Индивидуальные образовательные стратегии повышения квалификации преподавателей высшей школы
- Авторы: Евелина Л.Н.1, Балабаева Н.П.2, Энбом Е.А.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
- Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
- Страницы: 149-155
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/263430
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024131306
- ID: 263430
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Российская система образования постоянно претерпевает обновление, естественное в процессе непрерывного развития науки, технологий и общества. В связи с этим возникает очевидная необходимость непрерывного профессионального образования преподавателей вузов, которые потом, в свою очередь, разрабатывают инновационный контент и вносят изменения в процесс обучения студентов всех направлений подготовки. Важной целью каждой образовательной организации является поддержание на должном уровне и постоянное непрерывное повышение качества образования. Поэтому результатом освоения преподавателем программы курсов повышения квалификации должно стать совершенствование профессиональных компетенций, которые как раз и необходимы для повышения качества преподавания. На пути достижения этой цели возникает ряд проблем, решение которых требует особого внимания со стороны как руководства университета, так и каждого преподавателя. При этом основным аспектом является целесообразное грамотное выстраивание общих образовательных стратегий и индивидуальных траекторий повышения квалификации для каждого преподавателя в зависимости от характера профессиональной деятельности. В статье представлены анализ и сравнительная характеристика индивидуальных образовательных траекторий повышения квалификации преподавателей технического и педагогического университетов на примере Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики и Самарского государственного социально-педагогического университета.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Любовь Николаевна Евелина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: evelina.evelina-ln@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, математики и методики обучения
Россия, г. СамараНаталья Петровна Балабаева
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Email: balabaeva-n-p@mail.ru
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики
Россия, г. СамараЕкатерина Александровна Энбом
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Автор, ответственный за переписку.
Email: enbom@mail.ru
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики
Россия, г. СамараСписок литературы
- Филиппов А.М. Формирование профессиональной мобильности преподавателей как фактор эффективности деятельности образовательных организаций: монография. Магнитогорск: ОУ ВО «МАУ», 2019. 149 с.
- Санько А.М. Функции преподавателей вузов в современных условиях // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 1. С. 57–62. doi: 10.18287/2542-0445-2019-25-1-57-62.
- Геращенко Н.В. Актуальность проблемы профессионального благополучия преподавателей вузов // Глобальные проблемы научной цивилизации, пути совершенствования: мат-лы XV междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. Ставрополь, 28 февраля 2022 года. Ставрополь: Параграф, 2022. С. 117–119.
- Одинцова Т.Н. Профессиональная мобильность преподавателя как необходимое условие повышения качества подготовки специалистов // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2021. № 2. С. 59–61.
- Евелина Л.Н., Кечина О.М. Некоторые пути преодоления трудностей в изучении математических дисциплин будущими учителями // Электронные библиотеки. 2019. Т. 22, № 5. С. 356–366. doi: 10.26907/1562-5419-2019-22-5-356-366.
- Митяков С.Н., Ширяев М.В., Яковлева Н.Н., Макарова Е.А. Управление человеческим капиталом технического вуза: Модель профессиональной компетентности преподавателя // Инновации. 2013. № 7 (177). С. 86–91.
- Мухaмедвaлиeвa З., Ерденова С. Значимость повышения уровня квалификации у преподавателей иностранного языка и собственного саморазвития // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2022. № 81. С. 12–15.
- Джашеев Т.И., Урусова А.М. К вопросу о психологической готовности педагога к деятельности в цифровой образовательной среде // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 3 (217). С. 571–574. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p571–575.
- Бобриков В.Н., Равочкин Н.Н. Модель развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла // Образование и саморазвитие. 2014. № 4 (42). С. 43–48.
- Беликов В.А., Филиппов А.М. Формирование профессиональной мобильности преподавателей вузов как фактор решения задач оптимизации высшего образования // Вестник Академии энциклопедических наук. 2019. № 1 (34). С. 34–41.
- Гончарук Н.П. Развитие профессиональной мобильности научно-педагогических кадров в условиях цифровизации образования // Известия Российской академии образования. 2023. № 2 (62). С. 168–178. doi: 10.51944/20738498_2023_2_168.
- Политанская В.В. Формирование профессиональной мобильности преподавателя // Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». 2022. № 9–2. С. 183–187.
- Токарева Р.Д. Социокультурная мобильность как основа профессиональной компетентности педагога // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17, № 1–2 (19). С. 442–443.
- Чекалкин А.А., Макарова Е.Ю. Повышение квалификации профессорско-преподавательского персонала политехнического университета по направлению «Техника и технологии строительства» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. 2018. Т. 9, № 1. С. 122–136. doi: 10.15593/2224-9826/2018.1.12.
- Ковалев А.П. Личностно-ориентированная стратегия обучения преподавателя высшей военной школы в системе дополнительного профессионального образования // Гуманитарные проблемы военного дела. 2017. № 3 (12). С. 185–189.
- Борченко И.Д., Малютина Е.В. Персонифицированная программа повышения квалификации как эффективный инструмент адресной поддержки педагогов в преодолении их профессиональных затруднений // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2 (35). С. 57–61.
- Хусаинова Г.Р., Галиханов М.Ф. Развитие творческих способностей преподавателей инженерных вузов в рамках повышения квалификации в высших учебных заведениях // Управление устойчивым развитием. 2020. № 5 (30). С. 111–118.
- Руднева Т.И. Профессиональное развитие – фактор профессиональной успешности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 2. С. 61–65. doi: 10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65.
- Арипова М.Р., Мабудов Ш.А., Узокова П.Р. Организация взаимодействия участников образовательного процесса в условиях информатизации образования Республики Таджикистан // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2022. Т. 18, № 4 (30). С. 55–61. doi: 10.34708/gstou.2022.79.67.007.
- Дорошенко Е.Г., Ивкина Л.М., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Онлайн-курс персонализированной подготовки учителей к сетевой образовательной деятельности // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 6. С. 4–13. doi: 10.21686/1818-4243-2020-6-4-13.
- Осипова А.Б. «Виртуальный помощник начинающего преподавателя» – современный интернет-ресурс // Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков: сб. мат-лов всерос. науч.-метод. конф. с междунар. уч. Чебоксары, 31 декабря 2019 года. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. С. 80–83.
- Баянова А.Р. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 3 (108). С. 159–165. doi: 10.37972/chgpu.2020.108.3.018.
- Галеева А.И. Профессиональное саморазвитие преподавателя иностранного языка в системе повышения квалификации (на примере ФПК для преподавателей испанского языка) // Вестник НЦБЖД. 2020. № 3 (45). С. 23–32.
- Балабаева Н.П., Энбом Е.А. Комплексные числа. Элементы теории функций комплексной переменной: учеб. пособие. Самара: Издательство учебной и научной литературы ПГУТИ, 2018. 96 с.
Дополнительные файлы
