Дистанционное обучение в вузах Самарской области: результаты ситуативной рефлексии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В представленной статье проводится анализ состояния дистанционного обучения в вузах на современном этапе цифровизации общества; проведен теоретический анализ публикаций, посвященных проблемам дистанционного обучения в вузах Российской Федерации, описаны результаты социологического исследования студентов самарских вузов относительно организационных аспектов и условий дистанционного обучения. Выделены проблемы дистанционного обучения и определены типологические признаки их классификации в авторской редакции. Дана краткая характеристика правовых, психоэмоциональных, физиологических, организационных, технических и технологических проблем. В рамках практического исследования основной акцент сделан на организационном аспекте дистанционного образования. Практическая составляющая исследования нашла свое отражение в проведении социологического опроса студентов 1–5 курсов вузов Самарской области с целью выявления отдельных аспектов их отношения к организации дистанционного обучения. Валидность результатов исследования обеспечивалась репрезентативностью выборки опрошенных: в исследовании участвовали студенты разных вузов, направлений и специальностей, курсов, форм обучения, что подтверждается приведенными статистическими данными результатов анкетирования. В ходе исследования выявлено мнение респондентов по отношению к качеству дистанционного обучения, технологической готовности субъектов образовательного процесса к реализации обучения в дистанционном формате, наличию объективных условий (в частности, материально-технического обеспечения, функциональных возможностей используемых систем видеоконференцсвязи и т.п.). В статье приведены количественные показатели и проведен анализ полученных результатов исследования.

Об авторах

Айрат Маратович Измайлов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: airick73@bk.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании

Россия, Самара

Список литературы

  1. Заборова Е.Н., Глазкова И.Г., Маркова Т.Л. Дистанционное обучение: мнение студентов // Социологические исследования. 2017. № 2 (394). С. 131–139.
  2. Похорукова М.Ю., Агабабян Е.О., Варламов В.А. Влияние дистанционного обучения на качество успеваемости студентов // Современное педагогическое образование. 2021. № 11. С. 45–47.
  3. Смогоржевский Д.А. Основные проблемы дистанционного обучения // StudNet. 2020. Т. 3, № 12. С. 347–358.
  4. Андрюхина Т.Н. Дистанционное обучение в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 6–10.
  5. Кравченко В.И., Кузнецова М.А. Дистанционное образование: «мифы и реальность» на примере российской действительности // Danish Scientific Journal. 2021. № 46–3. С. 17–19.
  6. Лещинская С.Н. Дистанционное образование: проблемы и преимущества // Человек. Общество. Инклюзия. 2020. № 4 (44). С. 37–42.
  7. Дюжиков С.А. Дистанционное образование: проблемы и преимущества // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 4. С. 54–61. doi: 10.18522/2227-8656.2020.4.4.
  8. Антипин Е.В., Годунова Л.А. Достоинства и недостатки дистанционного образования в России // Гуманитарные исследования Москластера. 2016. Т. 1, № 1. С. 13–19.
  9. Мусинов А.А., Фарамураз Е.С.Л., Шевчук Е.П., Смолина Г.С., Бектасова Г.С., Кузнецова А.Ю. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 11–6 (55). С. 133–137.
  10. Богданова Ю.З. Дистанционное обучение: достоинства и недостатки // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71–4. С. 48–51.
  11. Муллер О.Ю., Волощук О.С. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73–6. С. 105–108. doi: 10.18411/lj-05-2021-241.
  12. Шишковская И.Л., Малькова Н.Ю. Достоинства и недостатки электронного обучения в системе высшего образования // Ползуновский альманах. 2020. № 3. С. 83–84.
  13. Лызь Н.А., Истратова О.Н. Роль информационно-образовательного интернет-пространства в непрерывном образовании личности // Вестник ЮУрГУ. Серия: «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11, № 1. С. 33–41. doi: 10.14529/ped190104.
  14. Кравченко В.И., Кузнецова М.А. Дистанционное образование: «новое веяние» или требование информационного мира // Chronos: общественные науки. 2021. Т. 6, № 2 (22). С. 30–32.
  15. Забузов О.Н., Мавриенко А.И. Дистанционное образование: вызовы информационного общества // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2019. № 2. С. 29–31.
  16. Толдиев С.А.М. Дистанционное образование: перспективы развития // Наукосфера. 2022. № 2 (2). С. 59–63.
  17. Хивренко А.В., Соляников В.С. Дистанционное образование как форма современного образования // Инновационные научные исследования. 2021. № 11–1 (13). С. 118–126. doi: 10.5281/zenodo.5732706.
  18. Шарыпова Т.Н., Крупина М.А. Внедрение информационных технологий в дистанционное образование: преимущества и недостатки // Аллея науки. 2019. Т. 1, № 1 (28). С. 968–971.
  19. Хаджиева А.Б., Еренбаева С.К. Дистанционное образование как новая технология обучения в высших учебных заведениях // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2018. № 2. С. 294–296.
  20. Стаселович Г.А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности // Научно-методический электронный журнал Калининградский вестник образования. 2020. № 4 (8). С. 55–64.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Возрастные диапазоны участников исследования

