Особенности и перспективы внедрения мобильных технологий в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются возможности и перспективы внедрения мобильных технологий обучения в практику преподавания иностранного языка студентам неязыковых вузов. Актуальность исследования обусловлена тем, что использование мобильных устройств является естественным процессом в сфере обучения иностранным языкам, а современные студенты органично перешли от прослушивания и просмотра иноязычных артефактов массовой культуры к целенаправленному использованию мобильных устройств для изучения иностранных языков. Внедрение мобильных технологий в практику изучения иностранных языков сформировало естественную среду обучения, адаптированную к интересам учащихся. Такое положение дел позволяет предположить, что процесс обучения иностранному языку с помощью мобильных устройств должен решить ряд серьезных проблем, начиная с вопросов, связанных с задачами развития системы мотивации у студентов к изучению иностранного языка, познавательной активности и заканчивая проблемами формирования полилингвальной личности. Следует отметить, что стандарты образования нового поколения требуют развития ИКТ-компетенций, позволяющих внедрять в традиционную практику преподавания новые форматы, позволяющие обеспечить интерактивную поддержку процесса обучения и развивать коммуникативные навыки студентов в соответствии с требованиями времени. В этом контексте цель исследования заключалась в том, чтобы оценить перспективы внедрения технологий мобильного обучения в практику преподавания иностранного языка студентам неязыкового вуза. В работе представлены результаты полевого исследования уровня готовности преподавателей иностранных языков к внедрению мобильных технологий в практику языковой подготовки студентов неязыковых вузов. Проведенные исследования показали, что основной особенностью процесса внедрения мобильных технологий в практику языковой подготовки является его спонтанность и неорганизованность, а перспективы их активного использования ограничены уровнем развития мобильной компетенции у преподавателей. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего исследования проблем достижения уровня соответствия ИК-компетенций преподавателей иностранных языков социальным заказам современного общества.

Об авторах

Елена Александровна Николаева

Донской государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yfcntyf12032009@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранного языка в сфере социогуманитарных наук

Россия, Ростов-на-Дону

Юлия Юрьевна Котляренко

Ростовский государственный университет путей сообщения

Email: kotlakot@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Россия, Ростов-на-Дону

Список литературы

  1. Twarog L.I., Pereszlenyi-Pinter M. Telephone-assisted language study at Ohio State University: a report // The Modern Language Journal. 1988. Vol. 72, iss. 4. P. 426–434. doi: 10.1111/j.1540-4781.1988.tb04204.x.
  2. Browne C., Culligan B. Combining technology and IRT testing to build student knowledge of high frequency vocabulary // The JALT CALL Journal. 2008. Vol. 4, № 2. P. 3–16. doi: 10.29140/jaltcall.v4n2.59.
  3. Chen N.-S., Hsieh S.-W., Kinshuk D. Effects of short-term memory and content representation type on mobile language learning // Language Learning & Technology. 2008. Vol. 12, № 3. P. 93–113.
  4. Thornton P., Houser C. Using mobile phones in English education in Japan // Journal of Computer Assisted Learning. 2005. Vol. 21, iss. 3. P. 217–228. doi: 10.1111/j.1365-2729.2005.00129.x.
  5. Stockwell G. Using mobile phones for vocabulary activities: examining the effect of platform // Language Learning and Technology. 2010. № 14 (2). P. 95–110.
  6. Stockwell G. Investigating learner preparedness for and usage patterns of mobile learning // ReCALL. 2008. Vol. 20, iss. 3. P. 253–270. doi: 10.1017/s0958344008000232.
  7. Серостанова Н.Н., Чопорова Е.И. Современные технологии преподавания иностранных языков в эпоху цифровизации образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. doi: 10.17513/spno.30254.
  8. Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, вып. 7–8 (159–160). С. 7–14. doi: 10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)-7-14.
  9. Koole M. A model for framing mobile learning // Mobile learning: transforming the delivery of education & training. Ch. 2 / ed.: M. Ally. Athabasca: Athabasca University Press, 2009. P. 25–47.
  10. Kukulska-Hulme A., Norris L., Donohue J. Mobile pedagogy for English language teaching: a guide for teachers. London: The Open University. British Council, 2015. 48 p.
  11. Трошина Ю.В., Вербицкая Н.О. Мобильное обучение иностранному языку: понятие, функции, модели [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. https://science-education.ru/ru/article/view?id=20164.
  12. Касаткина Н.Н. Модели мобильного обучения иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 88–91.
  13. Churches A. Bloom's digital taxonomy [Internet] // http://burtonslifelearning.pbworks.com/f/BloomDigitalTaxonomy2001.pdf.
  14. Puentedura R.R. SAMR and TPCK in action [Internet] // http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/2011/10/28/SAMR_TPCK_In_Action.pdf.
  15. Данилова Л.Н. Цифровизация обучения иностранным языкам в вузе: возможности и риски // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (41). С. 119–128.
  16. Гвоздева А.В. Теоретико-дидактические основы смешанного обучения в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 4 (56). С. 207–213.
  17. Simonova I. Mobile technologies for foreign language learning // International Journal on Language, Literature and Culture in Education. 2016. Vol. 3 (1). P. 25–39. doi: 10.1515/llce-2016-0002.
  18. Колыхматов В.И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 8 (186). С. 156–160. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p156-160.
  19. Hockly N. Digital literacies // ELT Journal. 2012. Vol. 66, iss. 1. P. 108–112. doi: 10.1093/elt/ccr077.
  20. Авраменко А.П. Модель интеграции мобильных технологий в преподавание иностранных языков для развития устных видов речевой деятельности (английский язык): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2013. 23 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Результаты самообследования предметно-педагогического компонента мобильной компетенции преподавателя по показателю «Знать»

Скачать (143KB)
3. Рисунок 2 – Результаты самообследования предметно-педагогического компонента мобильной компетенции преподавателя по показателю «Уметь»

Скачать (148KB)

© Николаева Е.А., Котляренко Ю.Ю., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».