Системный подход к формированию экологической культуры личности в эпоху социальной турбулентности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Несмотря на то, что современное общество вступило в постиндустриальный период своего развития, превращение науки в главную движущую силу, продолжается деструктивное действие негативных глобальных, региональных и локальных экологических проблем. По степени опасности для человечества они могут быть поставлены на второе место после возможности термоядерного конфликта и явиться причиной возрастания социальной турбулентности. На основе достижений синергетики и системной педагогики в представленной работе обсуждаются актуальные проблемы формирования экологической культуры как наиболее эффективной формы противодействия угрозе экологической катастрофы. Предложена новая дефиниция понятия экологической культуры, разработана системная модель формирования данного личностного свойства, обозначены роль и место образовательных технологий в этом процессе. В результате анализа научной педагогической литературы осуществлена интеграция естественнонаучного и гуманитарного дискурсов, установлены роль и место в структуре индивидуальности человека и проявлениях его экологической культуры умственного, нравственного, эстетического, патриотического, трудового и физического компонентов воспитательного процесса. Сделано заключение, что реализация комплексного, системного подхода в формировании экологической культуры позволит добиться в педагогике проявления феномена эмерджентности, что существенно повысит эффективность воспитательных мероприятий экологической направленности.

Об авторах

Юрий Михайлович Попов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kafedra_afgch@mail.ru

доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия, Самара

Наталья Николаевна Сазонова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: cheshirrskaja@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Попов Ю.М., Сазонова Н.Н. Основные принципы системного анализа экологических процессов // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: мат-лы 5-й междунар. науч.-практ. конф., посв. 110-летию со дня рождения доктора биологических наук, профессора Л.В. Воржевой и 125-летию со дня рождения кандидата педагогических наук, доцента Г.Г. Штехера. 14 декабря 2016 г., г. Самара, Российская Федерация / отв. ред. С.И. Павлов, Самара: СГСПУ, 2016. С. 263-267.
  2. Розенберг Г.С. Введение в теоретическую экологию. В 2-х т. Т. 1. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Тольятти: Кассандра, 2013. 565 с.
  3. Розенберг Г.С. Введение в теоретическую экологию. В 2-х т. Т. 2. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Тольятти: Кассандра, 2013. 445 с.
  4. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии. 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата. Научная школа: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Герценовский университет). СПб., 2017. 206 с.
  5. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 208 с.
  6. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Современный писатель, 1998. 432 с.
  7. Карташова Н.С., Кулицкая Е.В. Методика преподавания биологии: частные методики преподавания биологии: учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов. М.: Издательство Директ-Медиа, 2015. 99 с.
  8. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. 123 с.
  9. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 176 с.
  10. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студентов пед. вузов / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2009. 280 с.
  11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 304 с.
  12. Воронов В.В. Современная технология воспитания: Пособие для препод. вузов, студентов и учителей. М.: Школьная Пресса, 2000. 96 с.
  13. Глебов В.В. Экологическая психология: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 243 с.
  14. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов - 100 ответов. М.: Владос-пресс, 2004. 365 с.
  15. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.
  16. Носова Т.М. Проблемы эколого-краеведческого образования Самарской губернии // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: мат-лы 2-й всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч., посв. 110-летнему юбилею д.б.н., проф. Д.Н. Флорова и 75-летнему юбилею к.б.н., профессора М.С. Горелова. 14 октября 2013 г. Самара: ПГСГА, 2013. С. 356-367.
  17. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 558 с.
  18. Батурина Г.И. Пути интеграции научно-педагогических знаний // Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. М., 1983. 96 с.
  19. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 59-60.
  20. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: монография. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
  21. Вопросы воспитания: системный подход / ред. Л.И. Новикова. М.: Прогресс, 1981. 136 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Системная модель формирования экологической культуры

Скачать (19KB)

© Попов Ю.М., Сазонова Н.Н., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».