О научных подходах к организации деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям
- Авторы: Соболева Е.И.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
- Страницы: 210-215
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/263439
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024131316
- ID: 263439
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме определения теоретических оснований деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям, в качестве которых (оснований) выступают научные подходы к ее осуществлению. Обосновывается, что научный подход к организации деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям представляет собой совокупность методов, способов, средств, практических инструментов проектирования такой деятельности, обуславливая ее стратегию. Предлагаются критерии отбора нравственных ценностей, к которым приобщаются студенты – будущие специалисты технического профиля, в качестве которых (критериев) выступают виды отношений инженера: отношение к технике, отношение к коллегам, отношение к обществу. Выделяются этапы приобщения студентов к нравственным ценностям: 1) понимание, 2) интериоризация, 3) экстериоризация, в контексте которых выстраивается логика приобщения студентов к ценностям. Дается характеристика этапов понимания, интериоризации и экстериоризации и раскрывается их роль в отборе научных подходов. Обосновывается выбор герменевтического, аксиологического и контекстного подходов к организации деятельности преподавателя по приобщению студентов к нравственным ценностям и раскрывается назначение данных подходов в приобщении студентов технического вуза к нравственным ценностям.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Ивановна Соболева
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: soboleva.ei@mail.ru
старший преподаватель кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений
Россия, г. СамараСписок литературы
- Пургина Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2015. 275 с.
- Кудаков О.Р. Методологические подходы в российском образовании (предпосылки теории подходов): монография. Казань: Каз. гос. энерг. ун-т, 2017. 176 с.
- Худякова Н.Л. О структуре философии современного образования // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). С. 77–82.
- Гелясина Е.В. Парадигматическая составляющая научного подхода в педагогике // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3, № 1. С. 7–18. doi: 10.17748/2686-9969-2020-3-1-07-18.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. 431 с.
- Хуторской А.В. Интериоризация и экстериоризация в образовании // Вестник Института образования человека. 2022. № 1. С. 4.
- Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. 328 с.
- Евдокимова Е.Г. Применение герменевтического подхода в образовании // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. 2018. № 10. С. 191–194.
- Закирова А.Ф. Концептуальные основания герменевтического подхода в педагогике // Евразийский союз ученых. 2014. № 5–2. С. 119–121.
- Неверова Т.А. Терминологический круг герменевтического подхода в педагогике // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2 (5). С. 326–328.
- Самойлов Л.П. Герменевтический подход к совершенствованию системы подготовки будущих инженеров // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 1. С. 54–59.
- Шохин В.К. Аксиология // Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 17–20.
- Гайденко П.П. Аксиология // Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. С. 17–19.
- Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
- Шемшурина А.И. Аксиологический подход в воспитании как метод и перспективная стратегия // Образование в современной школе. 2011. № 6. С. 53–60.
- Рогожникова Р.А., Демина О.В. Аксиологический подход – основа воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности как ценностного отношения к человеку // Научно-информационный журнал «Армия и общество». 2013. № 1 (33). С. 30–33.
- Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3–2. С. 202–212.
- Мамаев В.А. Аксиологический подход в воспитании студенчества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 41 (300). С. 134–136.
- Рубан А.В. Аксиологический подход к воспитанию курсантов военного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 9. С. 44–46.
- Тимофеева С.В. Аксиологический подход в образовании – наиважнейший фактор воспитания духовного и творческого начал в личности // Вестник КрасГАУ. 2009. № 3 (30). С. 251–257.
- Шемшурина А.И. Аксиологический подход как основа системы нравственного воспитания детей и молодежи // Нижегородское образование. 2011. № 4. С. 32–38.
- Боева О.М. Аксиологический подход в нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2015. № 13. С. 258–262.
- Бурцева И.В. Аксиологический подход к духовно-нравственному воспитанию молодежи // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2019. № 6 (26). С. 34–37
- Нижегородов Д.Г., Серикова Л.А. Аксиологический подход к нравственному воспитанию личности в условиях современной системы образования // Философия образования. 2012. № 1 (40). С. 233–239.
- Бездухов А.В., Бездухов В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара: СГПУ, 2000. 185 с.
- Калашников В.Г. Понятие «контекст» и контекстный подход в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2019. № 4. С. 40–55. doi: 10.51314/2073-2635-2019-4-40-55.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
- Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. 2016. №3. С. 3–16.
- Вербицкий А.А. О категориальном аппарате теории контекстного образования // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 57–67.
- Беляева А.Б. Особенности воспитания студентов на основе контекстного подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. Вып. 3–1 (43). С. 303–306.
Дополнительные файлы
