Особенности формирования у школьников математических понятий на основе билингвального обучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования математических понятий у школьников в условиях билингвального (двуязычного) обучения. Описываются результаты экспериментальной работы, включающей анкетирование учащихся и учителей, направленной на выявление предпочтения родного или русского языка как языка обучения, проверочную работу по выявлению уровня сформированности математического языка у учащихся 5–6 классов на основе двух языков. В результате анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы, содержания диссертационных работ по теме исследования выявлены особенности организации билингвального образовательного процесса по формированию математических понятий в образовательных организациях Республики Саха (Якутия), который протекает поэтапно и реализуется посредством совокупности учебных действий. Определено, что основным средством выполнения действий, соответствующих этапам формирования математических понятий, может являться билингвальный дидактический комплекс, направленный на формирование понятий и развитие математической речи учащихся. Полученные в ходе исследования материалы могут быть положены в основу проектирования методики формирования математических понятий в условиях двуязычия, создания учебно-методической литературы, а также использованы учителями школ с родным языком обучения.

Об авторах

Наталья Ивановна Спиридонова

Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)

Автор, ответственный за переписку.
Email: tashachen@mail.ru

научный сотрудник

Россия, г. Якутск

Список литературы

  1. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) [Электронный ресурс] // http://oecd.org/edu/pisa.
  2. Результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. [Электронный ресурс] // Центр оценки качества образования. – http://centeroko.ru.
  3. Тесленко И.Ф. Научно-техническая революция и математика в школе. Киев, 1973. 31 с.
  4. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. М., 1963. 544 с.
  5. Габышева Ф.В., Тен Л.Б., Сивцева М.В. Образование республики в цифрах и фактах. Якутск: Медиа-Холдинг Якутия. IV выпуск. 2015. 79 с.
  6. Ситникова И.В. Формирование математических понятий в средней школе: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2000. 175 с.
  7. Петрова А.И. Формирование системы двуязычного образования: история, теория, опыт: На примере математического образования в Республике Саха (Якутия): дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 268 с.
  8. Габдулхаков А.В. Дидактические условия обучения математическим понятиям в двуязычной среде (на материале естественнонаучных дисциплин): дис. … канд. пед. наук. Казань, 2008. 196 с.
  9. Габышева Ф.В., Семенова С.С. Развитие языковой личности в полилингвальной образовательной среде. / Динамика языковых и культурных процессов в современной России [Электронный ресурс]. Вып. 5. мат-лы V Конгресса РОПРЯЛ (Казань, 4–8 октября 2016 г.). СПб.: РОПРЯЛ, 2016. 1 электр. опт. диск (CD-R), С. 1151–1156.
  10. Федеральнай государственнай үөрэх стандарда саха оскуолатыгар: [начаалынай уопсай үөрэхтээһин] = Федеральный государственный образовательный стандарт в якутской школе / Н.В. Ситникова, С.С. Семенова, Н.Н. Васильева уо.д.а.; хомуйан оҥордулар: Н.В. Ситникова, С.С. Семенова, Н.Н. Васильева. Ч. 1. Якутск: Бичик, 2011. 84 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт в общеобразовательных учреждениях коренных малочисленных народов Севера Республики Саха; Якутия): (нач. общее образование) / Н.В. Ситникова, С.С. Семенова, Н.Н. Васильева и др.; сост.: Н.В. Ситникова, С.С. Семенова, Н.Н. Васильева. Ч. 1. Якутск: Бичик, 2011. 96 с.
  12. Реализация образовательных программ начального и основного общего образования с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия) в образовательных организациях с русским языком обучения: учебно-методическое пособие / А.И. Иванова, Е.И. Винокурова, С.С. Семенова, Н.И. Филиппова, Н.И. Спиридонова; М-во образования Респ. Саха (Якутия). Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2016. 96 с.
  13. Реализация образовательных программ с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия) в образовательных организациях коренных малочисленных народов Севера / М-во образования Респ. Саха (Якутия), Науч.-исслед. ин-т нац. школ Респ. Саха (Якутия); С.С. Семенова, Ф.М. Леханова, Р.С. Никитина и др. Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2016. 75 с.
  14. Особенности разработки образовательных программ в общеобразовательных организациях с обучением на языке саха = Саха начаалынай оскуолатыгар үөрэх бырагырааматын оҥоруу уратыта / М-во образования Респ. Саха (Якутия), Науч.-исслед. ин-т нац. школ Респ. Саха (Якутия); С.С. Семенова, Н.Н. Васильева, Е.И. Винокурова, В.Я. Унарова, У.М. Флегонтова, Ю.В. Андросова. Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2016. 84 с.
  15. Ченянова Н.И. Переходная модель в системе билингвального обучения математике // Дискуссия. 2013. № 11. С. 126–136.
  16. Математика терминнэрин тылдьыта. 5–9 кылаас. [Якутско-русский, русско-якутский терминологический словарь для учащихся основной школы] / Саха Өрөспүүбүлүкэтин үөрэҕин министиэристибэтэтэ, Саха Өрөспүүбүлүкэтин Нац. оскуолаларын чинчийэр науч. ин-т / хомуйан оҥордулар: Н.И. Спиридонова, А.Д. Саввинова. Дьокуускай: Компания «Дани-Алмас», 2016. 88 с.
  17. Русско-якутский толковый словарь математических терминов / сост. И.Г. Егоров, П.П. Петров, А.И. Петрова. Якутск: Идз-во «Бичик», 1998. 184 с.
  18. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 209 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Спиридонова Н.И., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».