Формирование экзистенциальных аспектов профессиональной компетентности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Авторы: Тарасова С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
- Выпуск: Том 6, № 2 (2017)
- Страницы: 248-252
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/21842
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201762312
- ID: 21842
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обсуждается проблема профессиональной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Отмечается необходимость формирования у них готовности к трудностям на жизненном и профессиональном пути. Экзистенциальный аспект определяется как составная часть целостной профессиональной компетентности. В его содержание входит экзистенциальная установка по отношению к своей будущей профессиональной деятельности и жизни в целом. Экзистенциальная установка определяется как готовность будущего специалиста к саморазвитию и самосовершенствованию себя в качестве субъекта своей жизни и профессионального развития. В работе подчеркивается, что экзистенциальная установка выступает как духовный ресурс и способствует сохранению профессиональной вовлеченности будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы в трудной жизненной ситуации. Отмечается, что экзистенциальная установка формируется в процессе развития рефлексии. В статье предлагаются формы учебной работы: экзистенциальный диалог, эссе, решение ситуационных задач. Дается краткая характеристика данных форм работы и приводятся конкретные примеры заданий. Называются показатели эффективности проводимой работы: появление у обучаемых интереса к духовной стороне жизни, к проблемам смысла жизни и профессиональной деятельности, ответственности за свой выбор.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Александровна Тарасова
Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
Автор, ответственный за переписку.
Email: svetliks68@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики
РоссияСписок литературы
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.14 № 2765-р.
- Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. М., 2010. [Электронный ресурс] // https://portal.iv-edu.ru.
- Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М.: Логос, 2011. 288 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
- Леднёв В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е перераб. изд. М.: Высшая школа, 1991. 223 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
- Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
- Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с точки зрения экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
- Брушлинский А.А. Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН, СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М., Воронеж, 1999. 224 с.
- Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия. Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 2. С. 95-106.
- Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001.
- Полунина О.В. Взаимосвязь увлеченности работой и профессионального выгорания (на примере представителей сферы обслуживания): дис. … канд. псих. наук. М., 2009. 213 с.
- Шоган Е.В. Экзистенциальные диалоги как фактор ценностно-смыслового развития личности старшеклассника в образовательном пространстве школы: дис. … канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 230 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.
- Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 1994. 406 с.
- Тарасова С.А. Психология сотрудников УИС: личность, общение, деятельность: учебное пособие. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2007. 114 с.
Дополнительные файлы
