Контроль и оценка процесса формирования готовности бакалавров-экологов к педагогической деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме реализации экологического образования в современных условиях посредством формирования экологического сознания и экологической культуры личности обучающихся в рамках образовательного процесса и вне его. Для решения данной проблемы необходима разработка новых подходов к подготовке будущих педагогов-экологов, к формированию их профессиональной компетентности, а также к контролю и оцениванию всех главных компонентов профессиональной компетентности. Авторы статьи в структуру профессиональной компетентности педагога включают не только совокупность теоретических знаний и применения их в различных педагогических ситуациях, но и его ценностные ориентации, а также совокупность показателей культуры педагога: его речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к другим областям знания и т.д. При этом система профессионального образования современных учителей складывается не только из предметной подготовки, но и из психологической, педагогической и методической подготовки, целью которой является формирование способности организовать образовательный процесс на принципах личностно-ориентированного взаимодействия. В структуре профессионально-педагогической компетентности бакалавра-эколога можно выделить содержательный, ценностно-мотивационный и операционно-деятельностный компоненты. Также авторы рассматривают возможные пути контроля и оценивания процесса формирования готовности бакалавров-экологов к педагогической деятельности, их профессиональную компетентность и подготовку.

Об авторах

Екатерина Александровна Макарова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: makarova@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия

Екатерина Сергеевна Степанова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: stepanova.ekaterina@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Россия

Список литературы

  1. Алексеев С.В., Гущина Э.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: состояние, проблемы, перспективы // Научно-образовательный проект «Наука – школе». Вып. VII. СПб.: НЦ РАН, 2017. С. 87–118.
  2. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Результаты и перспективы совершенствования образования в интересах устойчивого развития в средней школе // Вестник ЮНЕСКО (Комиссия по делам ЮНЕСКО в Москве). 2013. № 18. С. 368–374.
  3. Мамедов Н.М. Экология и устойчивое развитие: учеб. пособие. М.: МГАДА, 2013. 365 с.
  4. Ермаков Д.С. Образование для устойчивого развития в РФ // Педагогика. 2013. № 6. С. 44–48.
  5. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Миссия экологического образования – 2030 // Педагогика. 2020. Т. 84, № 6. С. 68–76.
  6. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., Стрельцов А.Н. Особенности содержания подготовки педагога в области дополнительного экологического образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 141–148.
  7. Пономарева И.Н. К проблеме экологического образования и воспитания школьников // Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. (19–22 октября 2017 г.). Ч. 2. Майкоп: Изд-во АГУ, 2017. С. 225–228.
  8. Макарова Е.А. Дисциплина «Экологическая психология и педагогика» в профессиональной подготовке бакалавров «Экологии и природопользования» // Актуальные вопросы перспективных научных исследований: сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. 31 мая 2016 г. Ч. 2. Смоленск: ООО «Новаленсо», 2016. С. 36–38.
  9. Макарова Е.А. Курс «Методика обучения экологии» в системе профессиональной подготовки бакалавров-экологов // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: сб. мат-лов V междунар. науч.-практ. конф., посв. 80-летию со дня рожд. профессора В.М. Астафьева / отв. ред. А.А. Семенов. Самара: СГСПУ, 2020. С. 257–261.
  10. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2005. 155 с.
  11. Гордиенко О.В. Современные средства оценивания результатов обучения: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 177 с.
  12. Дятлова К.Д. Системный подход к составлению и анализу качества педагогических тестов по биологии: монография. Нижний Новгород: НГСХА, 2006. 237 с.
  13. Дятлова К.Д., Михалева Т.Г. Разработка заданий в тестовой форме и тестов по биологии: учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Областной центр мониторинга образования. 2008. 123 с.
  14. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: Академия, 2007. 222 с.
  15. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Народное образование, 2000. 352 с.
  16. Непопалова Е.С. Средства оценивания результатов обучения в профессиональной подготовке учителя географии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 4 (30). С. 881–886.
  17. Столярова И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России: дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 198 с.
  18. Чернилевский Д.В., Лузик Э.В. Подходы к диагностике качества обучения. М.: МГТА, 2000. 27 с.
  19. Наумова Т.А., Мухачёва Е.В., Причинин А.Е. Сборник педагогических ситуаций и задач. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. 64 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Система профессиональной подготовки бакалавров экологов

Скачать (50KB)

© Макарова Е.А., Степанова Е.С., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».