Возможности развития эмпатии у студентов-психологов средствами кинотренинга
- Авторы: Ионова М.С., Курдюкова А.А.
- Выпуск: Том 9, № 16 (2021)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 19.02.2025
- Статья одобрена: 19.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/280569
- ID: 280569
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня развития эмпатии у студентов-психологов. Сделаны выводы о преобладании у студентов средних и относительно высоких показателей. Учитывая специфику профессиональной деятельности психолога, авторы считают необходимым целенаправленно развивать эмпатические способности у студентов в период обучения в вузе. Эффективным средством для этого является кинотренинг.
Ключевые слова
Полный текст
Значимость эмпатических способностей для представителей ряда профессий сферы «человек-человек» переоценить сложно. Так, эмпатия играет существенную роль в структуре личности специалистов-психологов, во многом определяя эффективность профессиональной деятельности. Как профессионально важное качество эмпатия начинает формироваться у студентов с самого начала обучения в вузе и совершенствуется на протяжении всего пути профессионального становления [8; 10]. Следовательно, эмпатия поддается развитию в процессе профессионального становления личности.
Прежде чем применять какие-либо методические средства для развития эмпатии у студентов-психологов, необходимо выявить актуальный уровень эмпатических способностей будущих специалистов. Для этого нами было проведено эмпирическое исследование. Оно осуществлялось на базе Мордовского государственного университета. В исследовании приняли участие студенты-психологи 1–2 курсов очной и заочной форм обучения в количестве 36 человек (33 девушки и 3 юношей). Возраст респондентов – от 18 до 22 лет.
Применение в исследовании «Шкалы эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейн) [9] позволило получить данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Распределение студентов-психологов по уровням развития эмпатии («Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейн))
Уровень развития эмпатии | Количество студентов | |
абс. | % | |
Очень высокий | 5 | 13,9 |
Высокий | 14 | 38,9 |
Нормальный | 15 | 41,7 |
Низкий | 2 | 5,5 |
Очень низкий | 0 | 0 |
Показатели эмпатии у студентов-психологов нельзя назвать низкими – у 13,9 % студентов был диагностирован очень высокий уровень, высокий – у 38,9 %. Такие люди обладают сильным эмоциональным откликом на чувства, состояния, переживания окружающих, показывают готовность проявить сочувствие, сопереживание, готовность помочь. Они более эмоциональны, уступчивы, альтруистичны, оптимистичны [9].
Нормальный уровень выявлен – у 41,7 %. При данном уровне развития эмпатии студенты обладают способностью понимать эмоциональное состояние окружающих и адекватно реагировать. Они эмоционально устойчивы, открыты к взаимодействию, но в отдельных ситуациях эмоционально поверхностны, не готовы уступить, преследуя свои интересы.
Низкий уровень характерен для у 5,6 % студентов. Они обладают способностью понимать эмоциональное состояние окружающих, но реакция на него непредсказуема. Студенты с низким уровнем эмпатии более эмоциональны, отличаются упрямством, агрессивностью. Им сложно понять окружающих, которые, в свою очередь, отвечают им тем же [9]. Очень низкий уровень эмоционального отклика у студентов-психологов выявлен не был.
Таким образом, у будущих психологов преобладают средние и относительно высокие показатели эмпатии. Однако, учитывая специфику их будущей профессиональной деятельности, особые требования, предъявляемые к эмпатическим способностям психолога, мы полагаем, что такие показатели нельзя считать оптимальными.
