Особенности формирования у школьников математических понятий на основе билингвального обучения
- Авторы: Спиридонова Н.И.1
-
Учреждения:
- Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)
- Выпуск: Том 6, № 1 (2017)
- Страницы: 219-225
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/21676
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201761316
- ID: 21676
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается процесс формирования математических понятий у школьников в условиях билингвального (двуязычного) обучения. Описываются результаты экспериментальной работы, включающей анкетирование учащихся и учителей, направленной на выявление предпочтения родного или русского языка как языка обучения, проверочную работу по выявлению уровня сформированности математического языка у учащихся 5–6 классов на основе двух языков. В результате анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы, содержания диссертационных работ по теме исследования выявлены особенности организации билингвального образовательного процесса по формированию математических понятий в образовательных организациях Республики Саха (Якутия), который протекает поэтапно и реализуется посредством совокупности учебных действий. Определено, что основным средством выполнения действий, соответствующих этапам формирования математических понятий, может являться билингвальный дидактический комплекс, направленный на формирование понятий и развитие математической речи учащихся. Полученные в ходе исследования материалы могут быть положены в основу проектирования методики формирования математических понятий в условиях двуязычия, создания учебно-методической литературы, а также использованы учителями школ с родным языком обучения.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Ивановна Спиридонова
Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)
Автор, ответственный за переписку.
Email: tashachen@mail.ru
научный сотрудник
Россия, г. ЯкутскСписок литературы
- Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) [Электронный ресурс] // http://oecd.org/edu/pisa.
- Результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. [Электронный ресурс] // Центр оценки качества образования. – http://centeroko.ru.
- Тесленко И.Ф. Научно-техническая революция и математика в школе. Киев, 1973. 31 с.
- Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. М., 1963. 544 с.
- Габышева Ф.В., Тен Л.Б., Сивцева М.В. Образование республики в цифрах и фактах. Якутск: Медиа-Холдинг Якутия. IV выпуск. 2015. 79 с.
- Ситникова И.В. Формирование математических понятий в средней школе: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2000. 175 с.
- Петрова А.И. Формирование системы двуязычного образования: история, теория, опыт: На примере математического образования в Республике Саха (Якутия): дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 268 с.
- Габдулхаков А.В. Дидактические условия обучения математическим понятиям в двуязычной среде (на материале естественнонаучных дисциплин): дис. … канд. пед. наук. Казань, 2008. 196 с.
- Габышева Ф.В., Семенова С.С. Развитие языковой личности в полилингвальной образовательной среде. / Динамика языковых и культурных процессов в современной России [Электронный ресурс]. Вып. 5. мат-лы V Конгресса РОПРЯЛ (Казань, 4–8 октября 2016 г.). СПб.: РОПРЯЛ, 2016. 1 электр. опт. диск (CD-R), С. 1151–1156.
- Федеральнай государственнай үөрэх стандарда саха оскуолатыгар: [начаалынай уопсай үөрэхтээһин] = Федеральный государственный образовательный стандарт в якутской школе / Н.В. Ситникова, С.С. Семенова, Н.Н. Васильева уо.д.а.; хомуйан оҥордулар: Н.В. Ситникова, С.С. Семенова, Н.Н. Васильева. Ч. 1. Якутск: Бичик, 2011. 84 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт в общеобразовательных учреждениях коренных малочисленных народов Севера Республики Саха; Якутия): (нач. общее образование) / Н.В. Ситникова, С.С. Семенова, Н.Н. Васильева и др.; сост.: Н.В. Ситникова, С.С. Семенова, Н.Н. Васильева. Ч. 1. Якутск: Бичик, 2011. 96 с.
- Реализация образовательных программ начального и основного общего образования с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия) в образовательных организациях с русским языком обучения: учебно-методическое пособие / А.И. Иванова, Е.И. Винокурова, С.С. Семенова, Н.И. Филиппова, Н.И. Спиридонова; М-во образования Респ. Саха (Якутия). Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2016. 96 с.
- Реализация образовательных программ с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия) в образовательных организациях коренных малочисленных народов Севера / М-во образования Респ. Саха (Якутия), Науч.-исслед. ин-т нац. школ Респ. Саха (Якутия); С.С. Семенова, Ф.М. Леханова, Р.С. Никитина и др. Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2016. 75 с.
- Особенности разработки образовательных программ в общеобразовательных организациях с обучением на языке саха = Саха начаалынай оскуолатыгар үөрэх бырагырааматын оҥоруу уратыта / М-во образования Респ. Саха (Якутия), Науч.-исслед. ин-т нац. школ Респ. Саха (Якутия); С.С. Семенова, Н.Н. Васильева, Е.И. Винокурова, В.Я. Унарова, У.М. Флегонтова, Ю.В. Андросова. Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2016. 84 с.
- Ченянова Н.И. Переходная модель в системе билингвального обучения математике // Дискуссия. 2013. № 11. С. 126–136.
- Математика терминнэрин тылдьыта. 5–9 кылаас. [Якутско-русский, русско-якутский терминологический словарь для учащихся основной школы] / Саха Өрөспүүбүлүкэтин үөрэҕин министиэристибэтэтэ, Саха Өрөспүүбүлүкэтин Нац. оскуолаларын чинчийэр науч. ин-т / хомуйан оҥордулар: Н.И. Спиридонова, А.Д. Саввинова. Дьокуускай: Компания «Дани-Алмас», 2016. 88 с.
- Русско-якутский толковый словарь математических терминов / сост. И.Г. Егоров, П.П. Петров, А.И. Петрова. Якутск: Идз-во «Бичик», 1998. 184 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 209 с.
Дополнительные файлы
