Совершенствование содержания подготовки школьников к практическому туру регионального этапа Всероссийской биологической олимпиады
- Авторы: Ефимова Н.В.1, Шилкова Т.В.1, Соколова Т.Л.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 8, № 2 (2019)
- Страницы: 334-341
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/34340
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201982302
- ID: 34340
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Перед современной системой образования стоит задача развития и поддержки талантливой молодежи. На поиск, поддержку и сопровождение талантливых детей направлены, в частности, предметные олимпиады школьников, которые, повышая интерес обучающихся к науке, развивая их творческий потенциал и познавательную активность, способствуют профессиональной ориентации обучающихся и их жизненному успеху в будущем. Опыт проведения различных этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии показал, что для достижения высоких результатов участникам олимпиады необходимы методически обоснованная система тренировочных сборов и консультативная помощь специалистов в различных областях биологии. В статье обобщен многолетний опыт организации и проведения практического тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии на кафедре общей биологии и физиологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Представлены методические рекомендации, направленные на совершенствование подготовки школьников к практическому туру регионального этапа Всероссийской олимпиады по биологии (кабинет «Биология человека», 9 класс), включающие характеристику типичных ошибок участников олимпиады, алгоритм выполнения практических заданий по микроскопированию гистологических препаратов, критерии дифференцирования гистологических объектов, примеры олимпиадных заданий с матрицей ответов.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Владимировна Ефимова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: efimovanv12@mail.ru
доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскТатьяна Викторовна Шилкова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: shilkovatv@cspu.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскТатьяна Леонидовна Соколова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sokolovatl@cspu.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскСписок литературы
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 46-68.
- Дятлова К.Д., Синицына Ю.В. Биологические олимпиады Нижегородского университета как средство профессиональной ориентации и профессионального отбора школьников // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 4 (48). С. 175-181.
- Пасько Т.Б. Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования // Образование и воспитание. 2017. № 1 (11). С. 11-14.
- Репина Е.Г. Студенческое олимпиадное движение как инструмент поиска одаренной молодежи и педагогической работы с ней: принципы организации и опыт проведения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 297-302.
- Тарасенко Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. 2017. № 1. С. 50-54.
- Roy P. Gifted education in India // Cogent Education. 2017. Vol. 4, Is. 1. P. 1-18. doi: 10.1080/2331186X.2017. 1332815.
- Алексеева О.В. Прогрессивные направления магистерской подготовки в педагогическом вузе // Наука и школа. 2018. № 2. С. 9-13.
- Баковецкая О.В., Камаева С.А., Калыгина Т.А., Клейменова Ю.Ю., Царева О.А., Терехина А.А. Биологическая олимпиада как вектор интеграции школы и медицинского вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. http://science-education.ru/ru/article/view?id=27857.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/1450.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 г. «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» [Электронный ресурс] // http://rg.ru/2014/01/ 29/olimpiadi-dok.html.
- Акимова Е.И., Мурашев В.В. Роль московской олимпиады школьников по биологии в основном общем образовании в свете новых стандартов ФГОС // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-3. С. 62-69.
- Malcolm A.D.B., Day G. The role of the IOB in the future of biological education // Journal of Biological Education. 2004. Vol. 38, Is. 4. P. 156-157. doi: 10.1080/00219266.2004.9655932.
- O'Kennedy R., Burke M., van Kampen P., James P., Cotter M., Browne W.R. The First EU Science Olympiad (EUSO): a model for science education // Journal of Biological Education. 2005. Vol. 39, Is. 2. P. 58-62. doi: 10.1080/00219266.2005.9655962.
- Эрастов Е.Р., Стельникова И.Г. Роль олимпиады по нормальной анатомии в повышении мотивации изучения предмета // Морфология. 2006. Т. 129, № 3. С. 97-98.
- Evtimova S., Trakiiska K. The National Biology Competition: Criteria for Assessing Students' Knowledge and Skills // Biotechnology & Biotechnological Equipment. 2009. Vol. 23, sup. 1. P. 50-52. DOI: 10. 1080/13102818.2009.10818363.
