Реализация синергетического подхода в образовании на основе метапроектного метода
- Авторы: Носков С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 5, № 3 (2016)
- Страницы: 167-170
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/21994
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20163306
- ID: 21994
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проанализированы подходы к пониманию педагогической синергетики и сделан вывод, что принципиальным моментом в реализации синергетического подхода в образовании является интеграция различных знаний на основе междисциплинарных связей. Анализ учебных планов российских вузов по различным направлениям подготовки показал, что все они отличаются незначительным числом интегрированных курсов, в связи с чем сделан вывод о необходимости реализации в образовательном процессе альтернативных методов формирования междисциплинарных связей, учитывающих многоаспектности профессиональной и образовательной среды. Рассмотрена возможность реализации синергетического подхода на основе метода метапроектов. Дано определение учебного метапроекта как особой формы самостоятельной деятельности обучаемых, описаны специфика и особенности реализации метапроектов, этапы технологии метапознавательных проектов. Реализация метапроектов может включать в себя разнообразные формы и методы обучения из различных педагогических технологий, но обуславливает специфичные задачи, стоящие перед преподавателем, представленные в содержании статьи. Результаты экспериментальной апробации подтвердили позитивное влияние применения метода метапроектов на формирование междисциплинарных связей и целостного видения будущей профессиональной деятельности студентов, а также на развития базовых способностей обучаемых: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Александрович Носков
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: noskovsergey26@gmail.com
преподаватель кафедры психологии и педагогики
Россия, СамараСписок литературы
- Плеханова Т.М. Синергетика метапредметных компетенций (на примере подготовки бакалавров по связям с общественностью) // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: XIII Междунар. науч. конф. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2015. С. 180-185.
- Ворожбитова А.А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода // Вестник высшей школы. 1999. № 2. С. 22-26.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. 568 с.
- Рябинова Е.Н. Разработка и реализация индивидуально-корректируемой технологии профессионального обучения: монография. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. 238 с.
- Тимощук Н.А. К вопросу о формировании метапредметных компетенций у будущих бакалавров и специалистов // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 189-194.
- Носков С.А. Дидактические возможности визуализации образовательной информации // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 144-149.
- Плеханова Т.М. Реальное практико-ориентированное учебное проектирование как фактор развития и формирования у студентов профессиональной компетентности // Вестник самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 138-145.
- Аниськин В.Н., Богословский В.И., Жукова Т.А., Рябинова Е.Н. Перспективы развития системы мультикультурного образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 1 (25). С. 9-17.
- Тимощук Н.А. Метапредметность в образовании XXI века // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Человеческий потенциал в 21 веке: образование и культура, патриотизм и традиции казачества, здоровый социум и инновационная экономика». Димитровград, 2016.
- Носков С.А. Имитационное моделирование содержания и форм профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: Всерос. науч.-практ. конф. Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2012. С. 244-247.
- Рябинова Е.Н., Марченкова Л.А. К вопросу об актуальности формирования вербальных компетенций студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 2(26). С. 163-170.
- Игнатьева Е.Ю. Метапроект как технология педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4-3. С. 41-45.
- Кустов Ю.А. Формирование общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе вуза (аксиологический подход): монография. Тольятти: Кассандра, 2015. 168 с.
- Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе. Ростов-на-Дону, 2009. 412 с.
- Тимощук Н.А. Формирование метапредметной компетентности у студентов технического университета // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 3 (27). С. 233-241.
Дополнительные файлы
