Педагогическая технология формирования у курсантов ведомственного вуза компетентности ведения переговоров при возникновении чрезвычайных обстоятельств в учреждениях уголовно-исполнительной системы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме профессионально-психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в период вузовского обучения. Разработана технология обучения переговорам сотрудников пенитенциарных учреждений на основе компетентностно-ориентированного подхода в процессе изучения дисциплин психологического цикла. Уточнено понятие «переговорная компетентность сотрудника уголовно-исполнительной системы», которое понимается как профессионально-личностная готовность к ведению переговорного процесса с осужденными. Переговорная компетентность рассматривается в контексте проблемы разрешения конфликтов при групповых неповиновениях и массовых беспорядках в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Определена структура переговорной компетентности: мотивационно-ценностный, когнитивный, действенно-практический и рефлексивный компоненты, отражающие специфику переговорной деятельности. Рассмотрена технология формирования переговорной компетентности, состоящая из целевого, содержательного, процессуального и критериально-оценочного блоков. Описано содержание обучения на основе выделения организаторской, коммуникативной, этической, технологической, информационной составляющих переговорной компетентности. Приведен перечень планируемых образовательных результатов. Рассмотрена процессуальная часть формирования компетентности ведения переговоров, отражающая содержание и последовательность этапов. Описаны методические приемы, используемые в обучении, даны примеры заданий. Представлена деловая игра как интерактивная форма обучения на тренировочном и практическом этапах. Обсуждаются способы проверки сформированности образовательных результатов в ходе текущего и итогового контроля.

Об авторах

Светлана Александровна Тарасова

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetliks68@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики

Россия, Самара

Ольга Владимировна Ощепкова

Самарский юридический институт ФСИН России

Email: dikkechka@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики

Россия, Самара

Список литературы

  1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года: утверждена распоряжением правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р. Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.
  2. ФГОС ВО по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность: утвержден приказом Министерства науки и образования от 16.11.2016 № 1424.
  3. Азарнова А.Н. Психологические условия повышения эффективности обучения профессиональных медиаторов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 19 с.
  4. Скибицкий Э.Г. Инновационный подход к формированию у студентов и слушателей переговорной компетентности // Инновации и образование. 2014. № 4. С. 106–111.
  5. Маркович В.А. Социально-психологические детерминанты успешности обучения переговорщиков: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2015. 304 с.
  6. Вахнина В.В. Концептуально-методические основания развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 130–134.
  7. Возженникова О.С. Переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел и психологические пути ее совершенствования: дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 230 с.
  8. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16–31.
  9. Гарник С.В., Рехтина Н.В. Проблемы разрешения чрезвычайных обстоятельств в учреждениях УИС при групповых неповиновениях и массовых беспорядках // Групповые неповиновения и массовые беспорядки в учреждениях УИС: сб. мат-лов круглого стола (30 ноября 2017 г., г. Москва) / под общ. ред. д.э.н., профессора С.В. Гарника. М.: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. С. 67–71.
  10. Спинова Е.А. Формирование умений ведения переговоров при языковой подготовке специалистов внешней торговли: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 25 с.
  11. Скибицкий Э.Г. Инновационный подход к формированию у студентов и слушателей переговорной компетентности // Инновации и образование. 2014. № 4. С. 106–111.
  12. Рехтина Н.В. Организация и проведение переговоров в случаях осложнения оперативной обстановки или возникновения чрезвычайных обстоятельств в учреждениях уголовно исполнительной системы: учеб.-метод. пособие. М.: ФКУ НИИТ ФСИН России, 2014. 136 с.
  13. Лобачева Л.П. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников УИС в ситуации захвата заложников // Групповые неповиновения и массовые беспорядки в учреждениях УИС: сб. мат-лов круглого стола (30 ноября 2017 г., г. Москва) / под общ. ред. д.э.н., профессора С.В. Гарника. М.: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. С. 244–249.
  14. Тарасова С.А. Пенитенциарная психология: учеб. пособие. Самара: СЮИ ФСИН России, 2016. 174 с.
  15. Дмитриев Ю.А., Фролова А.А. Активные методы обучения в подготовке педагогов: деловая игра и тренинг // Наука, образование, культура. 2017. № 2. С. 84–96.
  16. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тарасова С.А., Ощепкова О.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».