Том 18, № 2 (38) (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Жанр проклятия ‘қарғыс’ в казахском языке: вера в магическую силу слова сохраняется до сих пор?

Темиргазина З.К., Абзулдинова Г.К., Сагынтаева Ж.К.

Аннотация

Речевой жанр проклятия, анализируемый в статье, относится к древнейшим жанрам устной коммуникации в казахской культуре. Он основан на вере в магическую функцию слова, в способность принести вред и зло проклинаемому с помощью магических сил. Қарғыс – это паттерн, его устойчивые вербальные формулы сохраняются в языковом сознании современных носителей языка, несмотря на то что архаические основы паттерна могут не полностью осознаваться ими. Целью статьи является анализ специфики пропозиционального устройства жанра проклятия в казахском языке, типологизация по характеру наносимого адресату вреда и зла, выявление некоторых культурно-языковых и прагматических особенностей этого речевого жанра. Так, например, для осуществимости и силы воздействия қарғысов важен статус проклинающего и проклинаемого – возрастной, семейный, социальный. Значима и принципиальна объективация в қарғысе глагольного предиката, даже усеченные формы сохраняют его. Актанты в структуре пропозиции проклятия факультативны, их элиминация осуществляется на различных семантико-прагматических основаниях. В казахском языке предусмотрены формулы противодействия деструктивному жанру проклятия, включающие в себя формулу лишения силы проклятия и формулу его возврата проклинающему. 
Жанры речи. 2023;18(2 (38)):110-117
pages 110-117 views

Речежанровая репрезентация пищевой традиции (на материале вологодских говоров)

Жандарова А.Н., Крючкова О.Ю.

Аннотация

Современная диалектология развивается в русле антропоцентрической лингвистики и представляет собой полипарадигмальную научную область, в которой коммуникативное направление в настоящее время занимает одно из ведущих положений. Специфика жанровой природы диалектного текста представляет собой одно из актуальных направлений коммуникативной диалектологии. Исследуется речежанровая репрезентация пищевой традиции, бытовавшей в прошлом и бытующей в настоящее время на территории сёл и деревень Вытегорского и Тотемского районов Вологодской области. Показано, что к основным формам репрезентации пищевой традиции в диалектной речи относятся такие жанры, как рассказ-воспоминание, жанр угощения, кулинарный рецепт. Отмечается, что между жанрами не существует четких границ, поскольку в процессе коммуникации возможны включение одного жанра в другой, а также трансформация одного жанра в другой в ходе беседы. Основной формой хранения пищевой традиции является жанр кулинарного текста-рецепта. Анализ специфики диалектного кулинарного текста-рецепта проводился на базе выборки контекстов, представляющих собой ядро пищевой традиции местности: рецепты хлебобулочных изделий, напитков, молочных продуктов. Выявлены и проанализированы коммуникативные особенности диалектного текста-рецепта (принцип изобразительности, приоритетность процедурного знания, преимущественно коллективный образ автора рецепта). Установлены факторы, влияющие на полноту и репрезентативность кулинарного текста-рецепта, среди которых ведущими являются экстралингвистические (трансформация бытовых реалий современной деревни) и индивидуальный факторы (возраст информанта, способность информанта быть хорошим рассказчиком). 
Жанры речи. 2023;18(2 (38)):118-125
pages 118-125 views

Хеджи vs бустеры: коммуникативное смягчение и усиление в жанре официального отзыва на диссертацию

Викторова Е.Ю.

Аннотация

Статья содержит результаты междисциплинарного исследования функционирования двух видов дискурсивов – хеджей и бустеров, участвующих в смягчении и усилении высказываний в жанре официального отзыва на диссертацию. Материал исследования – русскоязычные отзывы официальных оппонентов и ведущих организаций на кандидатские и докторские диссертации по лингвистике, литературоведению, истории, физике, химии и медицине. Источником отзывов послужили онлайн страницы диссертационных советов российских вузов. Проведенный качественный и количественный анализ доказал градуальный характер категорий смягчения и усиления и продемонстрировал зависимость частоты использования хеджей и бустеров от научной дисциплины и от гендера автора отзыва. Доказано, что в отзывах гуманитариев бустеры превалируют над хеджами, тогда как в отзывах представителей естественных наук, наоборот, чаще употребляются хеджи. Во всех науках кроме физики мужчины используют хеджи и бустеры чаще, чем женщины. При этом бустеры показали бóльшую зависимость от науки и от гендера, а данные по хеджам позволяют сделать вывод о более универсальном их использовании во всех исследованных отзывах.
Жанры речи. 2023;18(2 (38)):126-131
pages 126-131 views

Религиозно-философские диалоги в романе Достоевского «Бесы»

Гапоненков А.А.

