Системный подход к формированию экологической культуры личности в эпоху социальной турбулентности
- Авторы: Попов Ю.М.1, Сазонова Н.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 6, № 4 (2017)
- Страницы: 243-246
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/22363
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201764310
- ID: 22363
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Несмотря на то, что современное общество вступило в постиндустриальный период своего развития, превращение науки в главную движущую силу, продолжается деструктивное действие негативных глобальных, региональных и локальных экологических проблем. По степени опасности для человечества они могут быть поставлены на второе место после возможности термоядерного конфликта и явиться причиной возрастания социальной турбулентности. На основе достижений синергетики и системной педагогики в представленной работе обсуждаются актуальные проблемы формирования экологической культуры как наиболее эффективной формы противодействия угрозе экологической катастрофы. Предложена новая дефиниция понятия экологической культуры, разработана системная модель формирования данного личностного свойства, обозначены роль и место образовательных технологий в этом процессе. В результате анализа научной педагогической литературы осуществлена интеграция естественнонаучного и гуманитарного дискурсов, установлены роль и место в структуре индивидуальности человека и проявлениях его экологической культуры умственного, нравственного, эстетического, патриотического, трудового и физического компонентов воспитательного процесса. Сделано заключение, что реализация комплексного, системного подхода в формировании экологической культуры позволит добиться в педагогике проявления феномена эмерджентности, что существенно повысит эффективность воспитательных мероприятий экологической направленности.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Юрий Михайлович Попов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kafedra_afgch@mail.ru
доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараНаталья Николаевна Сазонова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: cheshirrskaja@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараСписок литературы
- Попов Ю.М., Сазонова Н.Н. Основные принципы системного анализа экологических процессов // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: мат-лы 5-й междунар. науч.-практ. конф., посв. 110-летию со дня рождения доктора биологических наук, профессора Л.В. Воржевой и 125-летию со дня рождения кандидата педагогических наук, доцента Г.Г. Штехера. 14 декабря 2016 г., г. Самара, Российская Федерация / отв. ред. С.И. Павлов, Самара: СГСПУ, 2016. С. 263-267.
- Розенберг Г.С. Введение в теоретическую экологию. В 2-х т. Т. 1. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Тольятти: Кассандра, 2013. 565 с.
- Розенберг Г.С. Введение в теоретическую экологию. В 2-х т. Т. 2. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Тольятти: Кассандра, 2013. 445 с.
- Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии. 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата. Научная школа: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Герценовский университет). СПб., 2017. 206 с.
- Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 208 с.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Современный писатель, 1998. 432 с.
- Карташова Н.С., Кулицкая Е.В. Методика преподавания биологии: частные методики преподавания биологии: учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов. М.: Издательство Директ-Медиа, 2015. 99 с.
- Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. 123 с.
- Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 176 с.
- Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студентов пед. вузов / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2009. 280 с.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 304 с.
- Воронов В.В. Современная технология воспитания: Пособие для препод. вузов, студентов и учителей. М.: Школьная Пресса, 2000. 96 с.
- Глебов В.В. Экологическая психология: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 243 с.
- Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов - 100 ответов. М.: Владос-пресс, 2004. 365 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.
- Носова Т.М. Проблемы эколого-краеведческого образования Самарской губернии // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: мат-лы 2-й всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч., посв. 110-летнему юбилею д.б.н., проф. Д.Н. Флорова и 75-летнему юбилею к.б.н., профессора М.С. Горелова. 14 октября 2013 г. Самара: ПГСГА, 2013. С. 356-367.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 558 с.
- Батурина Г.И. Пути интеграции научно-педагогических знаний // Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. М., 1983. 96 с.
- Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 59-60.
- Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: монография. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
- Вопросы воспитания: системный подход / ред. Л.И. Новикова. М.: Прогресс, 1981. 136 с.
Дополнительные файлы