Результаты применения «Методики диагностики уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко) [2] представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение студентов-психологов по уровням развития эмпатических способностей («Методика диагностики уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко))
Шкалы методики | Уровень развития эмпатии/ количество студентов | |||||||
Высокий | Средний | Заниженный | Очень низкий | |||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | |
Рациональный канал эмпатии | 12 | 33,3 | 14 | 38,9 | 4 | 11,1 | 6 | 16,7 |
Эмоциональный канал эмпатии | 13 | 36,1 | 8 | 22,2 | 10 | 27,8 | 5 | 13,9 |
Интуитивный канал эмпатии | 8 | 22,2 | 15 | 41,7 | 5 | 13,9 | 8 | 22,2 |
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии | 7 | 19,4 | 15 | 41,8 | 7 | 19,4 | 7 | 19,4 |
Проникающая способность в эмпатии | 10 | 27,8 | 12 | 33,3 | 11 | 30,6 | 3 | 8,3 |
Идентификация | 13 | 36,1 | 10 | 27,8 | 7 | 19,4 | 6 | 16,7 |
Общий показатель | 16 | 44,4 | 10 | 27,8 | 8 | 22,2 | 2 | 5,6 |
Рассмотрим представленные результаты более подробно.
Рациональный канал эмпатии.
Высокий уровень развития рационального канала эмпатии показали 33,3 % студентов. Они характеризуются личностной эмоциональностью в отношениях, открытым интересом и вниманием к чувствам, поведению партнера. Средний уровень развития рационального канала эмпатии выявлен у 38,9 % студентов-психологов. Они могут быть внимательными к партнеру, но их внимание ситуативно. Заниженный уровень развития рационального канала эмпатии характерен для 11,1 % студентов. Внимание к партнеру, его поведению и чувствам проявляется неустойчиво, зависит от его личностной значимости. Очень низкий уровень развития рационального канала эмпатии выявлен у 16,7 % студентов. Такие люди не проявляют глубокий интерес к сущности партнера [2].
Эмоциональный канал эмпатии.
Высокий уровень развития эмоционального канала эмпатии выявлен у 36,1 % студентов. Такие студенты способны эмоционально включаться, сопереживать другому. Они могут правильно понять его внутренний мир и проявить сочувствие. Средний уровень
развития эмоционального канала эмпатии характерен для 22,2 % студентов. Их внимание к партнеру ситуативно. Внутренний мир другого интересен, но ограничено проявление эмоционального соучастия. Заниженный уровень развития эмоционального канала эмпатии показали 27,8 % студентов. Они активно воспринимают внутренний мир другого, но понимание затруднено, соучастие ограничено. Очень низкий уровень развития эмоционального канала эмпатии показали 13,9 % студентов. Для них не свойственно проявление способности к достижению эмоционального резонанса с окружающими, отмечается отсутствие соучастия и сопереживания.
Интуитивный канал эмпатии.
Высокий уровень развития интуитивного канала эмпатии показали 22,2 % студентов. Они свободно могли понять переживания и мысли, ощущения собеседника в условиях дефицита информации о нем, ориентируясь на предшествующий собственный опыт. Средний уровень развития интуитивного канала эмпатии показали 41,7 % студентов. Их внимание к партнеру было ситуативно. Заниженный уровень развития интуитивного канала эмпатии показали 13,9 % студентов. Они имели ограниченный эмпатийный опыт, не всегда могли понять эмоциональное состояние партнера по общению. Очень низкий уровень развития интуитивного канала эмпатии характерен для 22,2 % студентов.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии.
Высокий уровень развития установок, способствующих эмпатии, показали 19,4 % студентов. Их личностные установки способствовали установлению эмпатийного контакта с окружающими. Их отличала коммуникативная инициативность, высокая восприимчивость, любопытство и др. Средний уровень развития установок, способствующих эмпатии, выявлен у 41,8 % студентов. У них отмечались установки как способствующие эмпатии, так и затрудняющие ее. Заниженный уровень развития установок, способствующих эмпатии, показали 19,4 % студентов. У них преобладают установки, ограничивающие эмпатийный канал: ограниченность контактов, высокая их избирательность, низкий интерес к окружающим. Очень низкий уровень развития установок, способствующих эмпатии, показали 19,4 % студентов.
Проникающая способность в эмпатии.
