Тестирование как средство оценки сформированности экологической компетентности студентов педагогического вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования экологической компетентности будущих учителей, а также особенностям диагностики сформированности компонентов экологической компетентности. Цель статьи состоит в том, чтобы показать опыт реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и методические подходы к оцениванию процесса формирования профессиональных компетенций. В статье рассматриваются понятия «экологическое образование», «экологическая компетентность». Авторы определяют экологическую компетентность выпускника педагогического вуза как интегрированное качество личности, основанное на теоретических знаниях, практических умениях в области экологии и готовности будущего учителя к экологически адекватному и профессионально целесообразному поведению в ситуациях морального выбора. Экологическая компетентность студента представлена как сложное системное образование, включающая ряд компонентов (когнитивный, ценностно-мотивационный, профессионально-деятельностный). Описаны средства оценивания сформированности экологической компетентности у студентов, в частности педагогическое тестирование. В статье определены основные этапы конструирования педагогического теста и условия его реализации. Также представлены результаты педагогического эксперимента, реализованного на базе естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета. Использование тестирования в профессиональном образовании дает возможность определения соответствия содержания, уровня и качества подготовки студентов, а систематическое проведение тестового контроля позволяет оценивать процесс формирования экологической компетентности у студентов педагогического вуза.

Об авторах

Екатерина Александровна Макарова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: ekaterinamakarova@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия, Самара

Екатерина Сергеевна Степанова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: katia1405@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Россия, Самара

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
  2. Об Экологической доктрине Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097.
  3. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668.
  4. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Вагнер И.В., Либеров А.Ю. Концепция общего экологического образования в интересах УР (2010) // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 2. С. 4-15.
  5. Носова Т.М. Система методической подготовки учителя начальных классов к экологическому образованию школьников: дис. … д-ра пед. наук. Самара, 1998. 379 с.
  6. Пономарева И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания // Проблемы экологического образования в школе и педвузе: мат-лы тез. межвуз. конф. по методике преподавания биологии / науч. ред.: И.Н. Пономарева. СПб.: Образование, 1993. С. 4-6.
  7. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Г.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. 1990. № 12. С. 47-51.
  8. Глазачева А.О., Глазачев С.Н. Формирование экологической компетентности будущего дизайнера в системе высшей школы // Акмеология. 2013. № 1. С. 93-98.
  9. Алексеев С.В. Экологическая компетентность как прогнозируемый результат экологического образования // Сборник материалов VI междунар. методологического семинара. СПб.: Тесса, 2006. С. 20-23.
  10. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007. № 3. С. 3-8.
  11. Панфилова Л.В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: автореф. дис. … д-ра. пед. наук. Тольятти, 2002. 42 с.
  12. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: МИОО, 2009. 180 с.
  13. Макарова Е.А. Методика формирования экологической компетентности будущих учителей: технологии сотрудничества: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2011. 26 с.
  14. Дятлова К.Д. Системный подход к составлению и анализу качества педагогических тестов по биологии: монография. Нижний Новгород: НГСХА, 2006. 237 с.
  15. Дятлова К.Д., Михалева Т.Г. Разработка заданий в тестовой форме и тестов по биологии: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Областной центр мониторинга образования, 2008. 123 с.
  16. Столярова И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России: дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 198 с.
  17. Чернилевский Д.В., Лузик Э.В. Подходы к диагностике качества обучения. М.: МГТА, 2000. 27 с.
  18. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2005. 155 с.
  19. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Народное образование, 2000. 352 с.
  20. Непопалова Е.С. Средства оценивания результатов обучения в профессиональной подготовке учителя географии // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11, № 4 (4). С. 881-886.
  21. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Результаты сформированности экологической картины мира у студентов

Скачать (16KB)
3. Рисунок 2 – Результаты сформированности экологического мышления у студентов

Скачать (15KB)

© Макарова Е.А., Степанова Е.С., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».