Реализация синергетического подхода в образовании на основе метапроектного метода

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проанализированы подходы к пониманию педагогической синергетики и сделан вывод, что принципиальным моментом в реализации синергетического подхода в образовании является интеграция различных знаний на основе междисциплинарных связей. Анализ учебных планов российских вузов по различным направлениям подготовки показал, что все они отличаются незначительным числом интегрированных курсов, в связи с чем сделан вывод о необходимости реализации в образовательном процессе альтернативных методов формирования междисциплинарных связей, учитывающих многоаспектности профессиональной и образовательной среды. Рассмотрена возможность реализации синергетического подхода на основе метода метапроектов. Дано определение учебного метапроекта как особой формы самостоятельной деятельности обучаемых, описаны специфика и особенности реализации метапроектов, этапы технологии метапознавательных проектов. Реализация метапроектов может включать в себя разнообразные формы и методы обучения из различных педагогических технологий, но обуславливает специфичные задачи, стоящие перед преподавателем, представленные в содержании статьи. Результаты экспериментальной апробации подтвердили позитивное влияние применения метода метапроектов на формирование междисциплинарных связей и целостного видения будущей профессиональной деятельности студентов, а также на развития базовых способностей обучаемых: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

Об авторах

Сергей Александрович Носков

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: noskovsergey26@gmail.com

преподаватель кафедры психологии и педагогики

Россия, Самара

Список литературы

  1. Плеханова Т.М. Синергетика метапредметных компетенций (на примере подготовки бакалавров по связям с общественностью) // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: XIII Междунар. науч. конф. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2015. С. 180-185.
  2. Ворожбитова А.А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода // Вестник высшей школы. 1999. № 2. С. 22-26.
  3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. 568 с.
  4. Рябинова Е.Н. Разработка и реализация индивидуально-корректируемой технологии профессионального обучения: монография. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. 238 с.
  5. Тимощук Н.А. К вопросу о формировании метапредметных компетенций у будущих бакалавров и специалистов // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 189-194.
  6. Носков С.А. Дидактические возможности визуализации образовательной информации // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 144-149.
  7. Плеханова Т.М. Реальное практико-ориентированное учебное проектирование как фактор развития и формирования у студентов профессиональной компетентности // Вестник самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 138-145.
  8. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Жукова Т.А., Рябинова Е.Н. Перспективы развития системы мультикультурного образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 1 (25). С. 9-17.
  9. Тимощук Н.А. Метапредметность в образовании XXI века // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Человеческий потенциал в 21 веке: образование и культура, патриотизм и традиции казачества, здоровый социум и инновационная экономика». Димитровград, 2016.
  10. Носков С.А. Имитационное моделирование содержания и форм профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: Всерос. науч.-практ. конф. Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2012. С. 244-247.
  11. Рябинова Е.Н., Марченкова Л.А. К вопросу об актуальности формирования вербальных компетенций студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 2(26). С. 163-170.
  12. Игнатьева Е.Ю. Метапроект как технология педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4-3. С. 41-45.
  13. Кустов Ю.А. Формирование общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе вуза (аксиологический подход): монография. Тольятти: Кассандра, 2015. 168 с.
  14. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе. Ростов-на-Дону, 2009. 412 с.
  15. Тимощук Н.А. Формирование метапредметной компетентности у студентов технического университета // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 3 (27). С. 233-241.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Носков С.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».