3. Рисунок 2 – Гендерное соотношение участников исследования

4. Рисунок 3 – Характер получаемого участниками исследования образования. Условные обозначения: ЕН – естественнонаучное (математика, биология, химия и др.); Г – гуманитарное (философия, психология и др.); ИТ – инженерно-техническое; М – медицинское; О – обществоведческое (история, социология, политология и др.); СП – социально-педагогическое (образование, социальная работа); С – сельскохозяйственное; У – управленческое (менеджмент, маркетинг); Э – экономическое (экономика, финансы, бухучет и др.); Ю – юридическое; СК – социально-культурное (искусство, культура)

Скачать (27KB)
5. Рисунок 4 – Курсы, на которых обучаются участники опроса

Скачать (11KB)
6. Рисунок 5 – Наличие техники для дистанционного обучения у участников исследования. Условные обозначения: Ответ 1 – «Да, у меня есть вся необходимая техника для регулярного подключения к занятиям»; Ответ 2 – «У меня не хватает отдельных атрибутов техники для полноценного дистанционного обучения (веб-камеры, наушников и пр.)»; Ответ 3 – «Нет, я не обладаю необходимой техникой для посещения дистанционных заняти 

7. Рисунок 6 – Наличие опыта дистанционного обучения у участников исследования. Условные обозначения: Ответ 1 – «Да, временно переходили на полный дистанционный режим обучения, но потом вернулись полностью на аудиторный режим обучения»; Ответ 2 – «На данный момент частично обучаюсь в дистанционном режиме»; Ответ 3 – «Обучаюсь исключительно на дистанционном режиме»; Ответ 4 – «Опыта дистанционного образования не имею»

8. Рисунок 7 – Мнение участников исследования о качестве организации дистанционного образования. Условные обозначения: Ответ 1 – «Качество дистанционного образования такое же, как качество аудиторного образования»; Ответ 2 – «Качество дистанционного образования выше качества аудиторного образования»; Ответ 3 – «Качество дистанционного образования ниже качества аудиторного образования»

9. Рисунок 8 – Предпочтения в выборе режима обучения на период всего студенчества. Условные обозначения: Ответ 1 – «Полностью аудиторный»; Ответ 2 – «Полностью дистанционный»; Ответ 3 – «Смешанный (частично аудиторный, частично дистанционный)»

10. Рисунок 9 – Оценка уровня владения программами, используемыми преподавателями в дистанционном обучении. Условные обозначения: Ответ 1 – «Удовлетворен полностью»; Ответ 2 – «Скорее удовлетворен»; Ответ 3 – «Скорее не удовлетворен»; Ответ 4 – «Не удовлетворен»; Ответ 5 – «Затрудняюсь ответить»

11. Рисунок 10 – Субъективная оценка уровня владения программным обеспечением используемым при удаленном обучении. Условные обозначения: Ответ 1 – «Удовлетворен полностью»; Ответ 2 – «Скорее удовлетворен»; Ответ 3 – «Скорее не удовлетворен»; Ответ 4 – «Не удовлетворен»; Ответ 5 – «Затрудняюсь ответить»

12. Рисунок 11 – Оценка мнения исследуемых о значимости уровня владения программным обеспечением, используемым преподавателями в дистанционном обучении. Условные обозначения: Ответ 1 – «Это ключевой критерий организации удаленного учебного процесса»; Ответ 2 – «Достаточно значим»; Ответ 3 – «Скорее значим»; Ответ 4 – «Скорее не значим»; Ответ 5 – «Не значим вообще»; Ответ 6 – «Затрудняюсь ответить»

Скачать (10KB)

© Измайлов А.М., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».