Взаимодействие категорий экспрессивности и оценочности в персональных жанрах медийного дискурса США

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью представленного в статье исследования являлось установление корреляции между лексико-стилистическими (экспрессивными) средствами и контекстуально проявляющимися в них оценочными значениями в жанрах блог и колонка американского медийного пространства. Дискурсивные категории экспрессивности и оценочности являются наиболее значимыми для адекватного понимания и интерпретации современных медиа в контексте технологической конвергенции, ускорения процессов обмена информацией, существенных преобразований жанровой системы, а также возрастающей субъективности. Результаты, полученные по итогам лингвостилистического, контекстуального и компонентного анализа и соответствующих количественных подсчетов, свидетельствуют как о некоторых сходствах, так и о ряде существенных различий в плане экспрессивно-оценочной организации рассматриваемых жанров. Установлено, что идиомы и прием сравнения функционируют в качестве интенсификаторов преимущественно негативной оценки как в жанре колонки, так и в жанре блога, в то время как метафора и эпитет используются с целью усиления главным образом положительной оценки в жанре блога и негативной оценки в жанре колонки. Жанру блога, по сравнению с колонкой, свойственно большее разнообразие сочетаний стилистических приемов лексического уровня и интенсифицируемых ими оценочных значений. В частности, в блогах имеет место стилистическое представление отрицательных по своему характеру явлений в свете положительной оценки; усиление отрицательного оценочного значения при описании явлений, традиционно воспринимаемых как положительных; реализация как положительной, так и отрицательной оценки конкретного явления в пределах одного текста; смещение акцента с положительной/отрицательной оценки какого-либо явления на противоположный тип оценочного значения в рамках развернутой метафоры.

Об авторах

Павел Петрович Глазко

Минский государственный лингвистический университет

ORCID iD: 0000-0001-5429-0945
Беларусь, 220036, г. Минск, ул. Захарова, 21

Список литературы

  1. Волкова Ю. С., Мишланов В. А., Салимовский В. А. Аргументативная речь в массмедийном интерактивном общении // Медиалингвистика. 2019. Т. 6, № 2. С. 164–179. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.202
  2. Желтухина М. Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М. : Ин-т языкознания РАН, 2003. 656 с.
  3. Ивченков В. И. Новые модели коммуникации и стилистические приоритеты современного медиадискурса // Медиалингвистика. 2019. Т. 6, № 1. С. 135–144. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.110~11
  4. Карасик В. И. Трансформация знания в современную эпоху: лингвокультурный аспект // Известия ВГПУ. Филологические науки. 2017. № 3. С. 88–94.
  5. Клушина Н. И. Медиастилистика. М. : Флинта, 2018. 184 c.
  6. Колесниченко А. В. Журналистика и блогосфера: жанрово-тематические пересечения // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2021. № 1. С. 51–74. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.1.2021.5275
  7. Копытов О. Н. Модус на пространстве текста. Хабаровск : Изд-во ХГИИК, 2012. 299 с.
  8. Лассан Э. Р. О некоторых тенденциях в грамматике текста на электронных новостных порталах: «растворение» субъекта // Медиалингвистика. 2020. Т. 7, № 4. С. 396–408. https://doi.org/10.21638/spbu22.2020.402
  9. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. Киев : Ника-Центр, 2003. 432 с.
  10. Николаева Е. М., Котляр П. С. Медиапространственная коммуникация: проблема аксиологических ориентаций // Вестн. Бурятского гос. ун-та. 2016. Вып. 3. С. 30–38. https://doi.org/10.18101/1994-08662016-3-30-38
  11. Ополев П. В. Тенденции изменения медийного пространства: от текста к гипертексту // Идеи и Идеалы. 2018. № 3 (37). С. 96–112. https://doi.org/10.17212/20750862-2018-3.2-96-112

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жанры речи, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».