Аннотация

Как таковой философский диалог – жанр, порожденный античной культурой, стал неотъемлемой частью романов Ф. М. Достоевского. И в них он обрел отчетливо религиозный характер. В этом смысле теория М. М. Бахтина о полифоническом диалоге в романах писателя не позволяет до конца объяснить его (диалога) мистико-религиозное содержание и тем более скрытую авторскую позицию в нём – христианскую оценку («указующий перст, страстно поднятый»). А вопрос о вере в полифоническом диалоге вообще не поставлен. Бахтин ограничивается диалогом «речевых активностей» субъектов, сознаний героев «в области слова», «образом идеи» как «живого события». В статье выделен особый религиозно-философский диалог в романе Достоевского на примере «Бесов». Доказывается, что герои подобного диалога философствуют, т. е. выступают не только как обладатели внешних, действенных, психологических характеристик, но и как выразители определенной интеллектуальной активности, сложившейся концепции жизни, которую они обычно претворяют в философемах, мыслеобразах. Религиозно-философский диалог присутствует и тогда, когда он ведется на уровне метафизических глубин, с использованием символа веры, проявлением религиозного чувства, когда решается вопрос об Абсолюте. Глубинный драматизм, обращение к вечным проблемам бытия, предельное расширение художественного пространства затрагиваемых тем, предметов диалога ограничивают сюжетную конкретику, детализированность характеров. Возникает ощущение прямой связи между двумя сознаниями в самых потаенных глубинах человеческого духа: «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей» (XIV, 100). 
Жанры речи. 2023;18(2 (38)):132-137
pages 132-137 views

От врачебного диалога к бытийному конфликту: динамика речевых жанров в рассказе А. П. Чехова «Враги»

Пономаренко Е.А.

Аннотация

Статья посвящена исследованию цепочек речевых жанров в рассказе А. П. Чехова «Враги». Утверждается, что РЖ, оформляющие социальные взаимоотношения главных персонажей рассказа, приводят к пониманию идейной концепции произведения, а также раскрывают суть названия рассказа. Отмечается, что речевое взаимодействие главных героев повествования представляет собой систему объединённых между собой РЖ. Описываются РЖ, сложившиеся в условиях ситуации речевого общения врача и пациента – РЖ медицинской жалобы – формирующий ядро институционального дискурса, а также РЖ, выходящие за пределы ядерной зоны: РЖ мольбы, отказа, апелляции, молчания, излияния души, оплаты за медицинские услуги. Констатируется, что встраиваясь в медицинский дискурс, данные РЖ составляют с ним функциональное единство. Автор приходит к мысли о том, что РЖ врачебного дискурса воспроизводят процесс профессионального речевого взаимодействия и квалифицируют как индивидуальные, так и общественно обусловленные качества персонажа-адресанта и персонажа-адресата, а также ситуацию их разговора. Инвективные РЖ обвинения и оскорбления, присущие бытовому – не институциональному дискурсу, характеризуются как конфликтные РЖ, указывающие на статусно-ролевую деградацию институциональных отношений Отдельное внимание уделяется РЖ мольбы и РЖ излияния души, особенностям их функционирования и языковой специфики в связи с общекультурными ценностями и традициями русской духовной культуры. Отмечается роль авторских ремарок в описании коммуникативных ситуаций. 
Жанры речи. 2023;18(2 (38)):138-145
pages 138-145 views

Поэтика человеческого общения в очерке К. Д. Ушинского «Поездка за Волхов»

Прозоров В.В.

Аннотация

Публицистика во всем богатстве её жанров традиционно ощущает себя на зыбкой границе собственно художественно-образной коммуникации и коммуникации, непосредственно освещенной жизненным / житейским опытом автора-повествователя и оснащенной фактографической достоверностью. Перспективно в этой связи вводить в круг специального речежанрового интереса наиболее выразительные художественно-публицистические публикации разных (в том числе и отдалённых от нас) историко-культурных эпох, в которых запечатлен богатый материал для понимания поэтики человеческого общения. Моя задача – предъявить один из таких крайне редко привлекающих профессиональное филологическое внимание текстов, который может служить источником жанроведческих наблюдений, сосредоточенных на эстетической (а в нераздельности и этической) компоненте устной диалогической речи. Очерк К. Д. Ушинского «Поездка за Волхов» (1852 г.) представляет собой примечательный свод многочисленных образцов русской разговорно-речевой культуры, проливающих свет на наследуемую нами, вопреки всем последовавшим глобальным историческим превращениям, поэтику сочувственного и доброжелательного человеческого общения. Очерк содержит много ценных образцов русской народной речежанровой культуры в их исторически конкретных, повседневных преломлениях и осуществлениях. Предметом нашего аналитического рассмотрения являются жанры проводов-прощаний на пристани, случайных и доверительных разговоров, споров, приводящих к согласию, незлобивых и забавных пререканий, дружелюбных насмешек и передразниваний, участливых расспросов, публичного покаяния, исповеди странника и др. 
Жанры речи. 2023;18(2 (38)):146-154
pages 146-154 views

