Особенности обучения русскому как иностранному языку студентов-билингвов (на примере изучения категории вида русского глагола)
- Авторы: Перькова Е.Л.1, Широбокова Л.П.1
-
Учреждения:
- Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова
- Выпуск: Том 9, № 4 (2020)
- Страницы: 321-324
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/59512
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202094310
- ID: 59512
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности изучения русского языка иностранными студентами, владеющими английским языком на базовом уровне. Сложным аспектом для иностранных обучающихся выступает грамматика, которая отличается огромным набором правил и таким же количеством исключений. Одна из самых трудных грамматических тем – «Глаголы несовершенного и совершенного вида», так как в других языках категории вида глагола не существует. В связи с этим возникают трудности у иностранных студентов-билингвов в определении значения, способах образования, употребления и применения глаголов несовершенного и совершенного вида в речевых ситуациях. Объяснение материала основывается на принципах последовательности и систематичности, т.е. от раскрытия семантики глаголов, их функций в конкретных коммуникативных ситуациях, далее к способам образования видовых пар с помощью распространенных приставок, суффиксов и, наконец, к исключениям из правил, чередованиям примыкающей согласной и гласной в корне и особым случаям образования видовых пар, которые необходимо запомнить. В статье представлены приемы работы при изучении иностранными студентами категории вида глагола в русском языке, приведены последовательные этапы работы по образованию и корректному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида с целью снятия языкового барьера в межкультурной коммуникации.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Леонидовна Перькова
Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова
Автор, ответственный за переписку.
Email: perk.lena@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных наук
Россия, КурскЛюбовь Павловна Широбокова
Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова
Email: lubshir@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных наук
Россия, КурскСписок литературы
- Grice H.P. Logic and conversation // Syntax and semantics. Vol. 3: Speech acts. N.Y.: Academic Press, 1975. 41–58 p.
- Князева А.Г. Использование языка-посредника при обучении русскому языку как иностранному // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: мат-лы IX междунар. науч.-практ. конф. (Благовещенск – Хэйхэ, Тяньцзинь, Пекин, 20–28 мая 2019 г.). Вып. 9, ч. 6 / отв. ред. И.Л. Григорьева. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. С. 46–48.
- Перькова Е.Л., Широбокова Л.П. Язык-посредник при обучении русскому языку иностранных студентов // Инновации в научно-техническом обеспечении агропромышленного комплекса России: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Курск: Изд-во Курской ГСХА, 2020. С. 192–197.
- Казимирова С.Н. Язык-посредник в преподавании иностранного языка // Филология и лингвистика. 2017. № 1. С. 48–52.
- Кожемякова Е.А., Симулина И.А. Категория вида русского глагола при обучении инофонов // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2. С. 160–165.
- Караванов А.А. Описание категории вида русского глагола в целях преподавания русского языка как иностранного // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1997. № 6. С. 27–37.
- Нечаева А.И. Система обучения иностранных студентов-филологов использованию видов глагола в русской речи: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. Ульяновск, 1998. 319 с.
- Довгий И. Методика урока русского языка как иностранного. М.: ИКАР, 2015. 226 с.
- Величко А.В. Функционально-коммуникативная грамматика в дисциплине РКИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: мат-лы V конгресса РОПРЯЛ. Вып. 5 (г. Казань, 4–8 октября 2016 года). СПб.: РОПРЯЛ, 2016. С. 1672–1676.
- Никишина Ю.В. Методика изучения видов глагола при обучении нерусских студентов разговорному стилю русской речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 22 с.
- Соколовская К.А. 300 глаголов совершенного и несовершенного вида в речевых ситуациях. М.: Рус. яз., 2002. 85 с.
- Виноградова О.М. Изучение вида глагола иностранными учащимися на начальном этапе // Перспективы развития науки и образования: мат-лы междунар. науч.-практ конф. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2017. С. 32–33.
- Хороненко С.С. О лексико-грамматических трудностях в обучении русскому языку как иностранному на начальном этапе // Актуальные проблемы довузовской подготовки: мат-лы II междунар. науч.-метод. конф. / под ред. А.Р. Аветисова (г. Минск, 17 мая 2018 г.). Минск: БГМУ, 2018. С. 199–203.
- Караванов А.А. Виды русского глагола: значение и употребление: учеб. пособие для иностранцев, изучающих русский язык. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 239 с.
- Соколовская К.А. Виды глагола в русской речи. М.: Рус. яз. Медиа; Дрофа, 2008. 285 с.
- Борисова Ю.А. Актуальные проблемы изучения глаголов в курсе «Русский язык как иностранный» (РКИ) // Заметки учёного. 2018. № 3. С. 41–49.
- Тихонова Е.Н. Грамматические и семантические особенности глагольного вида при изучении русского языка как иностранного // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2020. № 1. С. 65–74.
- Баймиева В.Ю. Изучение видов глагола на занятиях русского языка как иностранного // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 4. С. 73–77.
- Занин В.Ф. Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 2005. 334 с.
- Русский язык как иностранный: методика обучения русскому языку: учеб. пособие для высших учеб. заведений / Г.М. Васильева и др.; под ред. И.П. Лысаковой. М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2004. 269 с.
Дополнительные файлы
