Интегративные связи в преподавании дисциплин музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов
- Авторы: Федотова Т.Ю.1,2, Немировская И.Д.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Самарский социально-педагогический колледж
- Выпуск: Том 8, № 3 (2019)
- Страницы: 329-333
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/34400
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201983318
- ID: 34400
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам модернизации музыкального педагогического образования среднего звена. Отмечены особенности мышления современных студентов, описаны проблемы инновационного развития информационного общества. Показаны трудности среднего профессионального музыкального образования. Системное мышление и интеграция научного знания выделены в качестве основы для формирования новых мировоззренческих установок сегодняшнего дня. Проанализированы научные исследования в области музыкальной педагогики, затрагивающие интегративные связи внутри области. В качестве условия для формирования целостных и системных представлений о языке музыки выделена необходимость применения интегративных связей в преподавании комплекса музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин. В данном случае интегрирующим началом может выступать язык музыки, представляющий собой комплекс средств музыкальной выразительности. Системный анализ каждого средства музыкальной выразительности, направленный на раскрытие их внутренней взаимосвязи и смысловой роли, отмечен как необходимое условие, позволяющее сформировать целостное представление о языке музыки и музыкальном искусстве в целом. Обоснована важность оптимизации и интенсификации музыкально-теоретической подготовки студентов на основе интегративных связей внутри комплекса дисциплин музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Юрьевна Федотова
Самарский государственный социально-педагогический университет; Самарский социально-педагогический колледж
Автор, ответственный за переписку.
Email: tanita80@inbox.ru
аспирант кафедры музыкального образования, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, заведующий музыкальным отделением
Россия, Самара; СамараИя Дмитриевна Немировская
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: nemirovskaya-i@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор кафедры музыкального образования
Россия, СамараСписок литературы
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2 изд., испр. и доп. М.: Наука, 1975. 720 с.
- Педагогический словарь: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
- Галиченко А.Ю. Интегративные процессы в учебно-образовательной практике вузов культуры и искусства // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 2 (31). С. 139–141.
- Галиченко А.Ю. Проблемы реализации междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов культуры и искусств // Интеграция образования. 2009. № 2 (55). С. 75–79.
- Кислова А.И. Интенсификация развития музыкальных способностей младших школьников в условиях межпредметной интеграции: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2005. 22 с.
- Круглова М.Г. Формирование культурологических интегративных знаний у студентов-музыкантов в процессе музыкально-исторической подготовки: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2009. 191 с.
- Курбонова Г.Н. Теория и практика интеграции музыкально-исполнительских дисциплин в процессе подготовки будущего учителя музыки // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 320. С. 187–189.
- Курбонова Г.Н. Интеграция музыкально-исполнительских дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2005. 155 с.
- Морозова Н.В. Интегративный подход в обучении как основа профессиональной компетентности будущего учителя музыки и педагога дополнительного музыкального образования // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. Пермь: Изд-во ПГИК, 2016. С. 15–23.
- Политаева Т.И. Перспективы интеграции в системе музыкального образования (на примере взаимодействия музыкально-исторических дисциплин) // Преподаватель XXI век. 2014. № 1. С. 162–169.
- Пурин В.Д. Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2003. 204 с.
- Стражникова Т.И. Проблемы интеграции дисциплин в региональной системе музыкального образования // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 246–248.
- Туравец Н.Р. Интеграция и дифференциация в системе профессионального музыкального образования // Многоуровневая система профессионального художественного образования: проблемы интеграции и дифференциации: сб. материалов регион. науч.-практ. конф. Краснодар: КГУКИ, 2002. С. 3–19.
- Шишлянникова Н.П. Интегрированный подход к профессиональной подготовке будущего учителя музыки // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (126). С. 38–41.
- Иофис Б.Р. М.И. Ройтерштейн: научная деятельность и авторская модель музыкально-теоретической подготовки учителя музыки // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2015. № 4 (12). С. 80–91.
- Основы теоретического музыкознания: учеб. пособие для вузов по специальности 030700 – Музыкальное образование / А.И. Волков и др.; под ред. М.И. Ройтерштейна. М.: Academia, 2003. 271 с.
- Ройтерштейн М.И. Введение в анализ гармонии: учеб. пособие. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. 87 с.
- Ройтерштейн М.И. Полифония: учеб. пособие для музык. фак. педвузов. М.: Academia, 2002. 190 с.
- Ройтерштейн М.И. Музыкальный язык: учеб. пособие по курсу музыкального анализа для музыкально-педагогического факультета педагогического вуза. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1973. 135 с.
- Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: учеб. для студ. педвузов по специальности «Музыкальное образование». М.: Владос, 2001. 111 с.
Дополнительные файлы
