализированных случаев. Например, такси в городе, где условия предсказуемые (дорожная разметка без нарушений, знаки стоят корректно и дорога хорошая)»; «люди очень плохо относятся ко всяким новшествам, особенно без человеческого участия»; «Транспорт с автопилотом не предназначен для нестандартных ситуаций, которые возникают на дорогах довольно часто» (Орфография и стилистика авторов сохранены).
Примерно треть респондентов (31%) выразили готовность пользоваться БТС. 9% «ни за что в жизни» не сядут в беспилотный автомобиль. В целом, авторов статьи удивило, что 59% студентов вообще пока не думали о том, что в недалеком будущем им придется пользоваться беспилотным транспортом. И это несмотря на то, что почти половина респондентов учатся на автотранспортном факультете и будут эксплуатировать БТС. Причем, студенты, имеющие водительские удостоверения, выказывают значительно меньшее желание пользоваться услугами БТС в городе. «Ни за что в жизни» не сядут в такой автомобиль – в 3,8 раза чаще заявляли студенты с водительским опытом, чем студенты, не имеющие такового. Можно предположить, что этот личный опыт сомневающиеся получили на основе «ошибок трудных».
Таблица 4 – Ответы респондентов на вопрос в зависимости от наличия водительского удостоверения о желании пользования БТС
Хотели бы вы пользоваться услугами городского общественного беспилотного транспорта? | Всего | Имеют удостов. | Не имеют удостов. | Учатся в автошколе в настоящее время | ||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
Конечно, только этого и жду | 94 | 31 | 31 | 25,4 | 53 | 34,6 | 10 | 35,7 |
Ни за что в жизни | 26 | 9 | 18 | 14,8 | 6 | 3,9 | 2 | 7,1 |
Пока не думал об этом | 178 | 59 | 70 | 57,4 | 92 | 60,1 | 16 | 57,1 |
Другое | 5 | 1 | 3 | 2,5 | 2 | 1,3 |
|
|
Всего | 303 | 100,0 | 122 | 100 | 153 | 100 | 28 | 100 |
Студенты также предложили логистические решения для БТС: связать отдаленные кампусы вузов, учебные корпуса и общежития между собой; связать северный и южный районы города – «пустить через весь город с минимальным количеством остановок, чтобы можно было из одного конца города добраться в другой конец города без проблем»; «чтобы людей в транспорте было умеренное количество, а не 200 человек на автобус»; «пустить БТС на междугородние рейсы»; «проложить маршруты в медицинские учреждения» и др. Не обошлось и без скептических ремарок: «Беспилотники должны следовать ПДД, как следствие между частями учебных заведений маршруты бессмысленны из-за скорости и, возможно, длинного маршрута, <…> при неотложных ситуациях на маршруте, ведущем в медучреждение, беспилотник не начнет ехать быстрее, просто потому что "кто-то рожает"».
Заключение
Студенты, также как и многие россияне, в целом положительно относятся к перспективе внедрения в повседневную жизнедеятельность беспилотного автотранспорта. Они видят его преимущества и перспективы, осознают опасности, которые возможны при использовании систем управления на основе искусственного интеллекта.
Несмотря на то, что сейчас идет глобальный эксперимент по опытной эксплуатации беспилотного транспорта на федеральных трассах и в больших городах, о чем пишут многие СМИ, значительная часть студентов недостаточно информирована об этом тренде. Некоторое безразличие к этому процессу можно объяснить отчасти тем, что в публичном поле пока мало информации о разработке нормативно-правовых основ использования БТС, обосновании экономических выгод использования этого вида транспорта, не решены вопросы логистики, проблемы трудоустройства освобождающихся водителей традиционного автотранспорта и ряд других. Главное, пока нет однозначного мнения специалистов о поведении управляющих систем БТС в нестандартных ситуациях. Студенты, отвечая на вопросы анкеты, проявили свою осведомленность относительно этих проблем. Причем, студенты факультета автомобильного транспорта проявили больше осведомленности, но и больше скепсиса относительно перспектив использования БТС в городских условиях, видят больше угроз использования систем управления на основе искусственного интеллекта.
Хотя опрос проводился среди волгоградских студентов, а это одна из наиболее погруженных в современные цифровые технологии групп населения, тем не менее даже для этой возрастной группы необходимы дополнительные каналы информации о БТС (СМИ, учебные лекции и т. п.), а также широкая информационно-рекламная и просветительская кампания для всего населения России.
