Педагогическая технология формирования у курсантов ведомственного вуза компетентности ведения переговоров при возникновении чрезвычайных обстоятельств в учреждениях уголовно-исполнительной системы
- Авторы: Тарасова С.А.1, Ощепкова О.В.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт ФСИН России
- Выпуск: Том 8, № 4 (2019)
- Страницы: 302-306
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/34510
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201984315
- ID: 34510
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме профессионально-психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в период вузовского обучения. Разработана технология обучения переговорам сотрудников пенитенциарных учреждений на основе компетентностно-ориентированного подхода в процессе изучения дисциплин психологического цикла. Уточнено понятие «переговорная компетентность сотрудника уголовно-исполнительной системы», которое понимается как профессионально-личностная готовность к ведению переговорного процесса с осужденными. Переговорная компетентность рассматривается в контексте проблемы разрешения конфликтов при групповых неповиновениях и массовых беспорядках в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Определена структура переговорной компетентности: мотивационно-ценностный, когнитивный, действенно-практический и рефлексивный компоненты, отражающие специфику переговорной деятельности. Рассмотрена технология формирования переговорной компетентности, состоящая из целевого, содержательного, процессуального и критериально-оценочного блоков. Описано содержание обучения на основе выделения организаторской, коммуникативной, этической, технологической, информационной составляющих переговорной компетентности. Приведен перечень планируемых образовательных результатов. Рассмотрена процессуальная часть формирования компетентности ведения переговоров, отражающая содержание и последовательность этапов. Описаны методические приемы, используемые в обучении, даны примеры заданий. Представлена деловая игра как интерактивная форма обучения на тренировочном и практическом этапах. Обсуждаются способы проверки сформированности образовательных результатов в ходе текущего и итогового контроля.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Александровна Тарасова
Самарский юридический институт ФСИН России
Автор, ответственный за переписку.
Email: svetliks68@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики
Россия, СамараОльга Владимировна Ощепкова
Самарский юридический институт ФСИН России
Email: dikkechka@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики
Россия, СамараСписок литературы
- Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года: утверждена распоряжением правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р. Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.
- ФГОС ВО по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность: утвержден приказом Министерства науки и образования от 16.11.2016 № 1424.
- Азарнова А.Н. Психологические условия повышения эффективности обучения профессиональных медиаторов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 19 с.
- Скибицкий Э.Г. Инновационный подход к формированию у студентов и слушателей переговорной компетентности // Инновации и образование. 2014. № 4. С. 106–111.
- Маркович В.А. Социально-психологические детерминанты успешности обучения переговорщиков: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2015. 304 с.
- Вахнина В.В. Концептуально-методические основания развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 130–134.
- Возженникова О.С. Переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел и психологические пути ее совершенствования: дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 230 с.
- Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16–31.
- Гарник С.В., Рехтина Н.В. Проблемы разрешения чрезвычайных обстоятельств в учреждениях УИС при групповых неповиновениях и массовых беспорядках // Групповые неповиновения и массовые беспорядки в учреждениях УИС: сб. мат-лов круглого стола (30 ноября 2017 г., г. Москва) / под общ. ред. д.э.н., профессора С.В. Гарника. М.: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. С. 67–71.
- Спинова Е.А. Формирование умений ведения переговоров при языковой подготовке специалистов внешней торговли: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 25 с.
- Скибицкий Э.Г. Инновационный подход к формированию у студентов и слушателей переговорной компетентности // Инновации и образование. 2014. № 4. С. 106–111.
- Рехтина Н.В. Организация и проведение переговоров в случаях осложнения оперативной обстановки или возникновения чрезвычайных обстоятельств в учреждениях уголовно исполнительной системы: учеб.-метод. пособие. М.: ФКУ НИИТ ФСИН России, 2014. 136 с.
- Лобачева Л.П. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников УИС в ситуации захвата заложников // Групповые неповиновения и массовые беспорядки в учреждениях УИС: сб. мат-лов круглого стола (30 ноября 2017 г., г. Москва) / под общ. ред. д.э.н., профессора С.В. Гарника. М.: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. С. 244–249.
- Тарасова С.А. Пенитенциарная психология: учеб. пособие. Самара: СЮИ ФСИН России, 2016. 174 с.
- Дмитриев Ю.А., Фролова А.А. Активные методы обучения в подготовке педагогов: деловая игра и тренинг // Наука, образование, культура. 2017. № 2. С. 84–96.
- Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.
Дополнительные файлы