Высокий уровень развития проникающей способности в эмпатии показали 27,8 % студентов. Во взаимоотношениях с окружающими для них характерна открытость, расслабленность, душевность. Средний уровень развития проникающей способности в эмпатии показали 33,3 % студентов. У них проявлялось напряжение с незнакомыми людьми. Заниженный уровень развития проникающей способности в эмпатии выявлен у 30,6 %
студентов. Их отличает напряженность в общении, неестественность поведения, подозрительность. Очень низкий уровень развития проникающей способности в эмпатии показали 8,3 % студентов. Им свойственна сверхподозрительность.
Идентификация.
Высокий уровень развития идентификации проявили 36,1 % студентов. Такие люди могут поставить себя на место окружающих, прочувствовать их переживания, проявить сочувствие. Средний уровень развития идентификации характерен для 27,8 % студентов. Они, как правило, напряжены в общении с незнакомыми людьми. Заниженный уровень развития идентификации показали 19,4 % студентов. Они не могут соотнести себя с партнером по общению, отмечается отсутствие способности идентификации себя с ним. Очень низкий уровень развития идентификации показали 16,7 % студентов [2].
Общий показатель.
Согласно общим результатам, высокий уровень эмпатии был диагностирован у 44,4 % студентов, средний – у 27,8 % респондентов, заниженный – у 22,2 %, а низкий – у 5,6 % будущих психологов.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило сделать вывод о сформированности эмпатии у большинства студентов-психологов. Студенты имеют полное представление об эмпатии, обладают навыками распознавания эмпатии, могут идентифицировать себя с окружающими, вчувствоваться в мир другого, принять его мысли, поведение и адекватно отреагировать.
Значительное количество студентов-психологов обладает довольно развитыми эмпатическими способностями. Преобладают высокие и средние показатели. Однако, учитывая специфику их будущей профессиональной деятельности, особые требования, предъявляемые к эмпатическим способностям психолога, такие показатели нельзя считать оптимальными. Соответственно, необходимо целенаправленно развивать эмпатию у студентов-психолога в период обучения в вузе. Эффективным средством развития эмпатии является кинотренинг. Участие в нем способствует расширению эмоционально-чувственной сферы личности, развитию механизмов эмпатии, осознанию себя, вчувствованию в состояние другого, формированию эффективной модели поведения. Однако в настоящее время в психологии проблема развития эмпатии у студентов средствами кинотренинга все еще недостаточно изучена.
М. В. Белоногова, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. указывают на преимущества кинотерапии как доступного широкому кругу лиц, относительно не затратного и достаточно успешного метода работы [1; 3]. Кинотренинг расширяет взгляд человека на мир и самого себя, помогает проработать комплекс личных проблем; развить навыки интерпретации символов бессознательного; способствует актуализации основных механизмов когнитивной, эмоциональной и поведенческой эмпатии (интерпретации, децентрации, идентификации, эмоционального заражения); обеспечивает развитие толерантности по отношению к другим. Участие в нем позволяет существенно повысить уровень эмпатии [11–13].
На основе разработок, существующих в данной области, нами была составлена программа кинотренинга «Чувственный мир», ориентированная на развитие эмпатии у студентов-психологов, имеющих средний и низкий уровень развития эмпатических способностей.
Основные задачи программы:
- - расширить представления участников об эмпатии;
- - способствовать развитию самосознания и накоплению эмоционально-чувственного опыта;
- - повысить уровень психологической наблюдательности;
- - развить механизмы эмпатии;
- - способствовать личностному росту участников.
Групповая работа в ходе кинотренинга позволяет увидеть новое другими глазами, проанализировать иную точку зрения. В ходе тренинга развиваются навыки «чтения» невербальных и вербальных сигналов партнера, сопереживания, сочувствия. Совершенствуется способность прогнозировать поведение другого [4–7].
