Индивидуальные образовательные стратегии повышения квалификации преподавателей высшей школы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Российская система образования постоянно претерпевает обновление, естественное в процессе непрерывного развития науки, технологий и общества. В связи с этим возникает очевидная необходимость непрерывного профессионального образования преподавателей вузов, которые потом, в свою очередь, разрабатывают инновационный контент и вносят изменения в процесс обучения студентов всех направлений подготовки. Важной целью каждой образовательной организации является поддержание на должном уровне и постоянное непрерывное повышение качества образования. Поэтому результатом освоения преподавателем программы курсов повышения квалификации должно стать совершенствование профессиональных компетенций, которые как раз и необходимы для повышения качества преподавания. На пути достижения этой цели возникает ряд проблем, решение которых требует особого внимания со стороны как руководства университета, так и каждого преподавателя. При этом основным аспектом является целесообразное грамотное выстраивание общих образовательных стратегий и индивидуальных траекторий повышения квалификации для каждого преподавателя в зависимости от характера профессиональной деятельности. В статье представлены анализ и сравнительная характеристика индивидуальных образовательных траекторий повышения квалификации преподавателей технического и педагогического университетов на примере Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики и Самарского государственного социально-педагогического университета.

Об авторах

Любовь Николаевна Евелина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: evelina.evelina-ln@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, математики и методики обучения

Россия, г. Самара

Наталья Петровна Балабаева

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Email: balabaeva-n-p@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики

Россия, г. Самара

Екатерина Александровна Энбом

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Автор, ответственный за переписку.
Email: enbom@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Филиппов А.М. Формирование профессиональной мобильности преподавателей как фактор эффективности деятельности образовательных организаций: монография. Магнитогорск: ОУ ВО «МАУ», 2019. 149 с.
  2. Санько А.М. Функции преподавателей вузов в современных условиях // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 1. С. 57–62. doi: 10.18287/2542-0445-2019-25-1-57-62.
  3. Геращенко Н.В. Актуальность проблемы профессионального благополучия преподавателей вузов // Глобальные проблемы научной цивилизации, пути совершенствования: мат-лы XV междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. Ставрополь, 28 февраля 2022 года. Ставрополь: Параграф, 2022. С. 117–119.
  4. Одинцова Т.Н. Профессиональная мобильность преподавателя как необходимое условие повышения качества подготовки специалистов // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2021. № 2. С. 59–61.
  5. Евелина Л.Н., Кечина О.М. Некоторые пути преодоления трудностей в изучении математических дисциплин будущими учителями // Электронные библиотеки. 2019. Т. 22, № 5. С. 356–366. doi: 10.26907/1562-5419-2019-22-5-356-366.
  6. Митяков С.Н., Ширяев М.В., Яковлева Н.Н., Макарова Е.А. Управление человеческим капиталом технического вуза: Модель профессиональной компетентности преподавателя // Инновации. 2013. № 7 (177). С. 86–91.
  7. Мухaмедвaлиeвa З., Ерденова С. Значимость повышения уровня квалификации у преподавателей иностранного языка и собственного саморазвития // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2022. № 81. С. 12–15.
  8. Джашеев Т.И., Урусова А.М. К вопросу о психологической готовности педагога к деятельности в цифровой образовательной среде // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 3 (217). С. 571–574. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p571–575.
  9. Бобриков В.Н., Равочкин Н.Н. Модель развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла // Образование и саморазвитие. 2014. № 4 (42). С. 43–48.
  10. Беликов В.А., Филиппов А.М. Формирование профессиональной мобильности преподавателей вузов как фактор решения задач оптимизации высшего образования // Вестник Академии энциклопедических наук. 2019. № 1 (34). С. 34–41.
  11. Гончарук Н.П. Развитие профессиональной мобильности научно-педагогических кадров в условиях цифровизации образования // Известия Российской академии образования. 2023. № 2 (62). С. 168–178. doi: 10.51944/20738498_2023_2_168.
  12. Политанская В.В. Формирование профессиональной мобильности преподавателя // Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». 2022. № 9–2. С. 183–187.
  13. Токарева Р.Д. Социокультурная мобильность как основа профессиональной компетентности педагога // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17, № 1–2 (19). С. 442–443.
  14. Чекалкин А.А., Макарова Е.Ю. Повышение квалификации профессорско-преподавательского персонала политехнического университета по направлению «Техника и технологии строительства» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. 2018. Т. 9, № 1. С. 122–136. doi: 10.15593/2224-9826/2018.1.12.
  15. Ковалев А.П. Личностно-ориентированная стратегия обучения преподавателя высшей военной школы в системе дополнительного профессионального образования // Гуманитарные проблемы военного дела. 2017. № 3 (12). С. 185–189.
  16. Борченко И.Д., Малютина Е.В. Персонифицированная программа повышения квалификации как эффективный инструмент адресной поддержки педагогов в преодолении их профессиональных затруднений // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2 (35). С. 57–61.
  17. Хусаинова Г.Р., Галиханов М.Ф. Развитие творческих способностей преподавателей инженерных вузов в рамках повышения квалификации в высших учебных заведениях // Управление устойчивым развитием. 2020. № 5 (30). С. 111–118.
  18. Руднева Т.И. Профессиональное развитие – фактор профессиональной успешности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 2. С. 61–65. doi: 10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65.
  19. Арипова М.Р., Мабудов Ш.А., Узокова П.Р. Организация взаимодействия участников образовательного процесса в условиях информатизации образования Республики Таджикистан // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2022. Т. 18, № 4 (30). С. 55–61. doi: 10.34708/gstou.2022.79.67.007.
  20. Дорошенко Е.Г., Ивкина Л.М., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Онлайн-курс персонализированной подготовки учителей к сетевой образовательной деятельности // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 6. С. 4–13. doi: 10.21686/1818-4243-2020-6-4-13.
  21. Осипова А.Б. «Виртуальный помощник начинающего преподавателя» – современный интернет-ресурс // Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков: сб. мат-лов всерос. науч.-метод. конф. с междунар. уч. Чебоксары, 31 декабря 2019 года. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. С. 80–83.
  22. Баянова А.Р. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 3 (108). С. 159–165. doi: 10.37972/chgpu.2020.108.3.018.
  23. Галеева А.И. Профессиональное саморазвитие преподавателя иностранного языка в системе повышения квалификации (на примере ФПК для преподавателей испанского языка) // Вестник НЦБЖД. 2020. № 3 (45). С. 23–32.
  24. Балабаева Н.П., Энбом Е.А. Комплексные числа. Элементы теории функций комплексной переменной: учеб. пособие. Самара: Издательство учебной и научной литературы ПГУТИ, 2018. 96 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Схема траекторий повышения квалификации. Обозначения: (1) – новые платформы; (2) – операционные системы; (3) – новые IT-технологии; (4) – корпоративная информационная среда; (5) – цифровой документооборот; (6) – портфолио и рейтинг; (7) – рабочие программы и ОС по новым ФГОС; (8) – заявки на гранты; (9) – студенческая НИР; (10) – наукометрические базы; (11) – защита авторских прав; (12) – психология современной молодежи; (13) – педагогические технологии; (14) – психологические тренинги; (15) – инклюзия в высшем образовании; (16) – первая доврачебная помощь; (17) – охрана труда

Скачать (821KB)

© Евелина Л.Н., Балабаева Н.П., Энбом Е.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».