Тестирование как средство оценки сформированности экологической компетентности студентов педагогического вуза
- Авторы: Макарова Е.А.1, Степанова Е.С.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 9, № 1 (2020)
- Страницы: 254-259
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/34572
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202091307
- ID: 34572
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования экологической компетентности будущих учителей, а также особенностям диагностики сформированности компонентов экологической компетентности. Цель статьи состоит в том, чтобы показать опыт реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и методические подходы к оцениванию процесса формирования профессиональных компетенций. В статье рассматриваются понятия «экологическое образование», «экологическая компетентность». Авторы определяют экологическую компетентность выпускника педагогического вуза как интегрированное качество личности, основанное на теоретических знаниях, практических умениях в области экологии и готовности будущего учителя к экологически адекватному и профессионально целесообразному поведению в ситуациях морального выбора. Экологическая компетентность студента представлена как сложное системное образование, включающая ряд компонентов (когнитивный, ценностно-мотивационный, профессионально-деятельностный). Описаны средства оценивания сформированности экологической компетентности у студентов, в частности педагогическое тестирование. В статье определены основные этапы конструирования педагогического теста и условия его реализации. Также представлены результаты педагогического эксперимента, реализованного на базе естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета. Использование тестирования в профессиональном образовании дает возможность определения соответствия содержания, уровня и качества подготовки студентов, а систематическое проведение тестового контроля позволяет оценивать процесс формирования экологической компетентности у студентов педагогического вуза.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Екатерина Александровна Макарова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: ekaterinamakarova@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараЕкатерина Сергеевна Степанова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: katia1405@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания
Россия, СамараСписок литературы
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
- Об Экологической доктрине Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097.
- О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668.
- Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Вагнер И.В., Либеров А.Ю. Концепция общего экологического образования в интересах УР (2010) // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 2. С. 4-15.
- Носова Т.М. Система методической подготовки учителя начальных классов к экологическому образованию школьников: дис. … д-ра пед. наук. Самара, 1998. 379 с.
- Пономарева И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания // Проблемы экологического образования в школе и педвузе: мат-лы тез. межвуз. конф. по методике преподавания биологии / науч. ред.: И.Н. Пономарева. СПб.: Образование, 1993. С. 4-6.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Г.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. 1990. № 12. С. 47-51.
- Глазачева А.О., Глазачев С.Н. Формирование экологической компетентности будущего дизайнера в системе высшей школы // Акмеология. 2013. № 1. С. 93-98.
- Алексеев С.В. Экологическая компетентность как прогнозируемый результат экологического образования // Сборник материалов VI междунар. методологического семинара. СПб.: Тесса, 2006. С. 20-23.
- Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007. № 3. С. 3-8.
- Панфилова Л.В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: автореф. дис. … д-ра. пед. наук. Тольятти, 2002. 42 с.
- Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: МИОО, 2009. 180 с.
- Макарова Е.А. Методика формирования экологической компетентности будущих учителей: технологии сотрудничества: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2011. 26 с.
- Дятлова К.Д. Системный подход к составлению и анализу качества педагогических тестов по биологии: монография. Нижний Новгород: НГСХА, 2006. 237 с.
- Дятлова К.Д., Михалева Т.Г. Разработка заданий в тестовой форме и тестов по биологии: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Областной центр мониторинга образования, 2008. 123 с.
- Столярова И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России: дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 198 с.
- Чернилевский Д.В., Лузик Э.В. Подходы к диагностике качества обучения. М.: МГТА, 2000. 27 с.
- Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2005. 155 с.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Народное образование, 2000. 352 с.
- Непопалова Е.С. Средства оценивания результатов обучения в профессиональной подготовке учителя географии // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11, № 4 (4). С. 881-886.
- Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
