Methodological approaches to the study of Ch. Darwin’s theory of natural selection in the school biology course

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Currently, some previously recognized ideas are being re-evaluated in biological education, which confirms the need to improve and further develop the methodology for studying and teaching the theory of evolution. Relevant in this regard are the selection of the content and the development of a methodology for studying Darwin’s theory of natural selection in the school biology course, which determined the purpose of the study. The purpose of the paper is to develop a methodology for studying some issues of Darwin’s theory of natural selection in the school biology course. The paper offers a variant of the program and a method for studying the most complex issues of the topic. Natural selection, which manifests itself as a consequence of the struggle for existence, should be described by formulating a definition, describing the mechanism and results of action. The study of natural selection should be accompanied by evidence of its leading role in evolution. Describing the struggle for existence as a factor of evolution, it is necessary to emphasize its ecological essence. The results of the action of natural selection should be described taking into account their cause-and-effect relationships, accompanying this with examples, using various manuals and tasks and carrying out practical work. The description of the methodology for studying the issues of the topic is of theoretical significance, and the given methodological recommendations for studying the prerequisites for the emergence of Darwinism, the doctrine of the variability of organisms, the struggle for existence, natural selection and other issues are of practical importance and will ensure a successful assimilation of this complex material by students.

About the authors

Elena Anatolyevna Lamekhova

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: lamehovaea@cspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of General Biology and Physiology Department

Russian Federation

References

  1. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Прогресс-традиция, 1999. 640 с.
  2. Ламехова Е.А. Методика изучения закономерностей эволюционного процесса в средней общеобразовательной школе. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. 196 с.
  3. Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. М.: ЛКИ, 2007. 520 с.
  4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика обучения биологии: учеб. для студентов пед. ин-тов по биологии. М.: Просвещение, 1983. 384 с.
  5. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. М.: Мнемозина, 2002. 304 с.
  6. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для пед. вузов. М.: Академия, 2003. 272 с.
  7. Суматохин С.В. Естественнонаучная грамотность как цель развития школьного биологического образования // Биология в школе. 2019. № 1. С. 54–59.
  8. Суматохин С.В. Учебник биологии в российской школе (конец XVIII – конец XX вв.): монография. М.: Изд-во МГОУ, 2004. 123 с.
  9. Суматохин С.В. Учебники биологии сегодня: проблема выбора // Биология в школе. 2012. № 4. С. 73–77.
  10. Латюшин В.В. Проблемы биологического образования на современном этапе // Биология в школе. 1999. № 2. С. 26–29.
  11. Соломин В.П., Марина А.В., Станкевич П.В. Биологическое образование в средней школе: современное состояние и перспективы развития: учебник. Арзамас: АГПИ, 2006. 212 с.
  12. Макарова О.Б., Сивохина Л.Н. Методика обучения биологии: современные подходы. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 275 с.
  13. Арбузова Е.Н. Методика обучения биологии: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. 232 с.
  14. Воронин Д.М., Егорова Г.В., Хотулёва О.В. Опыт реализации смешанного обучения с элементами проектной деятельности в педагогической магистратуре на примере подготовки учителей биологии // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 155–166. doi: 10.32744/pse.2019.2.13.
  15. Никишов А.И. Методика обучения биологии в школе. М.: Юрайт, 2019. 193 с.
  16. Якунчев М.А., Волкова О.Н., Аксенова О.Н. Методика преподавания биологии: учеб. для студентов высших учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 320 с.
  17. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Реализация эколого-эволюционного подхода при изучении закономерностей макроэволюции // Экология ХХI века: синтез образования и науки: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф., 18–21 мая 2021 г., г. Челябинск, Российская Федерация / под науч. ред. Н.Н. Назаренко. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2020. С. 70–73.
  18. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Естественнонаучный подход при изучении закономерностей эволюционного процесса // Актуальные проблемы биологической и химической экологии: сб. мат-лов VI междунар. науч.-практ. конф., 26–28 февраля 2019 г., г. Москва, Российская Федерация / отв. ред. Д.Б. Петренко. М.: МГОУ, 2019. С. 352–357.
  19. Ламехов Ю.Г. Коэволюционный подход в изучении закономерностей эволюции в средней и высшей школе // Проблемы взаимодействия науки и общества: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. 5 февраля 2018 г., г. Новосибирск. Новосибирск: Аэтерна, 2018. С. 195–198.
  20. Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.Г. Методика изучения популяции в школьном курсе биологии // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 265–271. doi: 10.17816/snv201981309.
  21. Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Отбор содержания и методика изучения темы «Естественный отбор» в средней и высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 4. С. 12–22.
  22. Ламехов Ю.Г. Методика изучения темы «Направление эволюции органического мира» в разделе «Общая биология» средней общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 44–48.
  23. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2018. 158 с.
  24. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Биология: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Изд-во «Просвещение», 2014. 256 с.
  25. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций. М.: Вентана-Граф, 2016. 288 с.
  26. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология. 10–11 классы; учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. 127 с.
  27. Андреева Н.Д. Биология. 10–11 классы; учеб для общеобразоват. учреждений (базовый уровень). М.: Мнемозина, 2012. 327 с.
  28. Wright S. Evolution in the Mendelian populations // Genetics. 1931. Vol. 16. P. 97–159.
  29. Dobzhansky Th. Genetics of the evolutionary process. New York, Columbia University Press, 1971. 505 p.
  30. Fisher R.A. The genetical theory of natural selection. Oxford: Clarendon Press, 1930. 308 p.
  31. Wynne-Edwards V.E. Animal dispersion in social behavior. Edinburgh, 1962. 630 p.
  32. Higuet D. Disruptive selection on body weight in Drosophila melanogaster // Evolution. 1986. Vol. 40, № 2. P. 272–278.
  33. Карпинская Р.С. Зачем методолог биологу? // Методология биологии: новые идеи. Синергетика. Семиотика. Коэволюция. М.: УРСС, 2001. С. 14–20.
  34. Ефимова Н.В., Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Методологические основы отбора содержания учебного материала о строении и жизнедеятельности простейших в вузовской дисциплине «Зоология» // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, № 2. С. 252–259. doi: 10.17816/snv2021102305.
  35. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1985. 271 с.
  36. Парамонов А.А. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1978. 335 с.
  37. Дарвин Ч. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». М.: Мысль, 1976. 453 с.
  38. Северцов А.С. Основы теории эволюции. М.: МГУ, 1987. 320 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Lamekhova E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».