Об авторах
Р. М. Петрунева
Волгоградский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: raisa.petrunyova@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор пр. им. В.И. Ленина, 28, Волгоград, 400005, Россия
А. Е. Милоенко
Волгоградский государственный технический университет
Email: miloenkoangelina@gmail.com
пр. им. В.И. Ленина, 28, Волгоград, 400005, Россия
М. М. Панарина
Волгоградский государственный технический университет
Email: mari_panarina@bk.ru
пр. им. В.И. Ленина, 28, Волгоград, 400005, Россия
Б. А. Медведев
Волгоградский государственный технический университет
Email: borissmedvedev@yandex.ru
пр. им. В.И. Ленина, 28, Волгоград, 400005, Россия
И. А. Харин
Волгоградский государственный технический университет
Email: ilaharin083@gmail.com
пр. им. В.И. Ленина, 28, Волгоград, 400005, Россия
Список литературы
- Акимова А. Ю. Типология доверия и недоверия человека технике // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. Т. 6, № 2. С. 63. EDN XSMVKH.
- Андреев Н. А. Перспективы применения беспилотного транспорта в России // Отходы и ресурсы. 2023. Т. 10. № 1. doi: 10.15862/42ECOR123. EDN QIUGFB.
- Батарон Д. Кто ответит за аварию с беспилотным автомобилем // [Электронный ресурс] – 2024. URL: https://monopoly.ru/blog/zakony/kto-otvetit-za-dtp-s-bespilotnym-avtomobilem/ (дата обращения: 09.02.2025).
- Беспилотные автомобили в России / А. Абрамов, А. Гречанник, О. Крупенко, О. Сковородников // [Электронный ресурс] – 2025. URL: https://www.kp.ru/expert/avto/bespilotnye-avtomobili-v-rossii/ (дата обращения: 20.11.2024).
- В России запустили первый беспилотный паром «Генерал Черняховский» // [Электронный ресурс] – 2023. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6581c5b29a7947ede4b9ed9b (дата обращения: 20.11.2024).
- Малых Я. Волжские производители автобусов предоставили беспилотник сочинскому образовательному центру // Коммерсантъ // [Электронный ресурс] – 2016. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3107047 (дата обращения: 26.01.2025).
- Итоги опроса: Каким должен быть беспилотный автомобиль? // [Электронный ресурс] – 2017. URL: https://robogeek.ru/analitika/itogi-oprosa-kakim-dolzhen-byt-bespilotnyi-avtomobil (дата обращения: 23.11.2024).
- Казнить нельзя помиловать – ДТП с участием беспилотников Uber // [Электронный ресурс] – 2024. URL: https://joyautomatic.ru/blog/uber-crash/ (дата обращения: 22.11.2024).
- Тимофеев М. Как мы попали из VUCA в BANI-мир и что нам в нём делать // [Электронный ресурс]. – 2022. URL: https://netology.ru/blog/04-2022-bani-world (дата обращения 20.11.2024).
- Ильюшенков Д. «Камаз» назвал стоимость экспериментальных беспилотников / Д. Ильюшенков, В. Новый // Ведомости // [Электронный ресурс] – 2021. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/12/22/901923-kamaz-nazval (дата обращения 20.11.2024).
- Коробеев А. И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности / А. И. Коробеев, А. И. Чучаев // Lex Russica. 2019. №2 (147). С. 9-28. doi: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.009-028. EDN SWHGUP.
- О Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.03.2020 № 724р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 13. Ст. 1995.
- Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 32. Ст. 5138.
- Львова А. Почта России раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками // [Электронный ресурс] – 2024. URL: https://www.rbc.ru/business/14/10/2024/6709085b9a79472e0b5867bd (дата обращения: 20.11.2024).
- Руденко Н. И. Социальные исследования беспилотных автомобилей: теоретический обзор // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22, № 6. С. 123-149. doi: 10.31119/jssa.2019.22.6.8. EDN FSXMND.
- Рязанов Н. С. Актуальные вопросы уголовно-правового обеспечения безопасного использования беспилотного транспорта // Правовая мысль. 2020. № 1(1). С. 80–83. EDN WDEOQX.
- Ставицкий А. ДТП с участием беспилотника назвали вызовом для ИИ // [Электронный ресурс] – 2024. URL: https://lenta.ru/news/2024/07/09/driverless/ (дата обращения: 22.11.2024).
- Столичный беспилотный трамвай в тестовом режиме перевозит пассажиров // [Электронный ресурс] – 2024. URL: https://www.mos.ru/news/item/143579073/ (дата обращения: 20.11.2024).
- Строкер М. Главные проблемы беспилотных автомобилей: беспомощны перед магнитной бурей // Московский комсомолец // [Электронный ресурс] – 2018. URL: https://www.mk.ru/social/2018/03/22/glavnye-problemy-bespilotnykh-avtomobiley-bespomoshhny-pered-magnitnoy-burey.html (дата обращения: 22.11.2024).
- Технологии будущего. Россия остается страной технооптимистов, доверяющих технологиям будущего // [Электронный ресурс] – 2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tekhnologii-budushchego (дата обращения: 23.11.2024).
Дополнительные файлы
