Развитие творческих способностей студентов – будущих учителей на занятиях по педагогике

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье аргументируется значение творческой личности учителя для современного российского образования и раскрывается роль творческих способностей педагога в его профессиональном становлении. Выявляются основные аспекты педагогического творчества, определяющие профессиональное развитии учителя как творческой личности: методическое творчество, коммуникативное творчество, творчество в организации процесса обучения, творческое самовоспитание. Осуществляется анализ научных представлений о конкретных творческих способностях, которыми должен обладать педагог, и выделяются способности, развитие которых у студентов педагогического вуза позволит им проявлять педагогическое творчество во всех аспектах будущей профессиональной деятельности: аналитические способности, способность к поиску альтернативных решений педагогических проблем, способность к самостоятельной и инициативной творческой педагогической деятельности, способность справляться с ситуациями неопределенности, способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в творческой педагогической деятельности. Выявляются возможности учебной дисциплины «Педагогика» в развитии творческих способностей студентов – будущих учителей. Раскрывается потенциал технологии развития критического мышления обучающихся через чтение и письмо (РКМЧП) в развитии аналитических способностей студентов. Обосновывается роль мозгового штурма, метода кейс-стади, ролевых игр, дискуссий (диспутов) в развитии способности будущих учителей к поиску альтернативных решений педагогических проблем. Раскрывается значение проектной деятельности, программ саморазвития, деловых игр в развитии способности будущих учителей к самостоятельной и инициативной творческой педагогической деятельности. Выявляется потенциал игр-ситуаций с условиями неопределенности, анализ ситуаций неопределенности, разработки сценариев действий в неопределенных ситуациях, дебатов в развитии у студентов – будущих учителей способности справляться с ситуациями неопределенности. Обосновываются возможности игр на коммуникацию, групповых обсуждений, ролевых игр в развития способности студентов – будущих учителей к эффективному коммуникативному взаимодействию в творческой педагогической деятельности.

Об авторах

Ольга Михайловна Семенова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: o.semenova@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Россия

Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 288 с.
  2. Ахметзянова Н.В. Творческие способности и их особенности в подготовке учителя в педагогическом вузе // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 23–28.
  3. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 73–77.
  4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Знание, 2013. 364 с.
  5. Игнатова О.И. Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–1. С. 72–75.
  6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  7. Мартишина Педагогическое творчество. М.: Русайнс, 2023. 329 с.
  8. Скворцов А.В., Комиссарова Т.С. Профессиональные творческие умения учителя-предметника как условие формирования творческих способностей учащихся // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 4–2. С. 173–180.
  9. Тузова Н.Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации // Молодой ученый. 2017. № 25 (159). С. 316–319.
  10. Февралева Я.В. Место творческой составляющей личности педагога и ее роль в обучении детей // Евразийский научный журнал. 2017. № 9. С. 107–109.
  11. Сманцер А.П. Педагогические основы стимулирования творческого саморазвития будущего педагога в процессе обучения в вузе // Веснік БДУ. Серыя 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2007. № 3. С. 113–118.
  12. Турбина Е.П. Реализация индивидуальных творческих способностей в педагогической деятельности у будущих учителей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (33). С. 76–81.
  13. Бартошевич И.А. Дебаты как средство формирования творческих способностей будущего учителя иностранного языка // Актуальные проблемы педагогических исследований: мат-лы XVI аспирантских чтений (г. Минск, 23 апреля 2020 г.) / отв. ред. Н.В. Самусева. Минск: БГПУ, 2020. С. 11–14.
  14. Семенова О.М. Технология формирования критического мышления студентов вуза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 4 (65). С. 145–155. DOI: 10. 26456/vtpsyped/2023.4.145.
  15. Кригер Е.Э. Типы ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 9–12.
  16. Ткачева Л.Л. Технологии развития критического мышления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2008. № 16 (116). С. 95–96.
  17. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Образовательные технологии и общество. 2006. Т. 9, № 4. С. 284–292.
  18. Черноусова Т.В. Стратегии проживания ситуации неопределенности как предмет социально-психологического анализа // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4, № 4. С. 421–434. doi: 10.33910/2686-9527-2022-4-4-421-434.
  19. Скрипкина Т.П., Ванданова Э.Л., Бакшиханова С.С. Модели решения сложных ситуаций в педагогической деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 1. С. 163–177. doi: 10.18384/2224-0209-2021-1-1062.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Семенова О.М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».