Изменения в информационных и аналитических жанрах современных СМИ

Дегальцева А.В., Сиротинина О.Б.

Аннотация

На примере информационных и аналитических жанров современной прессы и электронных СМИ выявляются основные тенденции изменений в массмедийной коммуникации. Исследование базируется на применении интерпретативного и дискурсивного видов анализа, а также приёма количественной обработки материала. Авторы статьи отмечают, что в современную информационную эпоху традиционные СМИ перестают быть самой влиятельной сферой коммуникации. СМИ вынуждены уступать место социальным сетям, далёким от соблюдения норм русского языка. В условиях такой жёсткой конкуренции традиционным массмедийным изданиям приходится подстраиваться под современного читателя, чтобы соответствовать его запросам и ожиданиям. Это приводит к тому, что их жанровый и стилистический облик постепенно меняется. Наиболее важными изменениями, происходящими в современных СМИ, являются тенденции к конвергенции жанров, визуализации информации, интерактивности, демократизации (которая выражается не только на лингвистическом, но и на экстралингвистическом уровне: в изменении характера освещаемой в СМИ информации и привлечении к созданию публицистических материалов непрофессионалов) и интеллектуализации языка. 
Жанры речи. 2023;18(2 (38)):155-165
pages 155-165 views

Жанровая палитра литературных материалов на страницах газеты «Саратовский вестник» 1910-х годов

Елина Е.Г.

Аннотация

Рассмотрены газетные жанры, в которые облекались литературные материалы в газете «Саратовский вестник» 1910–1913 гг. В это время складывается газетная культура Саратова: структура газетной полосы, ее верстка и расположение материалов, связь визуального ряда и жанровой палитры. В «Вестнике» представлены жанры газетной рекламы, а также хроникально-документальные публикации. Предпочтение факта комментарию свидетельствует о высокой журналистской культуре в «Саратовском вестнике». Газета публикует заметки, фельетоны, письма в редакцию, обозрения. Изобильно представлены жанры, отражающие интерес газеты к литературе и театру. Смерть Толстого и Чехова газетчиками воспринимается как катастрофа, нанесшая удар всей общественной жизни России. В результате рождается жанр патетического некролога. Жанровое разнообразие литературных материалов «Вестника» позволяет говорить о едином контексте газеты, который обеспечивался постоянством авторского и редакторского состава. Нередко литераторы и литература оказываются поводом для разговора о текущей жизни. Проявлением жанровой специфики, отличающей газетную культуру «Саратовского вестника», становится обращение авторов новостных лент, проблемных статей, обзоров политической жизни города и губернии к литературным образам, высказываниям писателей, афоризмам из художественных произведений. Это свидетельствует не только о литературоцентричности авторов «Вестника», но и о том, что газета создавалась для саратовской интеллигенции и людей других сословий, ориентированных на литературу как главный критерий истины. Читательские интенции в «Саратовском вестнике» были одной из форм популяризации газетных жанров, способом их узнавания, расширения границ аудитории.
Жанры речи. 2023;18(2 (38)):166-174
pages 166-174 views

Жанры учебного онлайн-дискурса: от учебного сайта до синхронного онлайн-урока

Щипицина Л.Ю.