Программа кинотренинга рассчитана на 8 занятий. Рекомендуется проводить их 1 раз в неделю в свободное от основной учебной деятельности время. Общая продолжительность занятия – 1,5 часа (фильм участникам рекомендуется посмотреть заранее). Каждое занятие включает вводную часть (цель: введение в тему, настрой на совместную деятельность, снятие эмоционального напряжения, достижение контакта участников), основную часть (цель: развитие эмпатии студентов на основе анализа и обсуждения художественных фильмов) и заключительную часть (цель: подведение итогов занятия, осознание собственных изменений, закрепление положительных эмоций).
Основой развития эмпатии студентов-психологов в рамках данной программы является интеллектуальный анализ эмоционального состояния героев или ситуации из фильмов. В ходе просмотра фильма, анализа и обсуждения осуществляется осознание и проявление эмпатических способностей. Реализация данной программы возможна на базе киноклубов и психологических клубов для студентов.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
У студентов-психологов преобладают средние и относительно высокие показатели эмпатии. Соответственно, можно говорить о сформированности эмпатии у большинства из них. В то же время, среди участников исследования есть студенты, отличающиеся заниженным уровнем эмпатических способностей. Учитывая специфику профессиональной деятельности психолога, такие показатели нельзя расценивать как оптимальные. Следовательно, эмпатию необходимо целенаправленно развивать у будущих психологов в период обучения в вузе.
Распространенной в научной литературе является точка зрения о целесообразности развития эмпатических способностей у студентов-психологов средствами кинотренинга. Мы предполагаем, что реализация составленной нами тренинговой программы в практике работы Психологической службы вуза будет способствовать развитию эмпатии у студентов. Результаты формирующего эксперимента мы планируем представить в наших последующих работах.
Об авторах
М. С. Ионова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
А. А. Курдюкова
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Белоногова М. В. Влияние кинотренинга на развитие рефлексивности и эмпатии у студентов-психологов // Научная инициатива в психологии: межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых / под ред. П. В. Ткаченко. – Курск: КГМУ, 2016. – С. 11–18.
- Бойко В. В., Клиценко О. А. Оценка эмпатии личности. – СПб.: Сударыня, 2002. – 32 с.
- Захарова Е. И., Карабанова О. А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 2 (30). – С. 57–65.
- Ионова М. С. Совершенствование коммуникативной компетенции будущих психологов в процессе развития профессионального мышления // Актуальные проблемы науки: материалы Международной научно-практическая конференции«Актуальные проблемы науки», 30 сентября 2011 г. – Кузнецк, КИИУТ, 2011. – С. 29– 32.
- Ионова М. С., Ковалева Н. А. Формирование коммуникативной компетентности будущих психологов в процессе развития профессионального мышления // Профессиональное образование в современных экономических условиях. Проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции
- с международным участием «Профессиональное образование в современных экономических условиях. Проблемы и перспективы развития», 26 марта 2013 г. – Саратов: Саратовский источник, 2013. – С. 194–197.
- Кабанов К. В. Развитие социально-психологических компетенций у студентов- педагогов посредством работы с художественными фильмами // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2019. – № 1 (31). – С. 45–52.
- Карягина Т. Д., Иванова А. В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – № 4. – С. 182–207.
- Кухтерина Г. В., Семеновских Т. В. К вопросу о развитии эмпатийных способностей бакалавров психологии образования // Науковедение. – 2014. – № 6. – С. 28–29.
- Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб.: Речь, 2001. – 253 с.
- Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие. – Минск: Бестпринт, 2009. – 76 с.
- Русина С. А. Киноклуб как форма профилактики психологического неблагополучия студентов Вуза // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 4–2 (49). – С. 90–95.
- Рябченко С. А. Возможности и функции кинотренинга в подготовке студентов- психологов // Экономика и социум. – 2015. – № 6–3 (19). – С. 821–831.
- Тюрина Н. Ш. Кинематограф как ресурс формирования мировоззренческой позиции студентов специального (дефектологического) профиля подготовки // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 4–1 (111). – С. 118–122.
Дополнительные файлы
