Особенности разработки и внедрения курсов образовательной области «Математика» в системы дистанционного обучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эффективное применение дистанционных технологий даже на уровне отдельных курсов в большинстве вузов сталкивается с целым рядом организационных, методических проблем. Окончательное оформление нормативной базы проблему внедрения указанных технологий из области теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы в плоскость практического внедрения. Авторы рассматривают широкий спектр проблем, возникающих при массовом внедрении систем дистанционного обучения в образовательную практику, их классификацию по различным основаниям. При выполнении работы авторы опираются на практический опыт разработки курса «Математические основы информатики» для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профилей «Информатика» и «Информатика и Иностранный язык» на базе системы управления обучением Moodle. Также изучается ряд аспектов, связанных с особенностями изучаемой предметной области (на примере образовательной области «Математика»). Формулируются необходимые условия эффективности применения технологий электронного обучения. Такими условиями, с точки зрения авторов статьи, выступают, в числе прочих участие в процессе внедрения администрации вуза, формирование однородной по уровню базовой математической подготовки группы студентов, формирование тезауруса (семантической сети) курса в процессе аудиторной работы со студентами, а также поэтапный подход к решению сложных текстовых заданий, требующих построения формальной математической модели в предметной области. Предлагаются некоторые простые критерии оценки эффективности (повышение успеваемости и мотивации студентов, оптимизация по времени работы преподавателя, уменьшение количества хронических задолжников по дисциплине).

Об авторах

Елена Леонидовна Макарова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: maklen2007@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Ольга Исааковна Пугач

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: olpugach@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Пугач В.И., Тюжина И.В. Принципы организации учебного процесса: критичность и креативность // Гуманитарные науки в XXI веке. 2014. № 18. С. 200–205.
  3. Пугач В.И., Тюжина И.В. Принципы рационального сочетания различных форм и методов изучения курса «Основы математической обработки информации» // Тенденции формирования науки нового времени: Материалы международной научно-практической конференции. 27–28 декабря 2013 г. Уфа: Изд. Башкирского государственного университета, 2014. С. 173–178.
  4. Добудько Т.В. Организация самостоятельной работы студентов в сети Интернет: формы и содержание // Ученые записки ИИО РАО. 2006. № 21. С. 74–75.
  5. Павлов В.Ю., Люсев В.Н. «Технология дистанционного обучения» с точки зрения педагогической науки // Современные информационные технологии. 2010. № 11. С. 111–113.
  6. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 10–12.
  7. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55–58.
  8. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 42–45.
  9. Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 85–87.
  10. Горбатов С.В. Использование систем управления обучением в процессе организации самостоятельной работы студентов // Модернизация профессионального образования: новые тенденции в управлении инновационным развитием экономических вузов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Самара, 2013. С. 99–102.
  11. Горбатов С.В. Методика использования системы управления в образовательном процессе учебного заведения // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 90.
  12. Аниськин В.Н., Добудько Т.В. Формирование и развитие учебных умений магистров педобразования при изучении дисциплины «Оценка качества знаний в системе дистанционного образования» // Формирование учебных умений: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. 21–22 ноября 2014 г. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. С. 10–13.
  13. Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В., Пугач В.И. Оценивание компетентности специалиста в области информатики в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Математическое, естественнонаучное образование и информатизация: бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации: материалы международной научно-практической конференции: 22–23 октября 2015 г. Самара; М.: СФ МГПУ, МГПУ, 2015. С. 52–58.
  14. Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Котова Т.А. Холистичный синергетический потенциал современной образовательной среды вуза как фактор повышения качества подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 2(4). С. 796–799.
  15. Казеев А.Е. Организация математической подготовки бакалавров направления подготовки «Прикладная информатика» с использованием информационной технологий // Информационные технологии в социальной сфере: Материалы международной заочной научно-практической конференции. 29–30 апреля 2013 года. Самара: ПГСГА, 2013. С. 135–139.
  16. Дзамыхов А.Х. Структура и содержание методической системы совместного изучения информатики и математики в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 49–53.
  17. Казеев А.Е., Галкина А.В. Оценка знаний учащихся по абстрактной и компьютерной алгебре с использованием системы дистанционного обучения // Информационные технологии в социальной сфере: Материалы международной заочной научно-практической конференции. 29–30 апреля 2013 года. Самара: ПГСГА, 2013. С. 139–144.
  18. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69–72.
  19. Горбатов С.В. Организация самостоятельной работы студентов на базе LMS Moodle // Информационные технологии в социальной сфере: Материалы международной заочной научно-практической конференции. 29–30 апреля 2013 года. Самара: ПГСГА, 2013. С. 116–123.
  20. Кондаурова И.К. Математическая подготовка студентов в вузе в контексте будущей профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3(12). С. 50–53.
  21. Горбатов С.В., Добудько Т.В. Платформа электронного обучения Moodle как средство организации оценивания профессиональной компетенции будущего специалиста // Информационные технологии в социальной сфере: Материалы международной заочной научно-практической конференции. 29 апреля 2015 года. Самара: ПГСГА, 2015. С. 76–85.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Вид курса в системе Moodle

Скачать (44KB)

© Макарова Е.Л., Пугач О.И., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».