Аннотация

Статья посвящена обоснованию, определению и жанровой характеристике одной из новых сфер интернет-коммуникации – учебному онлайн-дискурсу, который приобретает все большую значимость в современной образовательной практике вследствие различных общественных процессов и технологического развития общества, но предметом лингвистического и жанрового анализа до сих пор не становился. Применяя методы наблюдения и сравнения различных жанров, складывающихся в онлайн-обучении и иллюстрируемых онлайн-дискурсом по изучению иностранных языков, и беря за основу анализа модель жанра интернет-коммуникации, включающую медийные, прагматические, структурные и языковые параметры, мы предложили определение учебного онлайн-дискурса как коммуникативной деятельности по формированию предметных знаний и умений обучающихся, опосредованной цифровыми технологиями. Как представляется, в определение вида дискурса и отдельных жанров важно включать ведущие медийные и прагматические параметры соответствующей разновидности дискурса или его единицы. Среди жанров учебного онлайн-дискурса логично выделить асинхронные (ориентированные на письменный формат речи) и синхронные (устные). Примерами первых является учебный сайт и его виды (учебный сайт как отдельный курс уроков, учебный сайт как часть персональной страницы, учебный сайт как часть портала), вторая разновидность иллюстрируется синхронным онлайн-уроком, его видеозаписью и записанным видео-занятием. Разным жанрам учебного онлайн-дискурса свойственна эксплицированность шагов занятия, а в их структуре выделяются две составляющих: инструктивная, для которой характерна адресованность, директивность и использование компьютерной лексики, а также предметная (объяснительная) составляющая, в которой отметим использование лексики изучаемой предметной сферы и тематической лексики.
Жанры речи. 2023;18(2 (38)):175-185
pages 175-185 views

Имплицитное выражение политической позиции в жанре политического блога

Видинеева Н.Ю.

Аннотация

Статья посвящена анализу способов имплицитного выражения политической позиции блогеров. Актуальность исследуемой темы определяется возросшим влиянием средств массовой коммуникации на политические процессы. Блоги, социальные сети, мессенджеры стали важным инструментом общения членов гражданского общества, а также площадками для выражения собственной позиции. Выражение политической позиции блогера не всегда происходит прямо, эксплицитно. Выявление, описание и анализ имплицитных путей выражения политической позиции в политическом блоге стали целью данной статьи. Особенности имплицитного выражения политической позиции зависят, в первую очередь, от степени институционализированности автора и сферы его деятельности. Эти параметры легли в основу авторской классификации авторов политических блогов: официальные политики; неофициальные политики, не прошедшие в официальные институты власти по результатам выборов; журналисты и политологи; обыватели. Утверждается, что каждая группа авторов выражает специфическую политическую позицию. Так, официальные политики имплицитно выражают патриотизм, заботу о народе, что служит средством улучшения имиджа политика. Кроме этого, имплицитная трансляция позиции той политической силы, интересы которой представляют политики, служит инструментом борьбы в период выборов или референдумов. Неофициальные политики имплицитно транслируют оппозиционные взгляды. Журналисты и политологи, как и обыватели, могут имплицитно транслировать самый широкий спектр политических убеждений, от провластных до оппозиционных. 
Жанры речи. 2023;18(2 (38)):186-194
pages 186-194 views

Признаки игры в жанровой структуре девичьего альбома

Рабенко Т.Г., Горовая Я.О.

Аннотация

Актуальность исследования определяется его вписанностью в теорию естественной письменной речи в той ее части, которая посвящена изучению жанровой организации этого вида письменно-речевой деятельности. Жанр девичьего альбома, рассматриваемый как жанрово-письменная реализация фатико-игрового поведения, описывается с позиции доминантно-детерминантного подхода. В аспекте внешней детерминации прослеживается обусловленность игровой интенции жанра его социальной средой. С точки зрения внутренней детерминации выявляется зависимость жанровых признаков внутри речевого произведения. Игровая интенция расценивается как жанровая доминанта, на уровне которой прослеживается взаимосвязь экстралингвистических и собственно лингвистических признаков текста. Установлено, что девичий альбом, отражая процесс социализации девичества, моделирует фатико-игровое пространство, где в ходе доверительного общения со сверстниками можно обсудить «взрослые» темы. Игра находит воплощение на уровне экстралингвистических условий порождения текста: пространственно-временной организации альбомного общения (функционирование альбома в замкнутой социокультурной среде); отбора участников коммуникации; развертывания коммуникации с учетом ее регламентированности и вместе с тем наличия некоторой свободы речевых действий участников. Игровое начало проявляется на собственно языковом уровне речевого произведения: в рамках структурно-содержательного обустройства текста (направленность разделов девичьего альбома на поддержание фатико-игрового формата общения; жанровая типизированность текстов); языкового воплощения жанра (использование молодежного сленга; поликодовость текста; языковая игра). В итоге, игровая доминанта девичьего альбома детерминирует промежуточное положение альбомной коммуникации между областями реального и ирреального в языковом сознании членов альбомного сообщества. Способы организации игрового дискурса в девичьем альбоме основаны на правилах, предписанных законами жанра и направленных на моделирование виртуального варианта действительности, сообразного социокультурному статусу членов альбомного сообщества. 
Жанры речи. 2023;18(2 (38)):195-204
pages 195-204 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».