- Дятлова К.Д. Предметные олимпиады как способ развития познавательной активности школьников // Школа будущего. 2012. № 3. С. 56-61.
- Dierks P.O., Höffler T.N., Parchmann I. Profiling interest of students in science: Learning in school and beyond // Research in Science & Technological Education. 2014. Vol. 32, Is. 2. P. 9-114. DOI: 10.1080/ 02635143.2014.895712.
- Blankenburg J.S., Höffler T.N., Peters H., Parchmann I. The effectiveness of a project day to introduce sixth grade students to science competitions // Research in Science & Technological Education. 2016. Vol. 34, Is. 3. P. 342-358. doi: 10.1080/02635143.2016.1222361.
- Feng A.X., Campbell J.R., Verna M.A. The Talent Development of American Physics Olympians // Gifted and Talented International. 2001. Vol. 16, Is. 2. P. 108-114. doi: 10.1080/15332276.2001.11672972.
- Campbell J.R., Walberg H.J. Olympiad studies: Competitions provide alternatives to developing talents that serve national interests // Roeper Review. 2010. Vol. 33, Is. 1. P. 8-17. doi: 10.1080/02783193.2011.530202.
- Пискун А.А. Разработка методического сопровождения учащихся при подготовке к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. 27-29 октября 2016, Москва. М.: Московский гос. обл. ун-т, 2016. С. 180-182.
- Волошина М.А. Опыт проведения регионального этапа олимпиады школьников по биологии в Новосибирском государственном университете // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. 2010. Т. 12, № 2. С. 63-72.
- Шибкова Д.З. Общие рекомендации по подготовке к теоретическому туру олимпиады // Методические рекомендации педагогам общеобразовательных учреждений по организации олимпиад по биологии. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. С. 14-19.
- Асылбекова Г.Е., Алиясова В.Н., Болдишор И.В. Основы подготовки школьников к олимпиаде по биологии // American Scientific Journal. 2016. № 8 (8). С. 4-7.
- Ефимова Н.В., Чучкина Р.Ф. Методические указания к выполнению заданий по морфологии и гистологии практического тура школьной биологической олимпиады // Методические рекомендации педагогам общеобразовательных учреждений по организации олимпиад по биологии. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. С. 31-39.
- Ефимова Т.М., Дмитриева Т.А. Вопросы биологии растений на практическом туре Всероссийской олимпиады школьников по биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. 27-29 октября 2016, Москва. М.: Московский гос. обл. ун-т, 2016. С. 323-326.
- Ефимова Т.М., Дмитриева Т.А. Использование индивидуально-групповой организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся при их подготовке к участию в олимпиаде по биологии // Педагогическое образование и наука. 2016. № 6. С. 33-38.
- Швецов Г.Г. Создание методической системы подготовки школьников к участию в предметной олимпиаде по биологии // Педагогическое образование и наука. 2015. № 3. С. 17-20.
- Швецов Г.Г. К вопросу о разработке методической системы подготовки школьников к участию в предметной олимпиаде по биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. 27-29 октября 2016, Москва. М.: Московский гос. обл. ун-т, 2016. С. 102-104.
- Швецов Г.Г. Организация подготовки школьников к участию в предметной олимпиаде как элемент совершенствования методической работы учителя биологии // Педагогическое образование и наука. 2017. № 5. С. 16-19.
- Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии: учеб. пособие / под ред. Н.А. Юриной, А.И. Радостиной. М.: Изд-во УДН, 1989. 253 с.
- Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т. Т. 1: Пер. с англ. / под ред. Р. Сопера. М.: Мир, 2005. 454 с.
- Жункейра Л.К., Карнейро Ж. Гистология: атлас: учеб. пособие / пер. с англ. под ред. В.Л. Быкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 576 с.
- Быков В.Л. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей). СПб.: СОТИС, 2007. 520 с.
- Новиков А.И., Святенко Е.С. Руководство к лабораторным занятиям по гистологии с основами эмбриологии. М.: Просвещение, 1984. 168 с.
- Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. М.: Медицина, 1978. 544 с.
- Кюнель В. Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии / пер. с англ. Е. Погосян. М.: АСТ: Астрель, 2007. 533 с.
