Практические рекомендации по составлению заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (на примере муниципального этапа в Самарской области)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья освещает особенности заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (далее – ВсОШ АЯ или Олимпиада). Автор рассматривает ВсОШ АЯ как творческий интеллектуальный конкурс (предметную (профильную) олимпиаду), целью которого является выявление интеллектуально развитых, лингвистически, социокультурно и творчески одаренных в области иностранных языков школьников и дальнейшее развитие их интеллектуального и творческого потенциала. Автор отмечает важность ВсОШ АЯ в качестве эффективного способа определения уровня знаний учащихся и его соответствия общеевропейскому стандарту; стимулирования интереса к изучению английского языка, повышения мотивации школьников к соревновательной деятельности, творческой, аналитической, исследовательской активности, готовности к самообразованию и саморазвити, а также профессиональной ориентации школьников. Отмечая вклад предшественников в область изучения детской одаренности и интеллектуальных конкурсов, автор констатирует отсутствие комплексного исследования предметных олимпиад, посвященного общетеоретическим основам и практическим рекомендациям по составлению олимпиад в области иностранных языков. Актуальность исследования обусловлена попыткой автора, через транслирование собственного опыта как разработчика Олимпиады, облегчить неопытным педагогам подготовку школьников к ВсОШ АЯ, а начинающим разработчикам – процесс составления олимпиадных заданий. В статье показано, как регламентирующие проведение ВсОШ методические рекомендации учитываются в конкретных заданиях муниципального этапа Олимпиады. Автор комментирует формат заданий, уровень их языковой и интеллектуальной сложности, тематическую и социокультурную значимость, относительную оригинальность. В результате проведенного исследования делается вывод о необходимости включать в Олимпиаду разнообразные задания, проверяющие творческий потенциал школьников, сформированность их иноязычной коммуникативной компетенции, кругозор в области лингвистики, лингвострановедения, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.

Об авторах

Оксана Александровна Максимчик

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: maksimchik@pgsga.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации

Россия, Самара

Список литературы

  1. Биболетова М.З. Концепция предметной области «Иностранные языки» как стратегия развития иноязычного образования в российской школе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Вып. 40. Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования. Нижний Новгород: НГЛУ, 2017. С. 195–204.
  2. Грекова В.А. Особенности формирования познавательной мотивации старшеклассников в условиях соревновательной деятельности: дис. … канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 234 с.
  3. Борисова Е.А. Формирование готовности учащихся к самообразованию в процессе обучения иностранному языку: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2013. 247 с.
  4. Щербатых Л.Н. Методология, теория и технология формирования гуманитарной культуры лингвистически одаренных школьников в современной системе дополнительного иноязычного образования: дис. … д-ра пед. наук. Елец, 2017. 588 с.
  5. Румянцева М.В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 188 с.
  6. Дудкина Л.Н., Овчинникова Н.И. Особенности организации коллективных способов обучения английскому языку одаренных детей // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания: науч. метод. журнал. 2018. № 2 (11). С. 95–101.
  7. Компанеева Л.Г. Методика обучения иностранному языку одаренных старшеклассников (на материале английского языка): дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 254 с.
  8. Забелина Н.А., Петрова Е.А. Особенности работы с одаренными детьми (на материале английского языка) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). С. 225–233.
  9. Фролова И.В., Переверткина М.С., Шегай Н.А. Олимпиады школьников по иностранным языкам в парадигме современного образования «Школа – Вуз» // Universum: Вестник Герценовского университета. 2015. № 1–2. С. 41–45.
  10. Фролова И.В. Герценовская олимпиада школьников как современная форма оценивания уровня владения иностранным языком при поступлении в вуз // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 169–173.
  11. Гуманова Ю.Л. Особенности современных российских дистанционных олимпиад по страноведению // Иностранные языки в контексте культуры: межвуз. сб. статей. Т. 1. Пермь, 2011. С. 420–425.
  12. Богданова С.Ю. Разработка стратегии работы с талантливыми детьми: обучение иноязычной лексике // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета: науч. журнал. 2012. № 4 (21). С. 167–170.
  13. Кирдяева О.И., Колесникова Е.А. Конкурс устной речи в рамках всероссийской олимпиады школьников по английскому языку: типы заданий и рекомендации по их выполнению // Обучение культуре устной речи на английском языке: традиции, проблемы, перспективы. М.: ООО «РЕЛОД», 2018. С. 36–49.
  14. Городецкая Л.А. Развитие критического мышления и подготовка школьников к всероссийским олимпиадам по английскому языку // Стратегии интернационализации в иноязычном образовании: мат-лы междунар. конф. Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. С. 32–39.
  15. Сказочкина Т.В., Креер М.Я. Формирование олимпиадной компетенции в рамках концепции «Навыки XXI века» // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы: мат-лы IV междунар. науч. конгресса / ред. Е.В. Полховская. Симферополь: Ариал, 2019. С. 406–412.
  16. Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып. 5. Задания регионального и заключительного этапов с ответами и комментариями / общ. ред. Ю.Б. Курасовская. М.: Университетская книга, 2014. 150 с.
  17. Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып. 7. Задания школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов с ответами и комментариями / общ. ред. Ю.Б. Курасовская и Т.А. Симонян. М.: Университетская книга, 2016. 212 с.
  18. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 уч. г. [Электронный ресурс] / общ. ред. Ю.Б. Курасовская. М., 2019 // http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/gb-sm-2020.pdf.
  19. Требования к проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 учебном году (для организаторов и членов жюри) [Электронный ресурс]. М., 2019 // http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/tr20/24_Требования_%20РЭ%20олимпиады_2019-20_английский%20язык.pdf.
  20. Требования к организации и проведению заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019 году [Электронный ресурс] // http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/zakl-trebov-2019/Английский%20язык.pdf.
  21. Подготовка школьников к олимпиадам по иностранным языкам: теория и практика: методическое пособие. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. 127 с.
  22. Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников и изменений, внесенных в Порядок: Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1252 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158227/f9edc5a8e3c4b638082f3d122659c97eac61ff8e/.
  23. «Цивилизационное наследие России»: нужен ли в школьных стандартах новый раздел? [Электронный ресурс] // Учительская газета. 6 февраля 2018 г. № 06. – http://www.ug.ru/archive/73354.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Максимчик О.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».