Синергетический аспект формирования дискурсивной иноязычной компетенции будущих бакалавров неязыковых направлений подготовки
- Авторы: Горбунов А.Г.1
-
Учреждения:
- Удмуртский государственный университет
- Выпуск: Том 5, № 4 (2016)
- Страницы: 169-174
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/22190
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20164304
- ID: 22190
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье описан подход к решению проблемы, касающейся разработки и внедрения методов совершенствования иноречевых умений будущих бакалавров неязыковых направлений подготовки. По мнению автора, разработчики современных учебных комплексов должны преследовать цель сформировать у студентов способность к смысловосприятию и смыслопорождению, т. е. умение декодировать и порождать дискурсы на иностранном языке через формирование дискурсивной иноязычной компетенции, что требует внедрения в образовательный контекст специальных педагогических условий, модели и технологии как способа реализации различных инвариантов подходов к формированию искомой компетенции в системе подготовки бакалавров неязыкового профиля. Выявление таких педагогических условий, разработка модели процесса формирования искомой компетенции представляются возможными за счёт синергии филологической и педагогической науки, которая позволяет объяснить и закрепить у студента понимание того, как язык общения реализуется на практике, а сформированный в процессе обучения продвинутый и высокий уровень дискурсивной иноязычной компетенции предопределяет способность будущих бакалавров к эффективной иноречевой коммуникации на межличностные и профессиональные темы. Этому же способствует возможность переобучения студентов неязыкового профиля с модели коммуникации на родном языке на англосаксонскую модель коммуникации. В сумме, понимание природы дискурса, его системных характеристик, алгоритма речевых действий сообразно англосаксонской модели речевого взаимодействия позволяют методологически обоснованно дать определение термину «дискурсивная иноязычная компетенция» в педагогических целях. Решение проблемы формирования искомой компетенции обеспечивает будущим бакалаврам комфортное вхождение в профессию на уровне международных контактов и дальнейшее развитие их образовательной траектории за счёт продвинутого и высокого уровня владения дискурсивными практиками, соотнесёнными с англосаксонской моделью речевого взаимодействия. Более того, знание и способность будущих бакалавров к использованию дискурсивных иноязычных практик имеет ретроспективный эффект на модель речевого взаимодействия на родном языке.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анатолий Геннадьевич Горбунов
Удмуртский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: votkaizhevsk@gmail.com
Доцент кафедры профессионального иностранного языка для гуманитарных специальностей
Россия, 426034, Ижевск, ул. Университетская, д. 1Список литературы
- Горбунов А.Г. Технология формирования дискурсивной компетенции в сфере устного общения студентов нефилологического профиля // Казанский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 150–158.
- Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2003. 47 с.
- Кибрик А.А. Модус, жанры и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. 2009. № 2. С. 3–21.
- Kaplan R.B. Cultural thought patterns in intercultural education // Language Learning, 1966. № 16. P. 1–20.
- Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. М.: Прогресс, 1985. С. 217–237.
- Chafe W. Integration and involvement in speaking, writing, and oral literature // In spoken and written language: Exploring orality and literacy, ed. D. Tannen–Norwood: Ablex, 1982. P. 35–54.
- Горбунов А.Г. TOEFL-ориентированные технологии формирования иноязычной дискурсивной компетенции у студентов неязыковых направлений обучения: уч.-метод. пособие. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2012. Ч. 1. 43 с.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2004. 390 с.
- Горбунов А.Г. Дискурсивная иноязычная компетенция: онтологический подход // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. Вып. 6. С. 167–171.
Дополнительные файлы
