Результаты тестирования выпускников специалитета (специальность «Лечебное дело») и ординатуры (специальность «Терапия») медицинских вузов по вопросам организации профилактической деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Качество готовности выпускников вузов (по специальности «Лечебное дело») и выпускников ординатуры (по специальности «Терапия») к оказанию первичной медико-санитарной помощи взрослому населению представляет объективную проблему в практическом здравоохранении. В этой связи была поставлена цель исследования: определение уровня знаний у выпускников вузов по специальности «Лечебное дело» и выпускников ординатуры по специальности «Терапия» медицинских образовательных организаций субъектов Российской федерации о проведении медицинских, профилактических медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, диспансеризации, диспансерного наблюдения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями по профилю «терапия» и контроле эффективности мероприятий по диспансерному наблюдению. Методологическую основу исследования составили системный и компетентный подходы к определению уровня знаний выпускников. Уровень знаний выпускников определялся с использованием метода тестирования. В тестировании приняли участие 1695 студентов шестых курсов лечебных факультетов и 449 врачей-ординаторов второго года обучения по специальности «Терапия», что составило 2144 человека. Проведенное исследование показало, что уровень знаний у выпускников неоднородный. Выявленная проблема в формировании знаний в профилактической деятельности у студентов по специальности «Лечебное дело» и ординаторов по специальности «Терапия» определила направления совершенствования системы подготовки студентов и ординаторов.

Об авторах

Светлана Юрьевна Астанина

Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: astanina@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры общественного здоровья и методики профессионального образования, руководитель методического аккредитационно-симуляционного центра

Россия, Москва

Список литературы

  1. Стародубов В.И., Соболева Н.П., Алексеенко С.Н., Гуревич К.Г., Савченко Е.Д. Подготовка студентов, получающих высшее образование в области профилактики в медицинской образовательной организации // Сеченовский вестник. 2016. № 2 (24). С. 33–38.
  2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/12191967.
  3. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 // Гарант.ру. https://base.garant.ru/191961.
  4. Национальный проект «Здравоохранение» // ОргЗдрав: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2018. № 3 (13). С. 7–20.
  5. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник / под общ. ред. В.И. Звонникова, М.Б. Челышковой. М.: Логос, 2010. 668 с.
  6. Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения: приказ Министерства здравоохранения РФ от 27.04.2021 № 404н [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401414440.
  7. Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми: Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2022 № 168н [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/350170247.
  8. Доклад о мировом развитии 2016. Цифровые дивиденды: обзор [Электронный ресурс] // Всемирный банк. https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/23347/210671RuSum.pdf.
  9. Шугуров М.В. Всемирный банк: содействие распространению знаний и передаче технологий в целях устойчивого развития // Международное право. 2018. № 2. С. 1–15. doi: 10.25136/2306-9899.2018.2.26901.
  10. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / пер. с англ. И.И. Дюмулена и др.; ред. Е.И. Розенталь. М.: Прогресс, 1966. 462 с.
  11. Панов А.И. Куда ведет нас глобализация? // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2015. № 3. С. 266–269.
  12. Ханова О.Ю., Кудряшова О.К. Роль знаний и образования в формировании человеческого капитала // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5–2. С. 190–196.
  13. Стародубов В.И., Алексеенко С.Н., Соболева Н.П. Подготовка студентов медицинских вузов в области профилактики как приоритетная проблема здравоохранения // Кубанский научный медицинский вестник. 2011. № 6 (129). С. 8–14.
  14. Ажиниязова Г.К., Еримбетова З.Б., Пахратдинова Г.А. Подготовка студентов медицинских вузов как приоритетная проблема здравоохранения // Молодой ученый. 2021. № 29 (371). С. 147–149.
  15. Кукушкин С.К., Харитонов А.Ю., Бойцов С.А. Подготовка медицинских кадров в рамках развития медицинской профилактики // Профилактическая медицина. 2014. Т. 17, № 5. С. 73–75.
  16. Радченко О.Р., Уразманов А.Р., Мусин Н.М. О подготовке медицинских кадров по программам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования основ здорового образа жизни // Фундаментальные исследования. 2014. № 10. С. 1786–1789.
  17. Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Шепель Р.Н. Мониторинг качества содержания программ подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 5S. С. 7–16. doi: 10.15829/1728-8800-2022-3514.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Распределение количества участников по уровням усвоения знаний

Скачать (28KB)
3. Рисунок 2 – Достаточный уровень усвоения знаний – распределение долей участников по количеству набранных баллов, %

Скачать (27KB)
4. Рисунок 3 – Вопросы (с 1 по 16), на которые было дано наибольшее количество правильных ответов

Скачать (71KB)
5. Рисунок 4 – Вопросы (с 1 по 13), на которые было дано наименьшее количество правильных ответов

Скачать (69KB)

© Астанина С.Ю., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».